Файл: Место и роль Федерального собрания Российской Федерации в системе высших органов власти (Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается верхней палаты, то вопрос о формировании ее состава был и остается предметом серьезнейших дискуссий. Члены СФ Россий настоящего времени фактически и юридически являются представителями испонительных и законадательных органов субъектов, которые их делегировали. Эти органы довольно-таки часто пытаются как бы сформировать поведение члена СФ России в палате, его мнение при голосовании по определенным вопросам, законопроектам, требуют даже еженедельные отчеты о проделанной работе от своих направленцев! Если размышлять о дальнейших перспеективах Совета Федерации, то она вырисовывается, как мне думается, в проведении прямых выборов членов Совета Федерации России непосредственно населением субъекта РФ, но для этого необходимо для начала изменить определенные статьи в Конституции РФ.

Далее хотелось бы подвести итоги основного,значимого и процесса совместной деятельности Федерального Собрания - законодательного процесса.

Право законодательной инициативы — это внесение законопроекта в Государственную Думу следующими способами:

  • Это может быть пояснительная записка к разрабатываему законопроекту, которая содержит в себе предмет законодательного регулирования и изложение сути и структуры предлагаемого законопроекта;
  • Также это может быть текст законопроекта с указанием на его титульном листе субъекта права законодательной инициативы, который внёс законопроект;
  • Законопроект должен сопровождаться финансов-оэкономическим обоснованием в том случае если внесение и реализация законопроекта потребует материальных затрат.
  • Далее проходит непосредственно сама регистрация законопроекта.

Председатель Гос.Думы направляет зарегистрированный в положенном порядке законопроект и материалы к нему в соответствующий комитет Думы, курирующий даннок направление, то есть в профильный комитет. Данный комитет проверяет на соответствие законопроекта требованиям Конституции РФ и в течение четырнадцати дней вносит свои предложения по законопроекту на рассмотрение Совета Думы.

Далее, в зависимости от того, какой области в государственном управлении касается данный законопроект - происходит внесение (при необходимости) в него поправок, устанавливаются сроки, к которому все поправки должны быть внесены. Подготовка законопроекта к первому чтению осуществляется все тем же комитетом Государственной Думы , который определен Советом Думы как курирующего по этому законопроекту.


Законопроект и материалы к нему, подготовленные к рассмотрению Гос. Думой в первом чтении, направляются курирующтм комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Гос.Думой.

Дополнительно к материалам комитет представляет: проект постановления Гос.Думы о принятии законопроекта в первом чтении, заключение курирующего комитета с точным обоснованием необходимости либо принятия, либо отклонения данного законопроекта, заключение правового управления аппарата Гос.Думы, проект решения Совета Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Гос. Думы, конкретного докладчика по законопроекту и его содокладчика от курирующего комитета.

По информации, содержащейся в статье 116 регламента Думы, рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено законодательством или Регламентом .

Чтениеэто специальный термин, который обозначает одну из стадий рассмотрения законопроекта в парламенте, его палате, охватывающий порядок действий всех участников законодательной процедуры на данной стадии.

В первом чтении непосредственно обсуждается суть, концепция законопроекта, обсуждается и выносится оценка соответствия основных положений Конституции РФ, его злободневности и практической необходимости.

В случае принятия законопроекта сразу в первом чтении Дума готовит постановление о принятии законопроекта и устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок не может быть менее пятнадцати дней, а для тех законопроектов, в которых затрагивается совместное ведение как Российской Федерации в целом и её субъектов — менее тридцати дней.

При втором чтении законопроекта в Государственной Думе, принимая во внимание информацию, содержащуюся статье 120 Регламента Гос.Думы, поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в курирующий комитет в виде измененных редакций статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями.

Курирующий комитет направляет в Совет Государственной Думы для дальнейшего представления на рассмотрение палаты следующий перечень материалов: проект постановления Думы по законопроекту, таблицу поправок, текст законопроекта уже с учетом поправок, которые были рекомендованы к принятию с отметкой изменений в тексте законопроекта, принятого в первом чтении; заключение правового управления Аппарата по законопроекту.

Курирующий комитет представляет законопроект на рассмотрение Гос. Думы во втором чтении в течение четырех месяцев с даты принятия законопроекта в первом чтении. Совет Гос.Думы принимает решения о дате рассмотрения законопроекта Думой, подготовленного к рассмотрению во втором чтении и определяет еонкретного докладчика по законопроекту — представителя курирующего комитета.


Согласно информации из статьи 123 Регламента Думы с докладом по законопроекту во втором чтении выступает представитель курирующего комитета.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении.

При третьем чтении законопроекта в Думе, согласно ст. 125 Регламента, Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона.

Далее закон рассматривается Советом Федерации.

Я намеренно опускаю подробности и многие нюансы, которые связаны с различными отклонениями и направлениями законопроекта в различные органы власти. При данном исследовании законодательного процесса в Федеральном собрании мне важно показать основные шаги и этапы данного процесса.

Далее закон утверждается в Совете Федерации. Согласно Конституции РФ1: «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рас смотрен Советом Федерации.

Существует множество различных разногласий в процессе подготовки закона и, следовательно, существует и система по преодолениюданных разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации.

В третьей главе были рассмотрены совместное сотрудничество палат парламента Российской Федерации и их отличительные особенности. Более подробно рассмотрен на мой взгляд основной – законотворческий процесс парламента, то есть Федерального собрания Российской Федерации.

Заключение

Федеральное Собрание (ФС России) обознчено как высший представительный и законодательный орган в нашей многонациональной федеральной стране. Основной его задачей, целью и функцией является законотворческая деятельность. На регулярных заседаниях в палатах (ФС России) обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законопроекты по самым актуальным темам и вопросам, возникающих в различных областях функционирования государства.

Действующими нормотворческими актами, разработанными и принятыми в ходе работы Федеральныого Собрания устанавливается непосредственный порядок и последовательность разработки и принятия законов. Данный порядок предполагает проведение нескольких чтений законопроекта в Гос.Думе, затем обсуждение, вынесение предложений и включение необходимых поправок в Совет Федерации (СФ РФ). Потом проект снова уходит (при необходимости) еще на одну – две итерации для голосования в Гос.Думе. Дума, утвердив поправки, голосует в итоге за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ РФ, а оттуда только президенту на подпись.


Хочу обратить особое внимание на то, что обязательным условием является согласование проекта документа с «верхней» палатой парламента. В этом совместном акте работы и кроется суть совместности, объединенности в работе.

Но не стоит забывать о том, что глава страны может наложить вето на проект закона.

В компетенцию и полномочия ФС России входят и другие вопросы, касающиеся социально-экономической и внутриполитической жизни России. В данной работе особое внимание уделено тому, что Федеральное Собрание учреждается непосредственно основным законом - Конституцией РФ как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации [1 ст. 11]. Изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через очень довольно сложный порядок изменения прежде всего в самой Конституции РФ.

Положение ФС России, таким образом, определяется принципом разделения ветвей власти, который в равной мере противостоит нарушению баланса любой из трех ветвей и позволяет иметь возможность осуществлять контроль одной ветви власти над другой. Независимость – очень важное условие успешного выполнения парламентом своих функций.

И, наконец, никто не может вмешиваться в эксклюзивную возможность Федерального Собрания по принятию (отклонению) тех или иных законов, чем обеспечивается достаточно фундаментальное основание парламента и его независимость в выполнении своей главной функции.

Формирование палат осуществляется на основе свободных выборов. Выборы в России являются свободными и представляют собой абсолютно независимое выражение своей воли народом страны. Народное представительство осуществляется на основании демократического подхода избирательной системы, которая открывает возможность избрания в парламент каждого, кто соответствует требованиям существующего законодательства.

Федеральное Собрание является единственным в системе власти органом именно общенародного представительства, который заключаются в выражении интересов и воли всего многонационального народа, т.е. всей совокупности граждан Российского государства.

Суть и главное в представительских функций Федерального Собрания заключаются в том, что депутаты обязаны непосредственно осуществлять поддержание тесных отношений со своими избирателями.

С помощью основной функции Федерального Собрания осуществляется формирование нормотворческой и правовой систем государства, осуществляется обеспечение правового регулирования всех отношений, которые возникают в обществе и требуют законодательного закрепления. Представительность свойственна только парламенту, и поэтому парламент - единственный представительный орган государства.


Как было сказано ранее, Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, и не может быть никакого другого органа гос. власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом и заключается сила парламента, т. е. возможность в пределах своеих полномочий конкретно и бесповоротно влиять на внешнюю и внутреннюю политику государства путем принятия законов.

Представительная и законодательная функции имеют тесную взаимосвязь. Сущность и суть данных направлений деятельности Собрания обусловлена спецификой деятельности двух ее палат. Именно на данные органы государственной власти ложится исполнение функций Федерального Собрания. Деятельность Федерального Собрания самостоятельна. Она осуществляется в пределах своей компетенции.

В качестве определения места и роли ФС России в системе органов власти рассматривается то, что оно является как представительным, так и законодательным органом государственной власти.

Цели и задачи, поставленные при написании курсовой работы, я считаю были выполнены. Были рассмотрены особенности организации деятельности Федерального Собрания, обозначены элементы органа и их структура. Также рассмотрены особенности формирования структуры Федерального Собрания. Анализ деятельности Федерального Собрания позволяет определить то, что данный орган занимает одно из основных мест в организации системы управления.

Воля народа доступна на всех уровнях власти, так как Федеральное Собрание является его представительством. Федеральное Собрание является парламентским органом. Оно отвечает за обеспечение регулирования деятельности государственных служащих, следит за выполнением основных его функций.

Однако я считаю, что есть и серьезные поводы для улучшения системы формирования. Особенно в Государственную Думу. Так как недавно принятый закон о повышении пенсионного возраста поддержала только одна фракция. Население страны, выбрав депутатов седьмого созыва (принято считать, что депутаты являются выходцами, представителями населения своей страны) каким-то образом приняли этот мягко говоря не популярный закон. Считаю, что необходимо изменить и создать такую систему формирования Государственной Думы , которая исключала бы в дальнейшем такие возможности.

Список литературы:

1.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 и вступивших в силу с 4 апреля 2019 г.

2.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации»

3.

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

4.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

5.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданроссийской федерации»

6.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7.

Федеральный закон от 14.02.2009 г. № 21-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

8.

Федеральный закон от 03.12. 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

9.

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

10.

Федеральный закон от 03.11.2015 года N 300-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

11.

Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-II ГД

12.

Регламент совета федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ

13.

Абрамова, А.И. Парламентское право России:монография/, А.И. Абрамова В.А., Витушкин,Н.А.Власенко и др.; под редакцией Т.Я. Хабриевой; Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации; Институт законадательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.:Издание Государственной Думы,2013.-400 с.

14.

Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. /. — 5 е изд., перераб. и доп. /С.А. Авакьян. — М.: ИНФРА -М, 2014.-694 с.

15.

Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти // Гос-во и право. 1997. № 7.Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева.М., 2014.

16.

Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. -238 с.

17.

Старилов, Ю.Н. «О современной теории административного права России, гранях творчества и личности» // Юридические записки. — 2014. — № 3(26). — С. 13-20.

18.

Чистяков, Н.М. Теория государства и права : учебное пособие / Н.М. Чистяков. — М. :КНОРУС, 2010. — 288 с.

19.

Яценко, В.В. О некоторых вопросах формирования Совета Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-1.С. 121-124.

20.

Верховный суд России [Электронный ресурс]. М., 2013-2019. URL: http://supcourt.ru ( Дата обращения: 05.03.2019).

21.

Государственная Дума [Электронный ресурс]. М., 2017-2019. URL: http://duma.gov.ru ( Дата обращения: 08.03.2019).

22.

История Государственной Думы [Электронный ресурс]. М., 2015-2019. URL: http://www.gosduma.net. (Дата обращения: 18.03.2019).

23.

Конституционный суд России [Электронный ресурс]. М., 2013-2019. URL: http:// ksrf.ru ( Дата обращения: 05.03.2019).

24.

Правительство города Москвы[Электронный ресурс]. М., 2012-2019. URL: http://mos.ru ( Дата обращения: 10.03.2019).

25.

Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. М., 2013-2019. URL: http://government.ru. ( Дата обращения: 05.03.2019).

26.

Сервер органов государственной власти России [Электронный ресурс]. М., 2015-2019. URL: http://gov.ru.(Дата обращения: 05.03.2019).

27.

Совет Федерации [Электронный ресурс]. М., 2012-2019. URL: http:// http://council.gov.ru ( Дата обращения: 08.03.2019).

28.

Федеральное собрание [Электронный ресурс]. М., 2012-2019. URL: http://pravo.gov.ru ( Дата обращения: 09.03.2019).

29.

Центральная Избирательная Комиссия[Электронный ресурс]. М., 2012-2019. URL: http://cikrf.ru ( Дата обращения: 09.04.2019).