Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие управленческого решения, этапы процесса разработки и принятия решения).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1 Понятие управленческого решения, этапы процесса разработки и принятия решения
1.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности
1.3 Эффективность управленческого решения и методы оценки
2. Анализ деятельности предприятия ООО «МЕДЛАБГРУПП»
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности предприятия и насыщенности рынка
Одним из важнейших показателей в данной сфере является репутация. Большинство клиентов предпочитает работать с одной или двумя фирмами-производителями. Цена же на продукцию данного типа остается относительно неизменной. Исследование показало, что при повышении цены на набор более, чем на 500 рублей, клиенты отказывались сотрудничать с такой компанией, при этом качество продукции должно всегда повышаться.
Помимо всего прочего, специфика продукции, и рынка данной продукции, заключается в том, что каждый произведенный продукт должен соответствовать медицинскому стандарту качества, быть созданным по определенному регламенту, что несет за собой, разумеется, некоторые трудности. Более того, от производителя требуется:
а) вся разработка КДМ должна соответствовать требованиям отраслевого стандарта «Правила проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов»;
б) все КДМ должны быть зарегистрированы Минздравом РФ;
в) изделия должны быть рекомендованы в медицинской практике;
г) изделия должны иметь регистрационные удостоверения и быть внесены в Госреестр медицинских изделий.
В настоящее время производством контрольных и диагностических материалов на территории Российской Федерации занимаются не более семи фирм.
1. ООО «Агат-Мед». Предприятие создано в 1992 году в г. Москва на базе НИИ гематологии и переливания крови. Контрольные материалы, произведенные предприятием «Агат-Мед» на протяжении последних лет используются в рамках Федеральной системы внешней оценки качества клинических лабораторных исследований (ФСВОК). ООО «Агат-Мед» является одним из крупнейших Российских разработчиков и производителей КДМ для клинической биохимии. Продукцией компании пользуются более 2500 клиентов в различных регионах России, бывших союзных республиках − Молдове, Украине, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Кыргызстане и странах Балтии. Помимо разработки компания занимается поставкой диагностических наборов других производителей. Также предлагает химические реактивы для лабораторных исследований, питательные среды, оборудование и расходные материалы, лабораторную посуду.
Сильными сторонами компании являются:
─ развитая инфраструктура предприятия;
─ высокий уровень специалистов, постоянная работа с ними (тренинги, переаттестация);
─ является участником конференций, сотрудники принимают участия в различных научных исследований и являются авторами публикаций;
─ компания также занимается издательской деятельностью.
2. ООО «Эко-Сервис». НПЦ «Эко-Сервис» было создано в 1991 году на базе Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. Основным коллективом являются биохимики и химики-органики СПбГУ, Санкт-Петербургского химико-фармацевтического института, НИИ онкологии МЗ РФ. Основная продукция НПЦ «Эко-Сервис» - наборы для клинической биохимии, гемоглобинометрии, для анализаторов глюкозы, для определения скрытой крови, в т.ч. «Азопирам», наборы для электрофореза белков.
«Сильные» стороны данной компании выглядят следующим образом:
─ удержание цены продукции на нижней границе рыночного диапазона;
─ фирма предлагает оптовым покупателям скидки и отсрочки платежей;
─ возможность оформления заказа через интернет;
─ развитый официальный сайт фирмы.
3. ООО «Ренам». Компания базируется в г. Москва. Является одним из наиболее авторитетных и общепризнанных производителем в России и СНГ.
К числу «плюсов» работы данного предприятия относятся:
─ предложение современных методов анализа, рекомендованных ВОЗ;
─ высокая специфическая активность реагентов;
─ современное оборудование;
─ высокая квалификация научного, производственного персонала;
─ высокий уровень маркетинговой политики;
─ поставка КМ для Федеральной системы внешней оценки качеств лабораторных исследований МЗ РФ;
─ участие в международных программах;
─ предоставление клиентам оборудования для исследований;
─ предприятие занимается разработкой программ для компьютерной микроскопии.
4. ОАО «Виталь». Создана в 2006 году. Основной специализацией является производство и продажа реагентов для проведения биохимического анализа. Согласно неаудированным данным по МСФО, выручка компании за 9 мес. 2010 года составила 131 млн. рублей. Является резидентом особой экономической зоны в Санкт-Петербурге.
Компания стабильно развивается, имеет высокую прибыль, широкий спектр услуг, а также зарубежную поддержку.
5. ООО «Вектор-Бест». Является участником крупнейших российских медицинских выставок. Имеет наличие представительств и широкую сеть региональных дистрибьюторов, что позволяет оперативно поставлять диагностическую продукцию в любую точку РФ и СНГ. Стабильно выполняет обязательства по Государственному заказу, наращивает экспорт в СНГ. Представляет продукцию в Польше, Индии, Аргентине, Бразилии, Китае и странах Юго-Восточной Азии.
Т.к. целью работы не является исследование экономических показателей деятельности предприятия, остановимся лишь на выводах, характеризующих финансовое состояние предприятия, которые будут важны для процесса принятия решений.
1) в структуре баланса предприятия за последние три года повысилась величина капитала и резервов, а, следовательно, увеличились собственные источники предприятия. В целом увеличилась и валюта баланса. Как правило, увеличение валюты баланса свидетельствует о росте производственных возможностей. Однако возросла и кредиторская задолженность предприятия, что можно отнести к отрицательной оценке баланса предприятия;
2) согласно данным отчета о прибылях и убытках, величина выручки за 3 года изменилась лишь на 2%. Показатели в целом остаются на одном уровне. Однако отмечается, что значительно увеличились расходы по основной деятельности, что в совокупности является свидетельством стагнации развития;
3) организация является платежеспособной лишь в долгосрочном периоде, у предприятия имеется некоторый объем собственных ресурсов, которые формируются за счет собственных источников.
4) коэффициент обеспеченности собственными средствами оставался высок по сравнению с нормативным значением до 2017 года, однако наблюдается его снижение в 2018 году и за 3 квартала 2019 года. Снижение коэффициента может означать уменьшение собственного капитала, а так же сигнализирует о возможном риске потери финансовой устойчивости.
5) коэффициент автономии в 2018 году составлял 0,91. Это означает, что, если кредиторы одномоментно потребуют погасить перед ними обязательства, предприятие сможет расплатиться. В 2019 году показатель начал падать;
6) в 2018 году баланс предприятие являлось абсолютно ликвидным.
По итогам анализа можно сделать вывод, что на предприятии требуется провести ряд мероприятий по разработке и реализации управленческого решения, с целью предотвращения спада показателей финансовой деятельности.
3. Разработка управленческого решения для исследуемого предприятия
3.1. Процесс принятия решений на предприятии и разработка УР
Процесс принятия управленческих решений в любой организации отражается на всех аспектах управления.
Рассмотрим этапы принятия управленческого решения на предприятии ООО «МЕДЛАБГРУПП»:
а) подготовка УР;
б) обеспечение процедур принятия и принятие УР;
в) выполнение УР;
г) планирование УР;
д) контроль за выполнением.
В таблице 1 представлено распределение полномочий на каждом этапе принятия УР.
Таблица 1 - Распределение полномочий на этапах принятия УР в ООО «МЕДЛАБГРУПП»
Этапы УР |
Субъекты УР |
Подготовка УР |
Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие УР |
Генеральный директор |
Выполнение УР |
Предприятие в целом |
Планирование УР |
Генеральный директор; зав. лабораторией; главный бухгалтер |
Контроль за выполнением УР |
Генеральный директор |
Анализируя данные, представленные в таблице 3.1, делается вывод, что, на всех этапах принятия УР в данной организации, решения в фирме принимает генеральный директор. Также из структуры управления известно, что директору предприятия подчиняются непосредственно все подразделения. Таким образом, делается вывод, что предприятию присуща линейно-функциональная структура управления.
Директор организует всю работу на предприятии и несет полную ответственность деятельность, представляет предприятие во всех учреждениях, а также распоряжается имуществом организации, заключает и контролирует заключение различных договоров, занимается вопросами кадров и пр. Все отделы находятся в подчинении директора и свои решения осуществляют непосредственно через него.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
а) простота применения;
б) ясная система взаимосвязей подразделений и функций;
в) ясно выраженная ответственность;
г) быстрый ответ подразделений на указания.
Недостатками являются:
а) тенденция к переносу ответственности при решении проблем, когда требуется участие более одного подразделения;
б) результаты работы предприятия напрямую зависят от качества знаний, личных и деловых качеств руководства.
Рассмотрим процесс принятия решений на данном предприятии. Первая стадия принятия решений состоит в определении проблем. В ходе стратегического анализа внешней среды были выявлены следующие проблемы (рис.5):
а) неэффективное государственное регулирование рассматриваемой отрасли производства. В первую очередь, это связано с тем, что с 2014 года взимается плата за разработку и утверждение новых изделий медицинского назначения, а также за экспертизу нормативной документации на вновь разрабатываемое изделие, что обуславливает снижение количества разрабатываемой продукции на предприятии. Во-вторых, происходят частые изменения правил обращения и реализации продукции медицинского назначения;
Рис. 5 - Дерево проблем ООО «МЕДЛАБГРУПП»
б) неустойчивая конкурентная позиция;
в) прочие внешние факторы.
Для наиболее полного представления проблем, которые возникают не только из внешней среды, был проведен SWOT - анализ (табл. 2). Этот анализ позволяет сопоставить характеристики предприятия с характеристиками основных конкурентов, а также рассмотреть основные внешние условия, которые представляют, как определенные возможности, так и угрозы.
Таблица 2 - SWOT-анализ предприятия
Сильные стороны (Strengths) - S |
Слабые стороны (Weaknesses) - W |
- высокий уровень квалификации персонала; - динамическое развитие отношений с зарубежными производствами, задействованными в сфере разработки КДМ; - большой опыт работы на рынке; - стабильный кредитный рейтинг; - быстрое выполнение заказов; - высокий уровень качества продукции; - низкая долговая нагрузка; - является одним из лидеров в данном сегменте рынка - устоявшаяся сеть потребителей и |
- есть единицы устаревшего оборудования; - высокие затраты на содержание производственного помещения; - слабое продвижение новых методов разработки от этапа коммерческого предложения до промышленного применения; - преимущественный возрастной состав персонала – предпенсионный и пенсионный; - слабые коммуникации с потенциальными потребителями; - неэффективная реклама предприятия; - нет обновления и расширения |
Продолжение таблицы 2
поставщиков - удобное географическое расположение для поставщиков, клиентов и партнеров |
ассортимента и номенклатуры продукции. |
Возможности (Opportunities) - O |
Угрозы (Threats) - T |
- разработка новой продукции, не имеющей аналогов на территории РФ; - разработка и развитие собственных и контролируемых каналов сбыта продукции; - продвижение компании на вешнем рынке; - сотрудничество с китайской компанией (являться официальным представителем определенного вида продукции зарубежного производства); - расширение доли рынка; - возможность расширения предприятия; - расширение номенклатуры и ассортимента продукции |
Отраслевые риски - рост издержек в связи с резким повышением тарифов на ЖК услуги; - рост конкуренции; - потеря позиций на рынке в связи с отсутствием обновлений, как номенклатуры, так и производства в целом; - увольнение работников. Риски внутри страны - кризисная ситуация в стране: существенный недостаток ликвидности из-за вывода иностранного капитала Финансовые риски - изменение расходов предприятия в большую сторону на операции по конвертации валют; - внедрение различных квот на разработку новых изделий; - изменения правил обращения и реализации товаров медицинского назначения. |