Файл: «История развития менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце 19-го века слепой и бессистемный поиск методов управления европейскими промышленниками получил определенную теоретическую основу. Правда на другом континенте. В 1886 году Генри Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков. В отчете «Инженер как экономист» он изложил перспективы развития менеджмента. Одним из постулатов этой речи было утверждение, что инженеры должны интересоваться не только деталями производственного процесса, но также и технической осуществимостью выпуска. Он должен основываться на расчете материальных затрат и возможности получения максимальной прибыли. Эту идею подхватил Фредерик Винсенд Тейлор - прародитель научного управления. Идеи Тейлора в начале 20-го века, технологии развивались как на дрожжах. Человечество получило электричество, двигатель внутреннего сгорания, трубопроводы и конвейер. Промышленность потребовала стандартизировать и унифицировать все процессы, связанные с выпуском продукции. История развития менеджмента связана с темпами технологического процесса. Школы управления стали организовывать по всем направлениям [11].

Уже упомянутый Тейлор разработал много теоретических постулатов управления. Его пригласили в Конгресс США, где он выступил с речью об исследовании производственного процесса в мастерской. За первое десятилетие 20-го века он опубликовал несколько работ («Управление фабрикой», «Принципы научного управления» и «Свидетельства для специальной комиссии Конгресса»), в которых началось обучение в школе научного менеджмента.

Если до сих пор считалось, что для успешной работы завода необходимо было найти разумного и честного менеджера, то с появлением Тейлора они стали говорить о необходимости анализа производственного процесса и оптимизации всех его компонентов. Основополагающими принципами научного управления являются именно разделение процесса на простые операции и определение научной задачи для каждого работника [13].

По словам Тейлора, это должно было повысить производительность труда. Однако для еще большей эффективности ученый предложил активно использовать материальные стимулы для наемных работников. Среди специалистов, проповедовавших научный менеджмент, стоит отметить супругов Гилберта и Генри Гранта. Последний сфокусирован на рационализации простого физического труда. Лилиан Гилберт, оставшаяся после смерти мужа с 12 детьми, занималась психологией управления персоналом. Ну, конечно, вы должны отдать дань уважения Генри Форду. Его конвейер просто перевернул идею производства и позволил говорить о узкой специализации рабочих, что привело к росту производительности труда. В совокупности все это представляет основные факторы развития менеджмента [9].


И все же классическому научному менеджменту не хватает индивидуализации. Каждый компонент производственного процесса (включая людей) рассматривался как единое целое без каких-либо индивидуальных характеристик.

Развитие стратегического менеджмента началось в Школе административного управления. Это направление управления ориентировано на организацию в целом. Анри Файоль и Мари Паркер Фолле (основатели идей администрации) обратили внимание на планирование, координацию и контроль. В известной работе «Общий и производственный менеджмент» Файоль называет 14 основополагающих принципов управления. Актуально по сей день, что повлияло на развитие российского менеджмента: самодержавие, единый план работы всей компании, цепочки управления и т.д.

Тем не менее, стремление к объединению не уничтожило понимание Фейолом важности личности менеджера. Теоретик полагал, что основная часть успеха предприятия зависит от опыта и навыков менеджера. Эти же идеи были разработаны и изучены Мари Фолле. Она утверждала, что только гармония капитала и труда может дать положительный результат. Фоллет предложил достичь этой гармонии путем индивидуальной мотивации каждого сотрудника. Бюрократия История развития менеджмента показывает, что теоретики в основном концентрировались на рациональности производства [15].

Так, немец Макс Вебер предложил считать организацию абсолютно безличной. Его идеи стали основой для развития бюрократической школы управления. Вебер утверждал, что успех придет в компанию, которая лучше всего определит должностные обязанности и степень ответственности каждого сотрудника, разработает единую систему формальной отчетности и «разводит имущество и управление в разных ракурсах». Если вспомнить советскую эпоху, мы можем с уверенностью сказать, что история развития менеджмента в России шла по пути учений Вебера. Бюрократия позволяет нам рассматривать всех сотрудников как равных: как с точки зрения выполняемых функций, так и с точки зрения ответственности. Ведь все руководствуются одинаковыми правилами.

Вебер высказал эти мысли в «Теории социально-экономической организации». Проблемы развития менеджмента заключались в основном принципе «организация - это машина». Со временем менеджеров становилось все больше и больше, и их работа приобретала все более формальный характер. Громоздкие конструкции и много бумажной работы привели к тому, что эффективность принятия решений была потеряна. Действительно, это то, что менеджмент должен делать на конкурентном рынке [7].


История возникновения и развития классических теорий управления демонстрирует, как была создана целая наука, занимающаяся повышением эффективности предприятия. Школа человеческих отношений Среди других недостатков классического менеджмента часто называют «отсутствие человека». Поэтому современное развитие менеджмента по-прежнему основано на учении школы человеческих отношений. Среди ее других теоретиков выделяется психолог Элтон Мейо, чьи исследования в области психологии поведения на рабочем месте до сих пор не имеют аналогов. Согласно результатам своих экспериментов, Мейо утверждал, что на отношение к работе и ее качеству может влиять создание неформальных отношений в коллективе. Именно искусство общения с людьми должно было привести руководство предприятия к вершинам успеха. Суть его концепции заключается в том, что необходимо индивидуально мотивировать сотрудников, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал.

Самым известным представителем бихевиоризма считается Авраам Маслоу. Его «пирамида потребностей» так же проста, как и гениальна: всего пять уровней человеческих потребностей позволяют вам найти именно те элементы мотивации, которые раскроют внутренний потенциал каждого сотрудника. Довольный работник - эффективный работник. Гуманистический подход к управлению имеет свои корни не только в экономике, но также в социологии и психологии. Именно по пути бихевиоризма движется история развития менеджмента в России. Действительно, взаимодействие людей и их внутренних движущих сил может создать необходимую «расслабленную» рабочую атмосферу. В такой среде человек хочет принести еще большую пользу своей организации [16].

2. Характеристика школ менеджмента

2.1 Школа научного направления

Несмотря на определенное разнообразие в выборе школ и направлений, можно выделить четыре основных общеобразовательных школы [15]:

1. Школа научного менеджмента.

2. Административная или классическая школа.

3. Школа человеческих отношений.

4. Математическая школа управления.

Такая классификация является условной, поскольку в каждой из этих школ можно выделить несколько областей, причем все они взаимосвязаны и взаимно определены.

Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлор (1856-1915).


Теория А. Смита заложила основы для всех отраслей политической экономии и систему Тейлора для всего последующего управления. Известный специалист по управлению П. Друкер считал, что тейлоризм - это камень, на котором мы строим свою дисциплину.

Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями школы научного менеджмента можно считать Ф. и Л. Гилберта, Г. Гантту, К. Барта и других. Создатели школы научного менеджмента исходили из того, что, используя наблюдения, измерения, логику и анализ, в большинстве случаев можно усовершенствовать ручные операции, чтобы добиться более эффективной реализации [11].

Формирование школы научного менеджмента основывалось на трех основных моментах, послуживших исходными принципами развития менеджмента [11]:

- Рациональная организация труда.

- Разработка формальной организационной структуры.

- Определение мер для сотрудничества между менеджером и работником.

Таким образом, были заложены основы формальной организации, произошло отделение управленческих функций от фактического выполнения работ. Тейлор утверждал, что очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен его выполнить.

Этот подход резко контрастировал со старой системой, когда рабочие сами планировали свою работу и выполняли то, что планировалось [9].

Определяя меры по сотрудничеству между менеджером и работником, представители школы научного менеджмента отметили необходимость систематического использования стимулов для работников с целью заинтересовать их в повышении производительности труда и производства. Благодаря этой школе, управление стало признанным в качестве области научных исследований, методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы для практического достижения целей организации. По словам Тейлора, главной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя в сочетании с максимальным благосостоянием каждого работника.

В отличие от Тейлора, Г.Л. Гант (1861-1919) считал, что рабочие являются основной переменной в достижении максимальной производительности труда, и все другие параметры должны быть адаптированы к ним. Другой идеей Гантта была система вознаграждений для поддержки человеческих усилий.

Супруги Ф. Гилберг (1868–1924) и Л. Гилберг (1878–1972) в основном анализировали физическую работу в производственных процессах, т. Е. Изучали движения с использованием методов и устройств измерения, таких как масштабные диаграммы, съемки, микрохронометры и т.д. исследования движения были использованы для установления более точных рабочих стандартов и устранения ненужных движений и усилий, для введения собственной системы оплаты труда и уважения к работникам. Л. Гилберт заложил основу для области управления, которая в настоящее время называется «управление персоналом». Она исследовала такие вопросы, как набор, расстановка кадров и обучение.


Представители школы научного менеджмента в основном посвятили свою работу управлению производством. Они занимались повышением эффективности труда на уровне ниже, чем на управленческом, так называемом уровне вне управления. Идеи, заложенные школой научного менеджмента, были разработаны и применены к управлению организацией в целом, прежде всего представителями административной школы менеджмента.

На основании полученной информации они изменили свои операции, чтобы исключить ненужные, непродуктивные перемещения », используя стандартные процедуры и оборудование, стремясь повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть перенесено, если рабочие используют лопату-лопату грузоподъемностью до 21 фунта. 8,6 кг. По сравнению с более ранней системой это дало действительно феноменальный прирост [8].

Научный менеджмент не пренебрег человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулов для заинтересованности работников в повышении производительности и производительности. Также была предусмотрена возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, чтобы количество времени, «отведенное для выполнения определенных задач, было реалистичным и справедливым. Это дало руководству возможность установить производственные стандарты, которые были бы выполнимыми и оплачиваемыми». кроме тех, кто превысил установленный минимум. Ключевым элементом в этом подходе было то, что люди, которые произвели больше, были вознаграждены больше.

Авторы работ по научному менеджменту также признали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркнули большую важность обучения [8].

Научный менеджмент также защищал разделение функций управленческого мышления и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признали, что управленческая работа - это особая профессия, и что организация в целом выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, в которой рабочие сами планировали свою работу.

Концепция научного менеджмента стала серьезным поворотным моментом, благодаря которому менеджмент получил широкое признание как самостоятельная область научных исследований. Впервые лидеры - практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться на практике для достижения целей организации [6].