Файл: «История развития менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Знание о становлении и развитии базовых школ управления определяет множество возможностей для его эффективного совершенствования. Действительно, современное управление представляет собой совокупность факторов, которые объективно возникли в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но поскольку они стали играть ключевую роль. Анализ развития базовых школ позволяет ответить на вопрос о том, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является основным, а что второстепенным.

Потребность в знании истории науки возникает на определенной стадии развития - как самой науки, так и общества в целом. До тех пор, пока сама концепция науки не сформировалась относительно целостным образом, история развития ее предмета и ее идей всегда выглядит фрагментарной и противоречивой. Когда концепция четко определена, дальнейшее развитие науки во многом зависит от понимания ее исторических позиций, пробелов, которые необходимо заполнить, и перспектив.

Все это в полной мере относится к современной науке управления. Она зарекомендовала себя как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях и стала предметом изучения высшего образования. Его дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяются знанием истории.

Развитие менеджмента определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно в Соединенных Штатах. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в Соединенных Штатах на рубеже XIX и XX веков. Причиной этому стало состояние экономики и производства, тенденции их развития.

В этот период производство достигло относительно больших масштабов, процессы концентрации производства были заметны, конкуренция приобрела национальное значение, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства потребовало концентрации финансовых ресурсов, возникли социальные проблемы, класс. противоречия усилились.

Все это свидетельствовало о необходимости управления, а точнее, его развития и совершенствования. Весьма показательно, что первые идеи научного подхода к управлению, его сознательного и упорядоченного анализа возникли в области практического управления, а не научной деятельности. Именно практика показала необходимость уделять больше внимания управлению; именно практика показала зависимость успеха в производстве от успеха в управлении.


Это обстоятельство имеет большое значение для понимания исторических тенденций развития менеджмента: практика пробуждает мысль - мысль порождает науку - развитие науки требует изучения истории - знание прошлого воплощается в проектах будущего.

Сегодня исторические процессы управления чаще всего структурированы в соответствии с этапами развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, которые следуют друг за другом во времени и дополняют друг друга новыми существенными аспектами понимания управления. Научные школы рождаются после практических потребностей и реальных проблем развития практики управления.

Цель курсовой работы - сформулировать исторические этапы развития менеджмента. Цели исследования вытекают из цели:

- определить этапы развития управленческой мысли и историю возникновения и развития менеджмента;

- проанализировать взгляды различных школ управления;

- определить, какие методы управления актуальны в настоящее время.

Предметом исследования является становление и развитие основных школ управления.

Объект исследования - история менеджмента.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Историческое развитие менеджмента и основные этапы развития

Система управления возникла в то время, когда люди объединялись в племена и буквально выживали в дикой природе. История развития менеджмента будет интересна не только профессионалам в этой отрасли, но и непрофессионалу. Из простого общения между людьми он превратился в систему научных знаний. И даже стал отдельным видом деятельности. Природная среда и управление Современная концепция «управления» несколько шире, чем «управления» [12].

Основные этапы развития менеджмента можно ограничить определенными событиями в истории человечества. Действительно, именно под влиянием деятельности людей возникла необходимость упорядочить и оптимизировать отношения. Поэтому возникновение и формирование ремесленного, а затем и промышленного производства являются основополагающими факторами управления. Теоретики обобщили накопленный практический опыт и создали собственные методы управления, добавив недостающие элементы.


Таким образом, появились школы менеджмента, каждая из которых выдвинула на первый план один аспект: равенство, максимизация производительности, психологические характеристики наемных работников и т. Д. Независимая область знаний, несмотря на то, что менеджменту несколько тысяч лет, только конец 19 - начало 20 веков считается периодом возникновения науки об управлении. В конце концов, именно в это время активно развивалось социальное управление рынком, что означало, что также необходим механизм его регулирования [11].

И, конечно же, мы называем западный мир местом, где появилась эта наука. Следует помнить, что западное управление - субкультура со своими собственными нормами и ценностями, живущее по своим законам - не может применяться без адаптации в других странах. Но, поскольку управление - это целый ряд технических процедур для планирования, организации, контроля и мотивации, объединенных функциональными отношениями, мы обязаны изучать мировой опыт и применять его на практике.

Разнообразие управленческих интересов, формирование и развитие менеджмента породило множество направлений и направлений. Со временем появились специализации - стратегический менеджмент, инновации, региональный, финансовый, социальный, тайм-менеджмент, самоуправление и т. Д. [10].

Наиболее интересными в этом отношении являются школы управления, которые рассматривают объект управления индивида, а не предприятия. Итак, тайм-менеджмент учит вас, как правильно управлять своим временем, а самоуправление направлено не только на успешное построение карьеры, но и на гармоничное развитие личности. История управления [8]:

- Древний мир. В древнем Египте священники занимались вопросами управления. Эта каста выделялась на общем фоне своими знаниями и умениями. Поскольку элементарная жертва не ограничивалась человеческими жизнями, а чаще всего сводилась к сбору даров богам, священники быстро научились управлять тысячами людей: рабами, крестьянами и бедными. Со временем их умения были полезны фараонам. Ведь они могли бы, например, организовать жизнь государства в вопросах сбора налогов или крупномасштабного строительства. Кроме того, к священникам обращались при разрешении имущественных споров. Можно смело утверждать, что египетские священники являются первыми правительственными чиновниками.

- греки и римляне. В древней Греции они ценили не столько государственное управление, сколько эффективное управление латифундиями (крупными фермами) и домашними хозяйствами. В своих работах Платон выделял не только титанический (властный) надзор, но и политический.


- История развития менеджмента продолжалась в Риме: децентрализация провинциального управления привела к более эффективному экономическому управлению и сбору налогов. У прокуроров было достаточно власти для ведения гражданских дел. Эта реформа была проведена императором Диоклетианом. Найденные документы очень подробно описывают не только систему управления латифундиями, но и содержат перечень необходимых работ, связанных с календарным годом.

- Код Хаммурапи. Перспективы развития менеджмента легко прослеживаются в Кодексе вавилонского правителя Хаммурапи. Возможно, это самый интересный документ среди найденных во время различных раскопок. Он состоит из 285 законов, которые призваны решить практически любую проблему, связанную с взаимоотношениями разных слоев населения. Кодекс признан первой формальной системой управления социальной жизнью.

Упомянутые стили управления представляют собой старейшие базовые этапы развития менеджмента: религиозный, административный и строительно-производственный. Римско-католическая церковь способствовала созданию административной системы, которая развивалась в соответствии с функциональным принципом [9].

Развитие промышленности в восемнадцатом и девятнадцатом веках ставит Европу на первое место в мире. Владельцы крупных промышленных предприятий буквально нуждались в теоретических разработках для управления наемными работниками и эффективного использования ресурсов. Были специалисты по управлению, которые также стали сотрудниками. История развития менеджмента традиционно выделяет несколько основных направлений, объединенных термином «классика». Он состоит из научного, административного и бюрократического управления.

Современные ученые и экономисты постепенно собирают историю возникновения и развития менеджмента, выделяя основные факторы, повлиявшие на эволюцию менеджмента от простых идей к науке [1]:

- развито общественное, а затем и промышленное производство;

- были новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;

- логика управления начала развиваться на основе двух вышеупомянутых факторов, которые привели в действие систему принципов и сделали менеджмент наукой.

Как видите, история возникновения менеджмента основана на опыте, накопленном нашими далекими предками. Было отмечено, что с использованием определенных правил разделения труда и правильной мотивации любая деятельность стала приносить гораздо лучшие результаты. За прошедшие годы основные принципы не изменились, и только с каждым поворотом развития цивилизации они зарастали дополнениями и новыми подходами к подчиненным.


Основные этапы истории развития менеджмента [4]:

1. Древний период. Самый длинный, с 9-го тысячелетия до нашей эры. до XVIII в. Период накопления знаний и опыта.

2. Промышленный период с 1776 по 1890 год. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Мы в долгу перед А. Смитом. Управление становится доктриной, и оно активно используется в управлении как производством, так и государством.

3. Период систематизации с 1856 года. XIX век в конце XX в. Менеджмент активно и быстро развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного менеджмента, начинается история развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры - представители собственника на рабочем месте.

4. Информационный период с 1960 г. по сегодняшний день. Логический процесс может быть выражен математически с использованием компьютерных технологий. Это позволяет быстро выбрать рабочую программу. Рассматривается внутренняя структура организаций, появляются новые формы внутреннего планирования в истории развития менеджмента: моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Ни одна современная линия науки не может обойтись без этих форм.

Управление с точки зрения науки решает следующие проблемы [10]:

- объясняет характер управленческой работы;

- устанавливает причинно-следственные связи в работе;

- определяет факторы и условия, необходимые для совместной работы;

- разрабатывает эффективные методы и стратегии управления;

- предсказывает возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми работами и направлениями, это связано с бурным развитием человечества во всех отраслях [12].

1.2 Основоположники управленческой мысли

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который писал труды о том, что для достижения высоких результатов необходимо разделение труда. Тогда Сократ внес свой вклад, отметив, что независимо от вида деятельности работник имеет одинаковые обязанности, главное правильно распределить труд и полномочия, тогда производственный процесс будет намного эффективнее. Позже Катон-старший рассказал, как менеджеры отчитывались о проделанной работе перед владельцем и делали ему отчеты о прибыли по сравнению с предыдущими результатами [15].