Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие управленческого решения, этапы процесса разработки и принятия решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Среди многообразия проблем в современном менеджменте одной из важнейших на сегодняшний день является разработка, принятие и реализация управленческого решения, являющегося основным инструментом управленческого воздействия. Процесс принятия управленческих решений находится на центральном, иерархически главном месте во всей структуре управленческой деятельности, так как именно он определяет и содержание этой деятельности, и ее результаты.

Для проведения исследования было выбрано предприятие ООО «МЕДЛАБГРУПП», разрабатывающие и реализующее медицинские контрольные и диагностические материалы.

Актуальность темы исследования принятия управленческих решений для предприятия, занимающегося разработкой и реализацией контрольных материалов, обуславливается рядом причин:

- во-первых, - приоритетностью развития лабораторной медицины в целом, что подтверждается таким национальным проектом как «Здоровье», а также её неотъемлемостью в процессе диагностирования болезни;

- во-вторых, - главной причиной, по которой диагностические лаборатории получили столь широкое распространение, - это объективность проводимых исследований, их точность. Точности же, с учетом специфики производимых работ, можно добиться лишь при проведении внутрилабораторного контроля качества. Таким образом, ни одна лаборатория не может осуществлять свою деятельность без проведения контроля, а, следовательно, без контрольных материалов.

Целью данной работы является проведение анализа процесса принятия решений на предприятия с последующей разработкой управленческого решения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие управленческого решения;

- определить этапы процесса разработки и принятия решения на предприятии;

- изучить процесс принятия решений в условиях риска и неопределенности;

- представить краткую характеристику деятельности предприятия ООО «МЕДЛАБГРУПП»;

- провести анализ финансовых показателей деятельности предприятия и насыщенности рынка;

- исследовать процесс принятия решений на предприятии и разработать управленческое решение;

- определить возможные трудности и предложить способы их преодоления при реализации разработанных решений на предприятии;

- провести анализ экономической эффективности разработанных решений.

Объектом работы является производственное предприятие ООО «МЕДЛАБГРУПП». Предметом – процесс принятия решений на предприятии.


В качестве теоретических и эмпирических источников для проведения исследования были выбраны: анализ периодических изданий, научной литературы, документы финансовой отчетности.

Методологическая база исследования представлена общенаучными методами познания, такими как: синтез, анализ, классификация.

1. Теоретические основы принятия решений в организации

1.1 Понятие управленческого решения, этапы процесса разработки и принятия решения

Управленческая деятельность связана с принятием решений. В обобщенном понимании под решением принято понимать поиск определенного варианта действий, само действие и его результат. Управленческие решения (далее УР) являются результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели [17].

По мнению Трофимовой Л.А. и Трофимова В.В. управление представляет собой целенаправленное воздействие для организации и координации достижения поставленных целей [1, с.32]. Одна из основных форм такого воздействия – управленческое решение. Управленческое решение понимается данными авторами как акт выбора одной из возможных альтернатив и является результатом деятельности менеджера (управленца) [1, с.33].

Прохоров Ю.К. уточняет понятие управленческого решения. По его мнению, управленческое решение – это не просто результат выбора, а вариант действий, который менеджер выбирает в соответствии с занимаемой должностью с целью обеспечения выполнения стоящих перед организацией задач [4, с.112].

Лукичева Л.И. несколько иначе подходит к определению понятия управленческое решение. Так, управленческое решение – это творческое и волевое воздействие менеджера, направленное на достижение поставленных целей. Важно, что такое воздействие является основанным на знании объективных законов функционирования системы управления и анализе информации о ее состоянии [4, с.120].

Российский исследователь А.В. Кашин также видит в изучаемом понятии стратегический или тактический альтернативный выбор целенаправленных действий в рамках предоставленных полномочий и имеющихся компетенций [4, с.121].


Асаул А.Н. определяет управленческое решение как директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели [3, с.87].

Российский ученый Э.А. Смирнов, понимает под управленческим решением результат мыслительной деятельности руководителя или управленческой команды компании, направленный на подчиненных для разрешения возникших проблем [3, с.89].

Таким образом, управленческое решение является результатом осуществления субъектом управления выбора определенного варианта решения организационных или управленческих задач.

Управленческое решение состоит из набора взаимосвязанных последовательных действий, нацеленных на решение проблемы и устойчивое развитие системы управления.

Как было указано ранее, управленческое решение относится к процессу анализа, с целью определения наиболее подходящего, экономически эффективного варианта, удовлетворяющего поставленной цели.

В свою очередь, принятие решения как процесс является процессом выбора одним или группой лиц, уполномоченных принимать решения, эффективного решения среди спектра альтернатив.

Как и любой процесс, управленческое решение можно разделить на несколько этапов, направленных на разработку и реализацию. Для каждого этапа определяется определенный набор действий. Так, к примеру, типовой процесс принятия решений включает в себя:

─ определение и формулировку существующей проблемы;

─ разработку критериев оптимальности и выбор целей решения;

─ установку ограничений;

─ проектирование альтернатив (с учетом ранее установленных ограничений) с последующим анализом их на эффективность;

─ сбор информации ─ прогноз того, как будут изменяться параметры в будущем под действием различных факторов;

─ разработку методов решения поставленной задачи, выбор наиболее подходящего, разработка алгоритма действий;

─ разработку методов, при которых имеется возможность оценить эффективность каждой альтернативы;

─ выбор наиболее эффективной альтернативы;

─ принятие решения;

─ выполнение решения с одновременной оценкой;

─ дальнейший контроль за исполнением.

М. Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс (рис. 1.4), после чего требуется осуществить реализацию решения. Также авторы отмечают, что «число этапов определяется проблемой» [5, с.148].


Рис. 1 - Этапы процесса принятия управленческих решений

Одним из важнейших этапов принятия УР является определение проблемы. В настоящий момент существует два подхода к определению проблемы. Так, согласно первому, проблемой принято считать ситуацию, при которой ранее поставленные цели не были получены. Во втором подходе проблема – это потенциальная возможность. Осознание наличия проблемы как таковой наступает в момент критического значения различия между планируемом значении эффекта и фактическим.

Для того, чтобы определить приоритетность проблемы, может использоваться анализ следующих факторов:

а) последствия после появления проблемы;

б) как проблема действует на организацию;

в) насколько срочно требуется решить проблему;

г) насколько мотивированны люди, задействованные в процессе;

д) возможно ли решить проблему без принятия в ней участия менеджера.

Трофимова Л.А. к основным стадиям процесса принятия решения относит 3 стадии:

- первая, разведывательная, включает в себя осознание необходимости принятия решения;

- вторая, проектная, представляет собой проектирование альтернатив;

- заключительная стадия, стадия выбора и реализации – это принятие и реализация управленческого решения [5, с.150].

По мнению Прохорова Ю.К., состоит из:

1) постановки задачи (выявление и описание проблемной ситуации, определение располагаемого времени, определение имеющихся ресурсов);

2) формирования решений (анализ проблемной ситуации, формирование

гипотез, формирование целей, определение ограничений, генерация решений,

измерение предпочтений решений);

3) выбор решения (определение допустимых решений, формирование критериев выбора, определение эффективных решений, выбор единственного

решения) [7].

Лапыгин Ю.Н. выделяет 4 этапа в процессе разработки и реализации управленческого решения:

- выявление проблемной ситуации;

- подготовка решения (анализ проблемы, генерирование и оценка альтернатив);

- управленческое воздействие;

- контроль за выполнением решения и оценка его эффективности [7].

Зуб А.Т. приводит схему принятия рационального управленческого решения, состоящую из восьми шагов, объединенных в четыре этапа:

1) определение проблемы (осознание и идентификация проблемы);

2) сбор информации (идентификация проблемы и разработка альтернатив);

3) идентификация решения (разработка критериев оценки альтернативы, оценка, выбор);

4) выполнение решения и проверка [7].


По итогам обнаружения проблемы проводится её диагностика.

В данном контексте под диагностикой понимается анализ величин параметров системы производства и внешней среды, а также анализ соотношения и изменения этих параметров. Целью диагностики является определение, почему проблема возникла. Для успешной диагностики требуются глубокие знания функциональной структуры объекта управления в условиях обычного (нормального) его функционирования.

Диагностику принято производить в несколько этапов (рис. 2):

а) на первом этапе выявляются признаки затруднений. Индикаторами, в качестве примера, могут служить как низкая прибыль предприятия, спад в производстве или качестве производимой продукции, так и конфликтность внутри коллектива, высокий уровень текучести кадров;

б) далее устанавливаются причины возникновения проблемы. Для этого производится отбор информации как из внутренней среды, так и внешней, с целью дальнейшего анализа;

в) последний шаг требует определить характер проблемы. Этот этап важен тем, что он непосредственно влияет на выбор пути по решению проблемы.

Рис. 2 - Этапы диагностики проблемы

Так как последний этап является наиболее значительным и важным, рассмотрим более подробно, какие существуют характеры проблем.

Проблема имеет функциональный характер, если она проявляется на уровне организационно-производственной системы. Примерами решения могут служить: производство нового вида товара (услуги); выбор иного сектора рынка; изменение отношений с конкурентами и поставщиками; выбор иной формы собственности и др.

Проблема, при которой её решение наступает в случае изменения отдельных параметров системы, носит параметрический характер.

Также различают внешний и внутренний характеры проблемы.

Для определения того, внешний или внутренний характер имеет проблема, исследуются входные и выходные параметры. Так, если входные находятся в нормальном состоянии, а выходные нет, - проблема носит внутренний характер. Зачастую при наличии внешней проблемы, наблюдаются также и внутренняя.

Для выбора наиболее подходящей альтернативы формулируется ряд ограничений, которые, обычно, зависят от того, в каких условиях принимается решения, и от уполномоченного руководителя. Можно выделить следующие виды ограничений:

а) ресурсные;

б) кадровые;

в) ограничения научно-технического процесса;

г) рыночные;