Файл: Мотивация и её теории (Сущность и содержание мотивации труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что формирование комплексной системы мотивации персонала является базовой составляющей системы управления предприятием. Мотивация персонала предприятия сферы услуг особенно важна, так как она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения работника, ведет к активизации персонала.

С приходом рыночной экономики стало очевидно, что традиционные системы оплаты труда необходимо совершенствовать. До сих пор этот вопрос остается открытым. И сегодня на помощь руководителям приходит такой инструмент управления, как мотивация. Однако у многих руководителей сложилось неверное представление о том, что в себя включает данное понятие. Одни считают, что для мотивации сотрудников достаточно стимулирования, другие из-за стремления к экономии или из-за недостатка финансовых средств даже стимулирование не применяют. Это неправильное понимание сущности мотивации в последствии приводит к нежеланию сотрудников работать, низкой производительности, высокой текучести кадров и как следствие всего этого – большим потерям прибыли.

Проблема мотивации и определения мотивов поведения персонала – одна из ключевых и доминирующих в системе управления современным предприятием.

Тема применение мотивации персонала в организации освещена в работах таких авторов А.Я. Кибанова, В.И. Ковалева, О.К. Комарова, Б. Трейси, Г.П. Гагаринской, А.П. Егоршина, Е.Н. Ветлужских и других. Работы этих и других авторов и были взяты за основы при написании теоретической части курсовой работы.

Целью данной работы является исследование теорий мотивации и их применения на практике на примере ООО «Престиж».

Для достижения заявленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание мотивации;

- рассмотреть содержательные теории мотивации;

- описать процессуальные теории мотивации;

- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Престиж»;

- провести оценку эффективности методов мотивации персонала в ООО «Престиж»;

- разработать рекомендации по совершенствованию методов мотивации на предприятии.

Объектом исследования является ООО «Престиж», осуществляющий свою деятельность в ресторанном бизнесе под одноименным названием.

Предметом исследования – применение теорий мотивации в практической деятельности ООО «Престиж».


Методы исследования: изучение документов, обобщение материала, наблюдение, сравнение, анализ, синтез, расчет коэффициентов, анкетирование и другие.

Информационной основой служит учебная и специальная литература по управлению персоналом, экономике труда, статьи периодических изданий, посвященные теме исследования, а также внутренняя отчетность рассматриваемого в работе предприятия.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключение и списком использованных источников.

Глава 1. Теории мотивации и их практическое применение в современных условиях

1.1. Сущность и содержание мотивации труда

Менеджмент как процесс управления персоналом начинается с четырех основополагающих функций: планирование, организация, контроль и мотивация. Это четыре столпа на пути к успеху деятельности любого предприятия, без которых невозможно представить современное управление человеческими ресурсами [12, с. 41].

Набор базовых функций системы управления представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Базовые функции системы управления [13, с. 6]

Все аспекты управления тесно связаны с мотивацией персонала (см. рис. 2).

Рис. 2. Мотивация в системе управления [20, с. 68]

Мотивация в механизме управления организацией регулирует численность персонала, количество видов и методы стимулирования труда, обуславливает рост производительности труда, способствует росту квалификации и привлекательности конкретного рабочего места и профессионального труда.

Исследованию сущности и содержанию мотивации как способа побуждения работников предприятия к высокопроизводительному труду ученые посвящали уже давно свои исследования. Однако до сих пор не существует общепринятой формулировки данного понятия.


Исследованию сущности и содержанию мотивации как способа побуждения работников предприятия к высокопроизводительному труду ученые посвящали уже давно свои исследования. Однако до сих пор не существует общепринятой формулировки данного понятия.

Различные трактовки понятия «мотив» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Различные трактовки понятия «мотив»

Сущность понятия «мотив»

Авторы

Мотив является внутренней потребностью или желанием – осознанным, наполовину осознанным или даже не осознанным, которое действует на волю и вызывает те или иные действия

Комаров О.К. [9]

Мотив – внутреннее побуждение, под влиянием которого человек принимает решения и совершает поступки

Ковалев В.И. [8]

Мотивы – это внутренние и внешние движущие силы, которые вызывают определённые действия человека.

Ветлужских Е.Н. [2]

Мотивы – это комплекс, состоящий из внешних и внутренних условий, которые воздействуют на активность субъекта и регулируя её направленность.

Трейси Б. [16]

Таким образом, рассмотрев существующие трактовки, приведем следующее понятие мотива: «Мотив – это внутренний толчок, активный импульс, направленный на реализацию и удовлетворение возникших потребностей человека, и обобщение нескольких схожих по своей природе потребностей в доступные и понятные формы осуществления этих потребностей».

В свою очередь, мотивация – это способ использовать мотивы человека в хозяйственной практике для достижения определенной цели.

Набором мотивов, которые регулируют поведение индивида, обычно называют структуру мотивации или мотивационной структуры. Исследование основных составляющих мотивации нужд, мотивов, стимулов, запросов, интересов, ожиданий позволяет глубже понять суть мотивации, более точно определить, что побуждает человека к работе, разработать систему форм и средств мотивационного влияния.

Наглядно структура мотивации персонала схематично изображена ниже на рисунке 3.

Рис. 3. Структура мотивации [6, с. 8]

Изучение сущности мотивации и стимулирования труда персонала помогает руководству организации понять, какие именно факторы заставляют людей работать, по какой причине они выбирают тот или иной способ решения задачи или определенного действия.

Следовательно, в определении мотивации немаловажным становится слово «эффективный», обозначающее разницу между мотивацией и ее отсутствием и демонстрирующее значимость этой функции в менеджменте.


Между просто работой и качественной работой большая разница. Человек без мотивации будет выполнять свои обязанности, но без энтузиазма, без определенной цели и без желания выполнить ее наилучшим образом. Правильно мотивированный сотрудник будет делать свою работу эффективно, целенаправленно и с максимальной пользой для организации, он будет персонифицировать свою деятельность, вкладывать в нее свою душу, свою индивидуальность и тем самым влиять на благополучие компании и достижение ее целей [10, с. 101].

Эффективная система мотивации и стимулирования персонала – необходимое условие достижения стратегических целей организации, ее успеха в конкурентной борьбе.

Существует несколько факторов, которые влияют на мотивацию:

1) Повышение разнообразия умений и навыков. Это значит, что сотрудники могут применять на работе свои умения и навыки.

2) Повышение ценности работы. Повышение ценности может быть, достигнута двумя способами:

‒ добавления задач, которые связанные с основной работой. Если добавлять операции более низкого уровня, это может снизить уровень мотивации.

‒ за счет информирования сотрудников, по поводу их работы. Это приведет, к тому, что сотрудники будут чувствовать, что о них заботятся и это может привести к хорошо выполненным задачам.

3) Увеличение автономии. Руководители решают задачи с различными уровнями сложности.

4) Самостоятельность в выборе времени работы. Возможность сотрудников, создавать время работы на свое усмотрение.

5) Усиление обратной связи. Это то, когда руководитель, говорит своим подчиненным, когда должна быть выполнена работа.

6) Удовлетворение потребностей в контактах.

7) Экономическая мотивация.

8) Взыскания и поощрения.

9) Соответствия качества заданий, которые предоставляются работнику с его способностями.

10) Личность сотрудника.

Основными факторами для поддержания мотивации являются:

- систематическая проверка срока работы персонала на одной и той же должности;

- содержание работы;

- структурное планирование;

- развитие деятельности, обучение и творческие подходы [4, с. 11-12].

Таким образом, мотивация представляет собой действенный механизм влияния на трудовое поведение работников посредством формирования условий, при который человек старается максимально прилагать усилия для достижения наивысшего результата.


1.2. Содержательные теории мотивации

Исследование сущности и проблем мотивации имеет огромную теоретическую основу. В основе изучения традиционных теорий мотивации, лежит объяснение того, как с развитием экономических отношений и совершенствованием управления, изменялись потребности человека и способы воздействия на него [5, с. 10].

В основе применения стимулирования трудового поведения лежат традиционные теории мотивации, объясняющие то, как с развитием экономических отношений и совершенствованием управления, изменялись потребности человека и способы воздействия на него. Выделяют две группы теорий: содержательные и процессуальные (см. рис. 4).

Рис. 4. Теории мотивации [11, с. 23].

Отличительной особенностью содержательных теорий мотивации является то, что он раскрывают значение для людей внутренних побуждений, основанных на их потребностях и определяющих направление их последующих действий.

К наиболее известным теориям, относящимся к категории содержательных, относятся:

- пирамида потребностей А. Маслоу;

- теория приобретенных потребностей Мак–Клелланда;

- теория двух факторов Герцберга и др.

Рассмотрим перечисленные теории более детально.

В теории Абрахама Маслоу мотивация рассматривается в рамках строгого определения иерархии потребностей. Ее сторонники, в том числе и сам автор, были убеждены, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Маслоу выделил пять видов потребностей человека, направляющих его деятельность (см. рис. 5).

Рис. 5. Иерархия потребностей человека (по Маслоу) [11, с. 24]

Теория Маслоу приобрела популярность под названием «Пирамида Маслоу» или «Пятиступенчатая пирамида». Концепт пирамиды, как модель теории человеческой мотивации, показывает, как ее самую сильную, так и самую слабую стороны. Первая потребность, физиологическая, главная. Она бесспорно является отправной точкой для человеческой деятельности и включает в себя потребности в воздухе, еде, питье, сне, доме и сексе. Эти потребности буквально обеспечивают выживание и возможность функционирования человеческого организма.

Потребность в безопасности основана на страхе подвергнуться «опасности», такой как природный катаклизм, насилие, война, социальный кризис и так далее. Данная потребность мотивирует стремление обезопасить себя с помощью законодательства, личной охраны, страховки, органов здравоохранения и других систем, поддерживающих стабильность жизни [11, с. 25].