Файл: Анализ эффективности различных типов организационных структур управления российских компаний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своей деятельности ГМЗ «Петергоф» руководствуется нормативными правовыми актами и положениями устава, утвержденного приказом Минкультуры России от 1 июня 2015 года № 599, является некоммерческой организацией, осуществляющей хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.

В соответствии с положением о филиале, основными направлениями его деятельности являются:

- обеспечение необходимого порядка хранения, содержания и использования зданий и принадлежащих территорий;

- осуществление мер противопожарной охраны и защиты от угроз чрезвычайного характера;

- содействие службе безопасности в работе по соблюдению установленного в музее пропускного и внутриобъектного режима;

- разработка предложений по реставрации и реконструкции зданий и принадлежащих территорий, контроль реализации этих предложений;

- участие в практической реализации планов ГМЗ «Петергоф» по музеефикации в рамках общей концепции развития;

- принятие в установленном порядке во временное ответственное хранение музейных ценностей;

- организация работы по учету переданных на ответственное хранение музейных предметов, обеспечение ведения и хранения соответствующих документов;

- осуществление контроля за техническим состоянием зданий, обеспечение проведения неотложных аварийных работ;

- формирование научно-вспомогательных фондов, отражающих историческое бытование зданий;

- проведение лекционной и экскурсионной работы по истории дворцов и парков Ораниенбаума;

- участие в разработке программ научной и культурно-просветительской деятельности ГМЗ «Петергоф».

Деятельность филиала регламентируется Уставом ГМЗ «Петергоф», а также нормативно-правовыми актами РФ:

- Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ;

- Положение о музейном фонде Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ 12.02.1998 №179;

- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная приказом Министерства культуры СССР 17.07.1985 № 290;

- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная приказом Министерства культуры СССР 15.12.1987 № 513.

Финансирование уставной деятельности ГМЗ «Петергоф» осуществляется Минкультуры России, включая финансирование расходов, связанных с сохранением объектов культурного наследия, находящихся в оперативном управлении учреждения, в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующие годы (в составе программной части ФЦП «Культура России»). Финансирование расходов ГМЗ «Петергоф» осуществляется Минкультуры России по подразделу 08 01 «Культура».


В связи с тем, что филиал не является самостоятельным юридическим лицом, правовые, финансовые и материально-технические условия его функционирования определяются ГМЗ «Петергоф». При этом ГМЗ «Петергоф» определяет филиал как музейное, научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение. Проанализируем источники и объемы финансирования ГМЗ «Петергоф» в 2015-2018 годах.

Всего на 2015 год ГМЗ «Петергоф» были доведены бюджетные ассигнования в сумме 882851,4 тыс. рублей. Исполнение расходов федерального бюджета за 2015 год составило 781460,9 тыс. рублей, или 88,5 % от утвержденных бюджетных назначений.

Основными направлениями расходов в 2015 году являлись:

- бюджетные инвестиции в рамках исполнения мероприятий ФЦП «Культура России (2006-2015 годы)» (267172,7 тыс. рублей);

-выполнение функций бюджетными учреждениями (514288,2 тыс. рублей).

При этом необходимо отметить, что неисполнение бюджетных назначений в 2015 году было связано с отсутствием положительного заключения органа государственной экспертизы на проектно-сметную документацию по объекту «Реконструкция пассажирского причального сооружения в Нижнем парке».

В 2016 и 2017 годах источниками финансового обеспечения деятельности ГМЗ «Петергоф» являлись субсидии, выделенные Минкультуры России на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ГМЗ «Петергоф» в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ГМЗ «Петергоф» на праве оперативного управления, в сумме 485113,3 тыс. рублей в 2016 году и 556649,4 тыс. рублей в 2017 году, 621570,0 тыс. рублей в 2018 году.

В 2017 году ГМЗ «Петергоф» Минкультуры России предоставлены субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в сумме 214053,2 тыс. рублей и инвестиции на выполнение мероприятий в рамках ФЦП «Культура России (2016-2018 годы)» в сумме 100,0 тыс. рублей. По итогам 2017 года субсидии на иные цели использованы в сумме 184007,1 тыс. рублей. При этом в 2018 году доведенный Минкультуры России лимит финансирования составил 380190,0 тыс. рублей, бюджетная смета выполнена в полном объеме (100%).

В 2015 году ГМЗ «Петергоф» были получены доходы от приносящей доход деятельности в общей сумме 857340,5 тыс. рублей, в 2016 году - 975857,9 тыс. рублей, в 2017 году - 1108728,5 тыс. рублей.

Основными источниками доходов от приносящей доход деятельности являются доходы от оказания платных услуг, в том числе:


- от оказания услуг по организации и проведению выставок, экскурсий;

- от оказания услуг по организации и проведению праздников, концертов, фестивалей:

- от продажи билетов на посещение музеев, парков;

- от реализации и распространения сувенирной продукции и аксессуаров, всех видов рекламных, информационных, полиграфических материалов, печатной продукции, произведенных за счет средств от приносящей доход деятельности.

Доходы ГМЗ «Петергоф» от приносящей доход деятельности в 2017 году выросли по сравнению с 2016 годом на 132870,6 тыс. рублей, рост составил 12 %. Основной рост доходов произошел: на сумму 3322,1 тыс. рублей - за счет увеличения поступлений от оказания услуг по организации и проведению праздников, концертов, фестивалей (на 21,3 %), на сумму 123934,3 тыс. рублей - от продажи билетов на посещение музеев, парков (на 18,3 %).

С учетом представленных данных, финансово-хозяйственная деятельность ГМЗ «Петергоф» устойчивая, что объясняется как увеличением доводимых лимитов бюджетных ассигнований на функционирование предприятия, так и ростом поступлений от приносящей доход деятельности. Все это свидетельствует о возможностях эффективного развития ГМЗ «Петергоф» и филиала «Ораниенбаум».

2.2. Характеристика организационной структуры предприятия

В соответствии с Уставом ГМЗ «Петергоф» и Положением о филиале «Ораниенбаум», организационная структура и штатная численность филиала определяется нуждами подразделения в соответствии с перспективными планами развития предприятия и утверждается директором ГМЗ «Петергоф». Вместе с тем штатная численность предприятия напрямую зависит от доведенных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий календарный год.

Проведенный анализ показал, что организационная структура ГМЗ «Петергоф» (как и филиала «Ораниенбаум») линейно-функционального типа, что вызвано значительными масштабами предприятия, большим числом территориально удаленных структурных подразделений (филиалов) и разнонаправленными видами деятельности, выполняемыми в музеях и на принадлежащих предприятию территориях.

Общее руководство деятельностью ГМЗ «Петергоф» осуществляет генеральный директор, назначаемый приказом Министра культуры России. Руководство музеефикацией и определение направлений культурно-просветительской работы предприятия возложено на президента.


Организационная структура предприятия включает следующих должностных лиц и основные типы структурных подразделений:

- генеральный директор;

- президент;

- заместители генерального директора по направлениям;

- заведующий филиалом;

- управления;

- отделы;

- службы;

- участки.

В общем виде схема организационной структуры предприятия представлена на рис. 3.

Рис. 3. Общая схема организационной структуры ГМЗ «Петергоф»

Согласно представленным на рисунке данным, действующая организационная структура ГМЗ «Петергоф» включает объемный административный аппарат, состоящий из восьми руководителей одного уровня, подчиненных непосредственно генеральному директору. При этом каждый из руководителей в своем подчинении имеет развитую сеть подразделений и должностных лиц. В связи с тем, что существующая организационная структура - это результат преобразования линейной структуры, сформированной по результатам изменений организационно-правовой формы предприятия и развития нормативно-правовой базы (середина 1990-х годов, 2000-е годы), необходимо отметить ее несоответствие современным условиям функционирования предприятия.

Рассмотрим также более подробно организационную структуру филиала «Ораниенбаум» (рис. 4.).

Рис. 5. Общая схема организационной структуры филиала «Ораниенбаум» ГМЗ «Петергоф»

Организационная структура филиала «Ораниенбаум» является линейной иерархией и отражает подчиненность всех структурных подразделений, функционирующих на территории филиала, заведующему филиала. Однако данные структурные подразделения, являясь частью структуры ГМЗ «Петергоф», непосредственно подчинены функциональным управленцам, представленным на рис. 5. как заместители генерального директора по направлениям. Такая система иерархии вызывает сложности управления, так как для структурных подразделений нарушается принцип «единоначалия» и достижение целей развития филиала с использованием существующей организационной структуры не представляется возможным. Вместе с этим, как видно из рисунка, заведующему филиалом подчинены (не административно) представители (и структурные подразделения) всех сторонних предприятий, осуществляющих в установленном порядке деятельность на территории филиала. В связи с тем, что деятельность этих сторонних предприятий направлена на решение разных по содержанию задач, оперативное управление ими также затрудняется.


Вместе с тем, согласно Положению о филиале, функциональными обязанностями заведующего филиалом являются:

- осуществление административного руководства деятельностью сотрудников филиала в соответствии с перспективными планами развития ГМЗ «Петергоф»;

- разработка и представление в дирекцию ГМЗ «Петергоф» планов и отчетов о функционировании филиала;

- разработка предложений по совершенствованию организационной структуры и изменению штатного расписания филиала.

Анализируя существующую организационную структуру филиала «Ораниенбаум» и возложенные на заведующего филиалом функциональные обязанности, становится очевидной необходимость совершенствования организационной структуры путем ее оптимизации.

Одновременно с этим важно отметить, что с 2015 года в структуре ГМЗ «Петергоф» (и филиала соответственно) произошли изменения, вызванные созданием Эндаумент-фонда (фонда целевого капитала). Фонд целевого капитала был создан для аккумулирования долгосрочного целевого капитала, доходы от которого направляются на развитие музея-заповедника. 12 октября 2015 г. Фонд был официально зарегистрирован и организован попечительский совет.

Специализированный фонд целевого капитала ГМЗ «Петергоф» является специализированной организацией управления целевым капиталом - не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Высшим органом управления Фонда является Правление. Членами Правления являются физические лица, разделяющие цели создания Фонда и признающие положения Устава Фонда. Срок полномочий - пять лет. При этом Попечительский совет является коллегиальным надзорным органом Фонда и осуществляет надзор за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда и соблюдением Фондом законодательства. Срок полномочий - четыре года.

В настоящее время ГМЗ «Петергоф» имеет два фонда целевого капитала, размещенных в разных инвестиционных компаниях. Денежные средства, поступающие в результате функционирования фондов являются значимым источником доходов предприятия. Однако управление фондами, введенными в организационную структуру предприятия, не выведенными за пределы организационной структуры ГМЗ «Петергоф», снижает управляемость предприятия за счет наличия большого числа звеньев в системе управления.