Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость (Особенности формирования учетной политики по НДС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью затрат относящихся на расходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее распространенным видом налога. Практически все хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью либо уплачивать налог в бюджет, либо относить суммы уплаченного налога на увеличение расходов, связанных с производством или реализацией товаров (работ, услуг).

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает множество ошибок и неточностей.

НДС это федеральный налог, он установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. НДС является косвенным налогом, т.е. возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Эта особенность определяет необходимость списания сумм налога, предъявленного покупателю, не в составе себестоимости продукции, работ или услуг, а непосредственно по дебету счета учета продаж. Как косвенный налог он влияет на ценообразование и структуру потребления. Играет важную роль в доходной части государственного бюджета (около 30%)

Актуальность данной темы заключается в том, что НДС всеобщий налог на потребление который должны уплачивать все предприятия, участвующие процессе производства, и сбыта товаров. Действующим механизмом НДС является его исчисление и взимание. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогам.

Целью данной работы является рассмотрение налогового учета по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

А задачами являются: определение основных элементов налога, обозначение проблем, возникающих при его исчислении и заявлении вычетов, сравнение с бухгалтерским учетом НДС, а также рассмотрение практики исчисления данного налога и арбитражной практики.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, которые раскрывают соответственно теоретические и практические аспекты налогового учета НДС, называя его основные элементы, а также проблемы и их решение, заключения, списка использованных источников и приложения.

1 Особенности формирования учетной политики по НДС

1.1. Отражение в учетной политике момента определения налоговой базы

Раннее в учетной политике налогоплательщик должен был отразить момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг). Реализация включала совершение двух фактов' переход права собственности от одного лица к другому лицу, совпадающий с отгрузкой, и оплата товаров (работ, услуг). Следовательно, необходимо выбрать, совершение какого факта следует считать фактом реализации товара (работы, услуги), у налогоплательщика была возможность выбора одного из двух' возможных вариантов:

а) по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. При этом варианте стоимость реализованных товаров (работ, услуг) учитывается в налоговой базе того налогового периода, в котором произошла отгрузка (передача)товара (работы, услуги);

б) по мере поступления денежных средств. Такой вариант предполагает, что стоимость реализованных товаров (работ, услуг) будет включена в налоговую базу того налогового периода, в котором произошла оплата отгруженных; товаров (выполненных работ, оказанных услуг)[1].

Новая редакция ст. 167 НК РФ[2] является пожалуй. самым существенным нововведением в новей редакции гл. 21 НК РФ. Новый порядок определения момента возникновения налоговой базы привязан к реализации товаров «работ услуг) как это было до 2006 года. Реализация, безусловно. является основным составляющим элементом налоговой базы, но наряду с ней в базу включаются и передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд и при СМР, суммы, полученные в порядке предварительной оплаты

Таким образом, налоговая база состоит из множества элементов.

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определенна налоговой базы, если иное не предусмотрено гл. 3, 7-11, 13-15 указанной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:


1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, все налогоплательщики, начиная с 01.012006. применяют один метод определения даты возникновения налоговой базы. В определенном смысле данный метод можно назвать комбинированным по наиболее раннему моменту из даты оплаты или отгрузки[3].

Использование подобного механизма формирования налоговой базы сделало ненужным подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому облагались авансы и предоплаты.

Отмена данной нормы компенсирована новыми редакциями абз. 2 п.1 ст. 154 НК РФ и подп. 2 п.1 ст. 167 НК РФ. При исчислении НДС с авансов необходимо также учитывать положения п. 9 ст. 154 НК РФ, согласно которому авансы полученные по операциям, облагаемым по поставке 0 процентов, НДС не облагаются[4].

В соответствии с п.13 ст.167 НК РФ не облагаются НДС авансы, полученные предприятием-изготовителем в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. При этом в последнем случае речь идет о внутренних российских операциях поставки, по которым налоговая база будет определяться по дате отгрузки. Данное изменение освобождает от уплаты НДС с авансов, полученных предприятием-изготовителем в счет предстоящих поставок на территории РФ товаров (работ, ycлуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. При этом должны быть соблюдены следующие три условия.

1) товары (работы, услуги) должны быть включены в соответствующий перечень утверждаемый Правительством РФ,

2) налогоплательщик-изготовитель обязан вести раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам) в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операции по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций;

3) при получении аванса вместе с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем, а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти[5].


Таким образом, начиная с 1 января 2006 г. все налогоплательщики определяют налоговую базу по дате получения аванса а также по дате отгрузки товаров (работ, услуг).

Так называемый метод определения налоговой базы «по оплате- с указанного срока не применяется[6].

Согласно ст.2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-Ф3 налогоплательщики, применявшие ранее метод «по оплате», обязаны:

- провести инвентаризацию дебиторской задолженностей;

- по результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами по НДС;

- до 01.01.2018 формируют налоговую базу по этой дебиторской задолженности «по оплате - или в случае неисполнения покупателем до «стечения срока исковой давности обязанности по оплате - по наиболее ранней из следующих дат: день истечения срока исковой давности или день списания дебиторской задолженности. В отсутствие погашения дебиторской задолженности до 01.01.2018 она подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2018г. [7]

Что касается ранее применяемого порядка по оплате, то обращаем ваше внимание на следующее: поз оплатой товаров (работ, услуг) понимается прекращение встречного обязательства приобретателя этик товаров (работ, уступ перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой -передачей’ этих товаров «выполнением работ, оказанием услуг). Исключение составляет прекращение встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя[8].

Формами оплаты товаров (работ, услуг) признаются:

- поступление денежных средств на счета налогоплательщика, его комиссионера поверенною, агента в банке или в кассу плательщика (комиссионера, поверенною или агента):

- прекращение обязательства зачетом;

- передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора уступки права требования;

- оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом» собственного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему, лицу в случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя.

Вариант учетной политики «по оплате» позволяет включать в налоговую базу стоимость реализованных товаров (работ, услуг) только по тем операциям. по которым в налоговом периоде произведена оплата. Этот вариант удобен для небольших организаций с ограниченными оборотными средствами. Но при ведении налогового учета возникают трудности и спорные ситуации, если дебиторская задолженность закрыта неденежными способами. Однако самый большой недостаток момента определения налоговой базы «по оплате» заключается в том, что бухгалтерский учет ведется в организациях, по методу начислений. В случае, если отгрузка товара (работы, услуги) производится раньше оплаты, он позволяет отсрочить уплату налога до того времени, как приобретатель товара (работ, услуг) перечисляет налогоплательщику налоговую сумму[9].


Ранее налогоплательщик был обязан выбрать и зафиксировать в учетной политике выбранный вариант определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг). И если он не выполнят этого требования налогового законодательства, то в этом случае применялся вариант «по отгрузке»[10]

Налогоплательщики, применявшие до 01.01.2006 метод «по оплате» по операциям (в том числе товарам, работам, услугам), принятым на учет до 01.01.2006, производят налоговые вычеты в прежнем порядке.

Для этого требуется наличие документов подтверждающих фактическую оплату сумм НДС. При этом если до 01.01.2018г. указанные налогоплательщики не оплатили суммы налога, предъявленные им продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав которые были приняты ими на учет до 01.01.2018, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2018г.

Налогоплательщики, применявшие до 01.01.2006 метод «по отгрузке», производят вычеты сумм налога не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 01.01.2006, в первом полугодии 2006 г равными долями.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для приняли покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Поэтому при применении налоговых вычетов по предъявлении возрастает важность данного документа как основания для вычета. Отсюда необходимо особо пристально следить за правильностью оформления поступающих от поставщиков счетов-фактур[11].

Согласно новой редакции п. 4 ст. 165 НК РФ сумма налога предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, должна уплачиваться налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных- средств в следующих случаях:

- по товарообменным операциям:

- при зачете взаимных требований;

- при использовании в расчетах ценных бумаг.

Это означает, что при проведении неденежных форм расчетов в части налога на добавленною стоимость расчеты должны производиться в денежкой форме[12]

В соответствии с п.6 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств; суммы налога предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ п суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства[13].