Файл: Место и роль Федерального собрания Российской Федерации в системе высших органов власти (Статус, вѐдение и полномочия Государственной Думы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За довольно значительную по временным рамкам историю своего существования порядок формирования Совета Федерации РФ прошел несколько судьбоносных для страны этапов.

Первый этап характеризовался непосредственно прямыми выборами депутатов Совета Федерации по мажоритарной системе.

Совет Федерации в качестве «верхней палаты» парламента был создан указом Президента РФ № 1400 от 21.09.1993 года, которым полностью была прекращена деятельность Съезда народных депутатов, а также деятельность Верховного Совета Россий.

В соответствии с новым положением своей деятельности СФ РФ должен был приступать к выполнению парламентарской функции непосредственно после избрания нового состав Гос.Думы. Однако, уже в ноябре 1993 года был издан новый Указ о выборах в представительные органы во всех регионах, и были назначены прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по восьмидесяти девяти двухмандатным округам.

Согласно новым указам президента России от 11.10.1993 г. № 1626 а также № 1625 - депутаты СФ РФ первого созыва – как уже говорилось ранее – по два от каждого субъекта России – избирались на основе всеобщего равного избирательного права и при тайном голосовании. Применялась тогда мажоритарная система выборов по двухмандатным избирательным округам, которые образовывались в рамках существующих на тот момент административных границ Субъектов РФ и должны были работать на «профессиональной постоянной основе. [1].

Совет Федерации первого созыва, полный состав которого именно был непосредственно избран населением страны двеннадцатого декабря 1993 года сроком на два года. Соответственно заседал он с 11 января 1994 года до 15 января 1996 года.

Во время второго этапа порядка формирования Совета Федерации (период которого можно приблизительно ограничить временными рамками с 1995 по 2000 год) действовал закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания России, который был принят 5 декабря 1995 года, и согласно которому в Совет Федерации непосредственно входили только глава исполнительного органа субъекта и голава законодательного органа государственной власти субъекта Российской Ф едерации по должности. Этот порядок по «букве закона» напрямую не противоречил догматам Конституции РФ. Но! В нем был и существенный недостаток. Члены Совета Федерации работали на непрофессиональной, непостоянной основе, и это прямым образом сказывалось на результативности деятельности палаты.

Третий же этап связан с принятием нового Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О порядке фо рмирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Данный закон предписывал следующее: Глава исполнительной власти субъектов РФ теперь мог самостоятельно назначить представителя исполнительной власти кандидатом в члены Совета Федерации. Следует отметить ограничения. Только если против выдвинутой им кандидатуры не высказывалась две трети состава законодательного органа субъектов Российской Федерации . Законодательный орган субъектов РФ большинством голосов избирал также и второго члена Совета Федерации - представителя от законодательной власти субъектов РФ. Таким образом, оба члена Совета Федерации, при их одобрении и согласовании субъектом РФ, станут работать в верхней палате на постоянной основе.


На четвертом же этапе формирования верхней палаты парламента (Совета Федерации) был принят Фдеральный закон от 14 февраля 2009 г. № 21-Ф3. В соответствии с данным принятым законом законодательный орган государственной власти субъектов России , а также высшее должностное лицо какого-либо субъекта РФ теперь должны были выбирать своего представителя в Совет Федерации из числа тех кандидатов , кто уже на момент выборов в кандидаты имел мандат депутата регионального парламента. Введение данного изменения, можно сказать правила - призвано было сделать верхнюю палату более представительной. [7]

Предзавершающий на настоящее время этап реформирования порядка формирования Совета Федерации связан с принятием нового Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации. Им стал Федеральный закон от 03. 12.2012 N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который начал действовать с первого января 2013 года. Этот Федеральный закон вновь сохранил прежние требования к кандидатам на должность члена Совета Федерации, но и внес конкретные дополнения, такие как, например, обладание безупречной репутацией и постоянное проживание на территории субъекта Российской Федерации в течение последних пяти лет, предшествующих выдвижению.[8]

Значительные изменения претерпел также и порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта России. Так, с первого сентября 2013 года они непосредственно, фактически избираются одновременно с главой субъекта, то есть высшим должностным лицом субъекта. В соответствии с введенным новым порядком формирования «верхней палаты»парламента отныне, при проведении выборов главы региона, каждый кандидат на эту должность обязан представить не менее трех кандидатов, отвечающих тем требованиям и ограничениям, которые предусмотрены ныне существующим федеральным законодательством.

Ну и наконец последний, завершающий на данный момент этап реформирования и совершенствования порядка формирования Совета Федерации был введен 22 июля 2014 г., когда вступил в силу Федеральный закон России о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Этой поправкой к Конституции России было установлено нижеследующее:

  • что теперь в Совет Федерации входят всего по два представителя от каждого субъекта России - один от представительного ( законодательного органа) и другой от исполнительного органов государственной власти;
  • представители РФ, назначаемые непосредственно Президентом России, число которых составляет не более десяти процентов от общего числа членов Совета Федерации. [1]

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта России наделяется полномочиями именно на тот срок полномочий, которому соответствуют полномочия соответствующего органа государственной власти субъекта РФ.

Стоит обратить особое внимание на то, что для уравновешивания баланса власти даже Президент России не может освобождать назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом [1,ст.95].

2.2.2. Статус, вѐдение и полномочия Совета Федерации

Напомню еще раз, что Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания В него входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федераации .

Совет Федерации уполномочен избирать из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей.

К вЕдению Совета Федерации относятся[1]:

  • Имеет полномочия утверждать и измененять границы между субъектами Российской Федерации;
  • Имеет полномочия утверждать или не утверждать указ Президента России о введении/не введении военного положения;
  • Также имеет власть утверждать указ Президента России о введении чрезвычайного положения;
  • Имеет решающий голос в принятии решения вопроса о возможности использования ВС (вооруженных сил) России за пределами ее территории;
  • Имеет полномочия назначать досрочные выборы Президента России;
  • Решать вопрос, связанный с отрешением Президента России от должности;
  • Имеет полномочия назначать на должность судей Конституционного и Верховного Судов РФ;
  • Имеет использовать закрепленное за ним право назначать на должность и освобождать от занимаемой должности генерального прокурора России и его заместителей;
  • Также уполномочен назначать на должность и освобождать от занимаемой должности заместителя Председателя Счетной палаты, а также половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый ее член непосредственно обладает исключительным правом законодательной инициативы.

Совет Федерации самостоятельно принимает свой Регламент, в котором детально определяются как состав его органов так и общий порядок работы Совета Федерации, участие данной палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению именно Совета Федерации.


Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией РФ, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны или арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законодательством для обеспечения безопасности других людей.

2.2.3. Регламент и порядок формирования Совета Федерации

Регламент совета Федерации состоит из двухсот двадцати двух статей, распределенных на три части.

В первой части расположены статьи, в которых говорится о составе органов, должностных лицах и непосредственно об общем порядке работы Совета Федерации России [12, статьи 1–102].

Во второй же части размещена информация об участии Совета Федерации в законодательной деятельности [там же, статьи 103–143].

В третьей и последней части располагается информация о порядке рассмотрения вопросов, отнесенных Конституцией России к ведению и полномочиям Совета Федерации [там же, статьи 144–202].

Порядок формирования, а следовательно для четкого понимания процесса и структуры кто и как сможет стать членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [8].

Рассмотрим ниже подробнее данный закон.

Напомню, что раннее я уже говорил о том, что в Совет Федерации РФ, в соответствии с указанным в Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и одному от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Наделение полномочиями члена Совета Федерации непосредственно осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта России.

Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется непосредственно представительным органом государственной власти субъекта РФ нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России) на тот срок полномочий, который указан для органа государственной власти субъекта РФ.


Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

И так. Проследим порядок и структуру формирования Совета Федерации от самых истоков.

Обратимся к ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В статье 35 данного закона говорится о том, что представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Осталось разобраться, что же такое «муниципальные выборы» и мы обретем некий фундамент, на которм далее построим процесс, заканчивающийся членством в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.[6]

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. И также отметим и другую не мало важную деталь:

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

В соответствии с правилами, установленными законом субъекта Российской Федерации непосредственными видами избирательных систем, уставом муниципального образования определяется именно та избирательная система, которая будет применяться при проведении муниципальных выборов в конкретном муниципальном образовании.

Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.[14].