Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие управленческого решения, этапы процесса разработки и принятия решения).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1 Понятие управленческого решения, этапы процесса разработки и принятия решения
1.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности
1.3 Эффективность управленческого решения и методы оценки
2. Анализ деятельности предприятия ООО «МЕДЛАБГРУПП»
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности предприятия и насыщенности рынка
По итогам проведенного SWOT-анализа разработаем следующие стратегии (табл. 3).
Таблица 3 - Стратегии на основе SWOT-анализа
Наименование стратегии |
Описание |
SO |
- расширение номенклатуры товаров; - увеличение объемов производства; - увеличение производственных мощностей; - развитие сети потребителей |
WO |
- повышение квалификации персонала; - развитие системы коммуникации с клиентами; - оснащение производства; - создание современной инфраструктуры на предприятии; |
ST |
- создание привлекательных условий труда для трудовых ресурсов; - работа с целью увеличения объемов производства и сбыта. |
WT |
- расширение каналов товародвижения; - привлечение новых трудовых ресурсов и последующее повышение их качества. |
Применение данного метода позволило систематизировать представления о предприятии и о его конкурентном окружении, а также разработать ряд управленческих решений.
Проведенный SWOT-анализ подтверждает тот факт, что на исследуемом предприятии все функции по управлению персоналом выполняет одно лицо. Это свидетельствует о том, что работе с персоналом не может быть уделено необходимое внимание.
В стратегии управления персоналом основополагающими факторами являются: мотивация работников к достижению высоких результатов организации (работники должны быть носителями идеи, целей организации), что ведет к высоким конечным показателям деятельности фирмы, в том числе производительность труда; высокая квалификация управляющего лица и его заинтересованность в работе.
На исследуемом в данной работе предприятии система управления кадрами является слаборазвитой. Отсутствует квалифицированный специалист в этой области. Следует отметить, что также не разрабатываются и не применяются специальные программы мероприятий по работе с трудовыми ресурсами. Работа по этому направлению основана на традиционных методах работы, которые сложились в период основания компании (более 20 лет назад). Данный традиционный метод включает в себя: традиционный отбор, найм, увольнение и работа, как с кадрами, так и с кадровой документацией.
На предприятии не происходит улучшение рабочего места и не создаются условия, позволяющие создать удобства на рабочем месте. В первую очередь, это проявляется в том, что большой спектр работ производится на устаревшем оборудовании, которое не обновлялось с момента его покупки. Всё выше перечисленное говорит о невнимательности руководства к работникам, об отсутствии системы мотивирования и стимулирования, поэтому решение проблем именно по этому направлению поможет предприятию работать эффективнее и повысить показатели, рассматриваемые ранее.
На основе SWOT-анализа сформулируем прочие проблемы, существующие в пределах данной организации.
Для ранжирования существующих проблем был выбран метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступали сотрудники предприятия. Исследование показало, что наиболее значимая для предприятия трудность, которая существует на данный момент и оказывает наиболее негативное влияние, - старое оборудование. В первую очередь, это обуславливается тем, что на оборудовании, которое имеется в распоряжении предприятия в настоящее время, не позволяется технологически произвести изменения в товарах, предлагаемых к продаже, при условии существования такой технологии и методологии.
Для того чтобы выработать меры по превращению рассматриваемой слабости в «сильную сторону» необходимо произвести анализ факторов, под действием которых данное положение относится именно к слабостям предприятия. Одним из методов, позволяющих проанализировать причинно-следственные взаимосвязи, является графический метод исследования. В данной работе используется диаграмма Исикавы (рис. 6).
Проведем анализ диаграммы: в качестве факторов первого уровня выделяются: факторы внешней среды, персонал и организация работ и решений. Перечисленные факторы оказывают прямое или косвенное воздействие на существующую на предприятии проблему. С учетом проведенного исследования ООО «МЕДЛАБГРУПП» было выявлено, что наиболее значительна роль персонала, т. к. именно из-за него не происходит обновление оборудования.
Рис. 6 – Диаграмма Исикавы
Таким образом, основываясь на проведенном SWOT-анализе, а также на построении и анализе диаграммы Исикавы верно следующее утверждение: проблема старого оборудования обуславливает общую демотивацию работников, создает предпосылки к ухудшению в целом условий и производительности труда и не позволяет предприятию повысить эффективность работ. Справедливо и иное суждение - учитывая основной состав рабочих (пенсионный возраст, традиционный принцип работ и субординации), происходит противодействие с их стороны, что не позволяет произвести замену существующего оборудования.
Важность замены или улучшений существующего оборудования обуславливается тем, что рабочее место является первым звеном в цепи производственного процесса предприятия, а также это позволит повысить такие показатели, как производительность труда, качество продукции и другие экономические показатели деятельности предприятия, позволит значительно ускорить процесс производства.
На предприятии используются различные виды оборудования: гематологический анализатор, устройства перемешивания, камера Горяева, фотометр, спектрофотометр, гемоглобинометр, автомат фиксации и окраски мазков, биохимический анализатор, анализатор мочи и пр.
В качестве объекта исследования был выбран автомат фиксации и окраски мазков по следующим причинам:
- срок службы данного оборудования составляет 9 лет;
- прибор используется для производства наиболее наукоёмких товаров, которые по итогам года составляют 60% от суммы выручки, а также 70% от общего количества закупаемого сырья идут на производство данного типа продукции;
- устаревший прибор потенциально опасен для работающих на нём сотрудников. Также выбор обуславливается тем, что на предприятии уже рассматривается вариант замены данного оборудования.
В первую очередь следует определить: произвести ремонт существующего оборудования или совершить покупку нового. Для того, чтобы выбрать, какая из двух альтернатив наиболее выгодна, построим дерево альтернатив (рис. 7).
Построение велось при следующих условиях:
─ в качестве критерия оценки был выбран фактор возможности производства нового вида продукции или усовершенствование, выделение из неё;
─ знаком «*» обозначено, существует ли возможность усовершенствовать продукцию;
─ на последнем уровне дерева отображены затраты на изобретение одного нового набора. При этом расчет затрат производился по формуле 4.
Знаб = т * Ззп + Пр + Среак*Nнаб, (4),
где т – количество дней, требуемое для разработки нового товара;
Ззп – заработная плата рабочего (занимающегося разработкой новых товаров) в день, руб.;
Пр – размер премии за разработку, руб.;
Среак – стоимость реактивов для производства одного набора;
Nнаб – количество тестовых (пробных) наборов для разработки нового товара, шт.
Рис. 7 - Дерево альтернатив
Имеются следующие данные: для разработки нового товара, в случае реконструкции оборудования, требуется 20 рабочих дней. В случае покупки нового – 15 дней; размер премии за разработку составляет 7000 руб.; стоимость реагентов в расчете на один набор составляет 7,46 рублей и 1 рубль; прежде чем начать производство, на рассматриваемом аппарате производится 10 тестовых наборов; размер заработной платы в день не указана. Таким образом, ф. 4 принимает вид:
Знаб = т * х + Пр + Среак*Nнаб
Из построенного дерева альтернатив видно, что экономия при производстве одного нового разработанного набора составляет 5х+70. Так, к примеру, при размере заработной платы в день равной 1000 рублей, экономия будет 5070 рублей. Из этого следует, что наиболее выгодным решением является покупка нового оборудования.
В качестве вариантов было отобрано оборудование, представленное в приложении 1, при этом серым фоном выделены ячейки с характеристиками, которые можно оценивать положительно.
При выборе автомата существует ряд критериев, на которые требуется обратить внимание:
- обеспечивается ли безопасность работы;
- возможна ли реализация необходимых методик;
- какова реальная производительность автомата для планируемых методик;
- насколько часто необходимо производить загрузку стёкол (нужно ли постоянное присутствие лаборанта при работе автомата);
- может ли автомат работать со стёклами, применяемыми в лаборатории;
- является ли автомат открытой системой – возможно ли применение технологических жидкостей разных производителей и разного ценового уровня;
- какова цена и стоимость использования автомата с учётом закупки расходных материалов и принадлежностей;
- какое техническое обслуживание требуется при эксплуатации прибора.
Из приведённых данных, очевидно, что лидером по соотношению цена/качество, по крайней мере, из охарактеризованных приборов, является автомат ЭМКОСТЕЙНЕР-АВТО отечественного производства. Он наиболее доступен по цене, технические решения, использованные в нём, позволяют при небольшом количестве станций реализовывать самые сложные методики и добиваться высокой производительности, сравнимой с производительностью дорогостоящих автоматов. Автоматы ЭМКОСТЕЙНЕР используются для проведения различных гематологических методик (по Паппенгейму, Лейшману, «Дифф Квик» и др.); микробиологических методик (по Граму, Цилю-Нильсену (т.н. «холодный» вариант методики) и др.); цитологических методик (по Романовскому Лейшману, по Папаниколау (адаптированная методика)).
3.2. Определение возможных трудностей и разработка способов их преодоления при реализации разработанных решений на предприятии
В процессе принятия УР на предприятии могут возникать те или иные факторы, создающие барьеры на пути реализации решения. Условно данные факторы можно разделить на две группы:
- факторы внешней среды;
- факторы внутренней среды.
В предыдущем подразделе была определена проблема: проблема наличия устаревшего оборудования на предприятии, а также обоснован её выбор. На диаграмме Исикавы изображены основные факторы, негативно влияющие на рассматриваемое управленческое решение и относящие рассматриваемую проблему к слабостям предприятия. Однако в процессе принятия УР могут существовать также и другие препятствия.
Внутренние факторы:
1. противодействие со стороны сотрудников;
2. нехватка денежных средств для покупки оборудования;
3. проблемы с наладкой/установкой оборудования в связи с низкой компетенцией персонала в области управления оборудованием.
Внешние факторы:
4. в связи со «скачками» курса валют – нерегулируемый рост цен на приборы, их удорожание;
5. сбои в поставках реагентов и расходного материала для оборудования зарубежного производства в связи с введенными санкциями по отношению к РФ.
Рассмотрим варианты решений для трудностей, имеющих внутренний характер.
Противодействие со стороны сотрудников. В первую очередь это обуславливается тем, что, как указывалось ранее, основной возрастной состав персонала – люди предпенсионного и пенсионного возраста. По итогам проведенного анализа персонала было выявлено, что сотрудники привыкли работать по «старым» методам и любая инновация, в том числе новое оборудование, по их мнению, не требуется. Для решения этой проблемы предлагается провести ряд мероприятий по повышению технической грамотности персонала, задействованного в производстве. Так же имеется смысл произвести найм работников с соответствующим уровнем знаний.
Нехватка денежных средств для покупки оборудования. Как правило, в данном случае широко распространена практика кредитования предприятий. Однако, в деятельности ООО «МЕДЛАБГРУПП» наблюдаются скачки в показателях финансовой деятельности. Таким образом, нет гарантии того, что компания сможет рассчитаться по своим обязательствам. Наилучшим вариантом для рассматриваемого предприятия является продажа устаревшего оборудования перед покупкой нового, а также продажа лишней мебели с дальнейшей перепланировкой, что повысит площадь полезного использования помещения.
Проблемы с наладкой/установкой оборудования. Несмотря на то, что на предприятии имеется специалист в области программирования и наладки оборудования, уровень его квалификации, с учетом современных тенденций, низок. Так, к примеру, после приобретения оборудования, данному специалисту требуется в среднем от 3х до 5ти дней для установки и настройки. С учетом этого рекомендуется произвести высвобождение данного работника с этой должности. Далее есть два варианта: