Файл: Место и роль Федерального собрания Российской Федерации в системе высших органов власти (Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время высшим представительным и законодательным органом власти в разных странах мира является Парламент. В Италии, Франции, Канаде, Англии, США, Бельгии применяется именно такое название органа государственной власти. В нашем же государстве Парламентом является Федеральное Собрание.

Государственная власть в России основана на принципе разделения властей и состоит из законодательной, исполнительной и судебной власти. Федеральное Собрание - орган государственной власти, который осуществляет управление нормотворчеством и непосредственно государственным развитием. В основе деятельности Федерального Собрания лежит выполнение им таких основных функций как представительная и законодательная.

Считаю, что выбранная мною тема недостаточно изучена гражданами нашей страны, не сталкивающимся по роду своей деятельности с законодательной властью. Данный вывод я сделал, проведя опрос своих непосредственных коллег и граждан нашего государства, работающих так же как и я, в крупной государственной корпорации. За период с октября месяца предыдущего года и по настоящее время я побывал на двадцати трех предприятиях отрасли, в которой имею честь трудиться.

Я опрашивал людей в возрасте от 40 до 50-ти лет, то есть своих сверстников на предмет наличия знаний о таком понятии как «Федеральное собрание». Общее количество опрошенных – около четырехсот человек. Ответы меня не удивили. Только 10 % смогли ответить верно.

Я связываю данный результат опроса с нижеуказанным:

В 1991 году, после распада СССР, в котором мы изучали устройство государства и права Советского Союза – мы оказались в некотором правовом вакууме. Время 1990-х годов было тяжелое для страны и большинство граждан занимались банальным выживанием. Время на изучение структуры власти для большинства граждан отсутствовало.

В настоящее время, после принятия федерального закона от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» он часто стал являться предметом обсуждения среди моих коллег и сотрудников предприятий корпорации. Соответственно, интерес у граждан к органу, принявшему данный закон, его места и роли в системе высших органов власти - повысился.

Актуальность работы заключается в раскрытии и разъяснении сущности законодательного и представительного процесса Федерального Собрания и в предоставлении информации о том, что необходимо гражданину России, неравнодушному к судьбе государства, благосостоянию граждан нашей страны для того, чтобы стать представителем Федерального Собрания РФ.


Основной принцип деятельности Федерального Собрания заключается в верховенстве права и закона. Курсовая работа направлена на исследование направлений реализации представительной и законодательной функций. Практическая значимость курсовой работы заключается в предоставлении аналитического материала для дальнейшего изучения данного направления.

Цель курсовой работы - исследование представительных и законодательных функций Федерального Собрания для понимания места и роли данного органа в системе высших органов власти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

• Рассмотреть теоретические основы деятельности Федерального Собрания;

• Исследовать функции Федерального Собрания.

Федеральное Собрание осуществляет деятельность по формированию и развитию правового положения граждан. Основная цель Федерального Собрания - обеспечение деятельности по законодательному развитию государства. Объектом исследования является система высших органов государственной власти РФ.

В качестве предмета исследования стоит рассмотреть основы деятельности и функции Федерального Собрания, его роль и место в системе высших органов власти РФ.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях, нормативно-законодательные акты РФ. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы деятельности Федерального Собрания явились труды таких ученых, как С.А. Авакьяна, М.Б. Смоленского, К. С. Бельского, Ю.Н. Старилова. Учебное пособие Чистякова Н.М позволило детально ознакомиться со стадиями законодательного процесса Федерального Собраниия и с систематизацией нормативных правовых актов. Исследование функций и компетенции Федерального Собрания подробно рассмотрено в монографии «Парламентское право России» под руководством академика РАН Я.Хабриевой.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научных исследований:

• анализ нормативно-правовых актов по теме исследования;

• анализ источников литературы по данной теме,

• обобщение полученных результатов исследования.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Объем основной части курсовой работы составляет 37 страниц.

В первой главе курсовой работы рассматривается структура органов власти Российской Федерации с краткой их характеристикой.


Во второй главе более подробно рассматривается законодательная ветвь власти РФ, даны теоретические основы деятельности Государственной думы РФ, Софета Федерации РФ, их видение, структуры, полномочия, представлены их описание и значение для государственного развития.

И, наконец, в третьей главе представлены результаты анализа совместной работы двух палат, особенности в их работе, то есть показаны роль и место Федерального Собрания в системе высших органов власти РФ. Детально и подробно рассмотрен основной процесс совместной работы двух палат, а именно – законотворчество.

СТРУКТУРА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РФ

Структура государственной власти образовалась или можно сказать появилась вследствие теории, предложенной англичанином Джоном Локком (1632 – 1704 г.г.). В своем труде «Два трактата о правлении» (1690 г.) он утверждал, что вся власть в государстве должна быть разделена как ми нимум на компоненты, которые будут полностью независимы друг от друга. Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит непосредственно из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения управления был впервые использован в Древнем Египте. Со временем он перенесся в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном государстве принцип деления властей не является чем-то новым. Что касается Российской Федерации, то правовая атмосфера в нашем государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. (см.рис. №1)[26]. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет широкий ряд различных функций.

Конституция нашей страны предельно четко закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную и судебную [1], [16, с.25]. Отсюда следует, что государство функционирует на основе принципа демократического разделения власти на несколько независимых ветвей.

В самой Конституции Российской Федерации есть подробное описание высших органов каждого структурного элемента государственной власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов в Российской Федерации. Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – Президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан только лишь для осуществления баланса в системе высших органов власти. Хотелось бы отметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать исключительно отдельно, так как все они имеют свои внутреннюю структуру и особенности.


рисунок 1

Структура органов государственной власти Российской Федерации

Исполнительная власть в России

В соответствии со ст.11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды.

Структура органов государственной власти России – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит непосредственно определенной ветви власти. Прежде чем мы будем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что же такое исполнительная власть.

Многие ученые права излагают, что это система определенных специальных органов, которые призваны реализовать нормы конституции, нормы федеральных законов, других нормативных актов именно с целью поддержания правового климата в стране. Исполнительная власть по их мнению нужна для реализации, и для осуществления контроля права. Существует довольно широкое мнение, что исполнительная ветвь власти полностью зависит от власти законодательной и находится под её исключительным контролем. Однако этот утверждение спорное, так как органы исполнительной власти во многих вопросах самостоятельны.

Так,например, профессор С.К. Бельский определяет понятие исполнительной власти как: «Исполнительная власть» есть система органов государственной власти, осуществляющая в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующая для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение» [15].

Другой профессор - Ю.Н. Старилов определяет понятие исполнительной власти как: «Исполнительная власть - это деятельность по управлению обществом и государством, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции» [17] .

Структура исполнительного органа власти строится по принципу жесткой иерархии. Данный способ построения позволяет максимально оперативно осуществлять реализацию требований Конституции России, ее отдельных норм права и законов.

Как я уже указывал ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу жесткой иерархии. Всего в настоящий момент существует три ступени органов этой ветви. Деление осуществляется в зависимости от субъекта , который координирует, контролирует и регулирует их деятельность. Приведу их перечень:


  • Федеральные Министерства и Службы, которые координируются президентом России (Миннистерство ВД, МИД, МО России, Министерство юстиции РФ, ФСО (Федеральная служба охраны), СВР (Служба внешней разведки), ФСБ (Федеральная Служба Безопасности).
  • Федеральные министерства и подведомственные им органы, которые координируются Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство спорта, Министерство промышленности и т. д.).
  • Службы и Агентства , которые подчиняются непосредственно президенту РФ (Таможенная служба , Миграционная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Любая деятельность вышеперечисленных органов производится на основе законов Конституции, Федеральных законов, которые выдаються органом, представляющим законодательную власть. [4]

Законодательная власть в России

Законотворчество является исключительным правом органов этой ветви власти . Законодательной властью наделён орган, который, по сути, её осуществляет, приводит данный механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд исключительных функций, таких как, например: объявление или прекращение войны, принятие бюджета государства, контроль за правительством, его формированием, а также ратификация всех международных договоров.

В Российской Федерации законодательная власть осуществляется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

Именно Федеральное собрание наделено правом издавать законы, то есть наделено законодательной властью, и также является представительным органом, так как депутаты выбираются непосредственно народным голосованием. Парламент России состоит из двух палат – верхней и нижней.

Верхняя палата - Совет Федерации состоит из 170 сенаторов (плюс 17 - десят процентов к 170 назаначает президент Росии. Итого – сто восемьдесят семь), которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона федеративного устройства, то есть субъекта РФ. Основное направление это реализация стратегических целей будущего развития государства.

Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, который достиг избирательного возраста (21 год). Полномочия и роль в ежедневной жизни государства у Государственнаой Думы значительно выше, чем у Совета Федерации, так как именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, осуществлять формирование Счётной палаты, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. д.