Файл: Место и роль Федерального собрания Российской Федерации в системе высших органов власти (Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На примере выборов в муниципальные районы г.Москвы хотел бы коротко рассказать, что количество депутатских мандатов в городе Москва – одна тысяча пятьсот два, а количество муниципальных образований – сто двадцать пять. Каждое из ста двадцати пяти муниципальных образований имеет в своем составе муниципальные районы. Учитывая количество зарегестрированных жителей города Москвы, имеющих право приходить на выборы (данные на декабрь 2018 г.) – 12.186.342 человек, получаем, что в среднем муниципальный депутат представляет интересы восьми тысяч избирателей.[24],[25].

Не буду останавливаться на способах выдвижения и регистрации кандидатов на выборы в муниципалитеты, хочу лишь сказать, что вариантов всего два: либо кандидат выдвигается по партийному списку, либо становится самовыдвиженцем.

Теперь снова вернемся к ФЗ №229 с тем, чтобы проследить каким образом выбираются депутаты в законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации. Понять, может ли депутат муниципального образования стать кандидатом в члены Федерального Собрания, обязательное это условие для этого или нет. Или все же любой гражданин РФ, соответствующий определенным требованиям может минуя депутатское кресло муниципального образования стать кандидатом в члены Совета Федерации.

Напомню, что в Совете Федерации сто семдесят мандатов плюс семнадцать (десять процентов - назначает Президент РФ). Итого сто восемдесят семь человек.

Как было указано выше - наделение полномочиями члена Совета Федерации Российского государства осуществляется непосредственно органом государственной власти субъекта России исключительно на основании волеизъявления избирателей данного субъекта РФ.

Далее, обобщу информацию из этого же закона:

И так. Кандидатом для наделения его правами и полномочиями члена Совета Федерации может стать гражданин России, достигший возраста не менее тридцати лет, который, внимание, обладает безупречной репутацией и постоянно проживет на территории того субъекта Российской Федерации, где он собирается баллотроваться - в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации (СФ России). Или, в совокупности, в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена СФ.

Из статьи 2 этого же закона [8] вытекает, что: кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Россий может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи.


Подводём промежуточный итог работы, то есть непосредственно итог этой главы.

Депутаты органа власти в субъекте России, как и в Государственной думе, выдвигаются и избираются в парламент как от политических объединений, так и самовыдвижением.

Соответственно, после выбора главы субъекта Российской Федерации который напомню обязан внести на рассмотрение в законодательное собрание субъекта РФ трех кандидатов для дальнейшей работы представителем в Совете Федерации, также после выборов депутатов в законодательные органы субъектов РФ мы сможем понять кто же в итоге от субъекта будет работать в Совете Федерации. Депутату муниципального образования его статус ника не помогает быть избранным в депутаты субъекта РФ. А вот в Государственную Думу он может попасть. Но об этом было сказано в предыдущей главе.

3. Федеральное собрание РФ. Особенности и совместная работа палат

Теория развития всего ныне существующего мирового парламентария показывает, что наличие двухпалатного парламента, одна из которого представляет интересы всего населения страны, а другая - интересы отдельных территорий государства ( в нашей стране – Субъекты Федерации), является общей похожей особенностью именно демократических государств.И в нашей стране существуети Государственная Дума и Совет Федерации, кототорые олицетворяют собой различные стороны и особенности парламентаризма:

Принцип нижней и верхней палат, который присутствует в парламентском устройстве России, создает все необходимые условия для значительной самостоятельности Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.)[28]. В особых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий президента РФ, посланий Конституционного Суда России, выступлений руководителей любого из иностранных государств.

При внимательном изучении статьи 105 [1]видим следующее:

  • Государственная Дума имеет исключительные полномочия принимать Федеральные законы;
  • Механизм принятия довольно прост. Большинство депутатов должны проголосовать за принятие данного закона, если он только его содержание не должно противоречить Конституции;
  • Далее, принятые Государственной Думой законопроекты передаются в Совет Федерации для рассмотрения, но не более чем через пять дней;
  • Если за закон проголосовало более половины от общего числа членов верхней палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации - Федеральный закон считается одобренным. В случае же отклонения федерального закона СФ России - палаты могут создать так называемую согласительную комиссию для преодоления начавшихся разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой России;
  • В случае, когда при голосовании оказалось, что Государственной Дума не согласна с решением Совета Федерации - федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

После изучения статьи 106 Конституции России подробно были исследованы именно те законопроекты, которые в обязательном порядке должны быть рассмотрены верхней палатой.

И так: обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по таким вопросам как:

  • обсуждение распределения финансовых ресурсов федерального бюджета;
  • законов, касающихся налоговых отчислений;
  • регулирования деятельности финансовых, валютных, кредитных, таможенных органов, контроль денежной эмиссии;
  • Все, что связано со статусом и защитой государственной границы Российской Федерации;
  • Вопросы объявления войны или заключения мира.

При внимательном ознакомлении с содержанием статьи 107 Конституции РФ можно сделать следущие выводы:

  • Первое: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания.
  • Президент Российской Федерациин не более чем через четырнадцать дней подписывает федеральный закон. Далее средства массовой информации обнародывают его.
  • Если же Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона ему на подпись - отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации вновь рассмотрят данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен именно в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом России в течение не более семи дней и обнародован в средствах массовой информации.

3.1 Взаимоотношения палат парламента

В основе организации двухпалатного парламента могут быть два разных принципа:

  • Первый – это равенство палат;
  • Второй - принцип верхней и нижней палат.

При равенстве (равноправии) палат парламент действует как единое целое. В настоящее время осуществляется совместная деятельность палат в области парламентского контроля. Принят Федеральный закон от 27 декабря 2015 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Его основными вехами являются:

  • Первое и основное это же конечно защита гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • Определенная возможность палатами Федерального Собрания контролировать деятельность Правительства РФ, а также всех исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • Выявлять причины и условия возникновения фактов и обстоятельств, которые послужили веским основанием для реализации парламентского расследования;

Согласно данному Закону парламентскому расследованию однозначно подлежат обстоятельства или факты о :

  • Массовом нарушении гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • обстоятельствах, связанных с возникновением ЧС (чрезвычайных ситуаций) техногенноого характера, и их неотвратимых негативных последствиях;
  • грубом нарушении финансовой дисциплины соответствующего органа власти, выразившиеся в просроченном исполнении доходных или (и) расходных статей федерального бюджета, либо бюджетов различных государственных фондов РФ (внебюджетных) как по объему так и по структуре, а также целевому назначению. Неотвратим контроль и при подозрении в неэффективном расходовании средств федерального бюджета и средств государственных фондов РФ (внебюджетных), а также при неэффективном управлении и распоряжении федеральной собственностью.

Решение о проведении расследования парламентом принимается обеими палатами Фед. Собрания России. Парламентская комиссия для проведения расследования является общей для палат и создается из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации на всеобщих началах. Необходимо заметить, что общими процессами для двух палат являются законодательный и контрольные процессы. Возникает определенный законный вопрос: как, откуда возникло выражение «принцип «верхней» и «нижней» палат»? Почему Совет Федерации — «верхняя» палата, а Государственная Дума — «нижняя»? Есть ли у верхней палаты какая-то особенная власть по отношению к нижней палате? Ответ на данный вопрос на самом деле лежит на поверхности. Речь идет просто об определенной условной терминологии.[19, с.121-124]. Возникла она в связи с непосредственным определенной последовательности законодательным процессом. Проект закона совершает путь «снизу вверх»: сначала его рассматривает Гос.Дума и лишь затем — Совет Федерации, и только в этом порядке. Палату, начинающую законодательный процесс, называют «нижней», продолжающую его — «верхней». Верхняя палата может и не одобрить закон, пришедший «снизу». Но это никакая не законодательная власть над нижней палатой, которая в свою очередь может повторно проголосовать за принятие закона в устраивающей ее редакции, не согласившись с Советом Федерации, и тем самым «проигнорировать» ее решение.

Но все же, в основном нельзя упускать из виду, что у каждой палаты по Конституции имеются свои непосредственные полномочия, своя повестка дня, и никто не вправе их осуществлять, кроме данной палаты, и только с ее решением связаны соответствующие юридические последствия.


3.2 Особенности при формировании парламента. Законотворчество.

Каждая палата парламента формируется по отдельности. При рассмотрении процесса формирования нижней палаты следует сказать, что при данном процессе есть как свои минусы так и свои плюсы у выборов депутатов как по одномандатным округам, так и по спискам политических партий.

Введение только партийных выборов мотивируется обычно тем, что это будет способствовать укреплению нескольких сильных политических партий в России. Однако, отказываясь от выборов по округам, надо ясно и четко понимать, что одновременно теряются определенные качества выборов.

Прежде всего теоретический фундамент именно народного представительства основывается на том, что гражданин нашей страны имеет право на политическое представительство и реализует данное право через возможность голосования за конкретного кандидата. Хотя возможно и такое, что кандидат, за которого избиратель голосовал, не быдет выбран из-за поражения на выборах. Но победитель выборов был избран за счет голосов других избирателей, и следоватедьно он все равно становится представителем большинства избирателей своего округа. Существует непосредственная система, которая обеспечивает контакты между депутатом и избирателями, и которая устанавливает круг обязанностей депутата перед ними.

Однако при выборах по партийным спискам этот фактор отсутствует. Если до настоящего времени я исходил из того, что право иметь своего выбранного депутата может быть непосредственно дополнено правом на представительство по спискам партии, то теперь, как видно, речь идет о замене одного права другим. Не менее важно еще одно обстоятельство. При выборах по избирательным округам у гражданина страны есть законное право стать кандидатом в депутаты. Напомню информацию, содержащуюся в части 2 ст. 32 Конституции РФ в которой говорится о том, что граждане России имеют возможность как избирать, так и быть непосредственно избранными в органы государственной власти и соответственно в органы местного самоуправления, а также участвовать в различных референдумах.

Очевидно, что при выборах по партийным спискам, гражданин становится кандидатом в депутаты только и исключительным образом при партийном выдвижении. Не состоящий ни в какой партии гражданин тоже может быть включен в партийный список, если этого захочет совет или инойвысший орган партии. При его избрании в Государственную Думу он автоматически становится членом соответствующей партийной фракции и работает непосредственно по ее законам и правилам, и если такой депутат захочет покинуть фракцию — его полномочия тут же прекращаются. Как правило люди знают только лидеров партии и имеют довольно слабые представления о других кандидатах. Голосование за списки — это выборы по доверию партии, и скорее их руководителям.