Файл: Проектирование организации (Элементы проектирования организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Понятие организационного проектирования
1.2 Факторы проектирования организации
1.3 Элементы проектирования организации
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ОТКРЫТИЮ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ACB-GRUP»
2.2 Формулировка целей и стратегии организации
ГЛАВА 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Понятие организационного проектирования
Проектирование связано с инженерной деятельностью, направленной на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.
Само понятие «проектирование» рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса. Однако следует иметь в виду, что проектирование не сводится только к созданию идеи построения объекта, оно предполагает также необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта.
Цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех изменений, которые возникнут в мире после его появления [5].
Приведенные трактовки понятия и целей процесса проектирования указывают на то, что этот процесс охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других работников проектного профиля, но и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность.
Важной особенностью современной науки является стремление представить проблему формирования и совершенствования производственных систем как научную задачу организационного проектирования.
Организационное проектирование как процесс - это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.
В общем виде наиболее типичные виды организационных структур можно представить следующим образом (Приложение 1).
Наиболее общем случае применительно к производственным системам организационный проект включает следующие разделы [3]:
- Общесистемное описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и организационная структура; численность промышленного персонала; оценка эффективности проектных решений.
- решения, относящиеся подсистеме производства: процесс в : производственный процесс времени; разделение в основном, и обслуживающих ; формы организации ; организация обслуживания мест; уровень и автоматизации ; меры по .
- Организационные решения, к управляющей в целом: , методы управления, управления, коммуникации, и состав , функциональное разделение .
- Организационные решения, к отдельным управления: технико-, оперативно-производственное и управление, руководство, материальное , маркетинг, учет, .
- Организационные решения, к подготовке : технические, экономические, , социальные аспекты разных этапах и освоение .
- Организационные решения пунктам 1-, относящиеся к подразделениям более уровня: структурные цеха, производства т.д.
разделы и организационного проекта быть детализированы отдельным задачам процедурам в с конкретными проектирования. Так, , организационные решения, к построению процесса в и во , при дальнейшей включают проектирование , сооружений, производственных , размещение оборудования, построения производственных информационных потоков т.п. проектировании организационных по отдельным управления детализируется каждой функциональной , разрабатываются положения подразделениях, их и штатное , рекомендации по принятия решений, обработки информации, им техническим и т..
1.2 Факторы проектирования организации
организации – это поиск наиболее сочетания организационных . Факторы, оказывающие на этот , как показали исследования, носят характер. Выделяется группы ситуационных [7]:
- внешняя , т.е. то, что организацию;
- технология в организации;
- выбор руководства в отношении целей;
- поведение .
Изображенные на . 1 факторы в отдельности в комбинации на решения проектированию организации те компоненты, заключены в из них.
Внешняя среда
- Сложность среды;
- Динамизм среды.
Стратегический
выбор
- Идеология управления;
- Типы потребителей;
- Типы рынков сбыта и территориальное размещение производства
Технология работ
- Неопределенность в сроках начала работ и месте их выполнения;
- Неопределенность в способе выполнения работы.
Поведение работника
- Потребности;
- Квалификация;
- Мотивированность
унок 1 – Ситуационные проектирования
организации
отличие одной от другой различием среды, которой им функционировать. Внешняя отношению к среда состоит двух уровней: окружение и окружение.
Руководители постоянно анализировать и, желательно, расстановку сил общем окружении требования, которые к развитию частей или организации институты соприкосновения.
Первым в проектировании является выявление институтов, с взаимодействует организация. помогает определить первом приближении функциональные части подразделения организации, , как правило, прямой контакт тем или «посредником» из среды.
Следующим является оценка этих институтов их относительной для организации. среду характеризуют и динамизм.
внешнего окружения тем, как факторов влияет проектирование организации насколько эти схожи между . Динамизм внешнего характеризуется тем, быстро меняются , влияющие на организации.
Выбор руководством той иной стратегии непосредственное воздействие многие решения отношении проектирования . Можно рассмотреть возможные области выбора. Первая той идеологии , которой придерживается руководство.
Снижение
организационной эффективности
Возникновение новых управленческих
проблем
Формулирование новой стратегии
Перепроектирование организации
Повышение организационной эффективности
Рисунок – Взаимосвязь между и
организационным
Вторая область выбора имеет к тому, потребители будут организацией. Если организации имеются и «организованные» , то эта должна найти при ее во всех . Так, предприятие, машины и и товары потребления одновременно может сужать структуру только обслуживания промышленных .
Третье в выборе – это сбыта и размещение производства. компании с размещения производства продажи продукции рамки национальных потребует учета проектировании ее системы, учета интернационализации и в бизнесе. , это сделает организации более и сложной. возникающее в случае дублирование подразделений на уровнях является , если организация сохранить себя единое целое международной арене.
1.3 Элементы проектирования организации
Проектирование связано с ее руководством , относящихся ко областям жизнедеятельности [9]:
- разделению и специализации;
- и кооперации;
- между частями координации;
- масштабу и контролю;
- организации и звенности;
- распределению и ответственности;
- и децентрализации;
- и интеграции.
любой организации разделение труда ее членами частями. Вся в организации на отдельные , в рамках человек должен и завершать цикл действий, ту или работу. Разделение в организации по двум :
- постадийное разделение в организации, с поступления нее ресурсов кончая выходом нее продукции услуги (снабжение, , производство, сбыт). разделение работ горизонтальной специализацией;
- работ по иерархии в как в , так и ее отдельных . Этот путь имеет вертикальную природу.
Определение направленности глубины специализации первым шагом проектировании организации.
специализации отдельных в организации возможностями по координации. Разрешить проблему можно, начать группировать работы и исполнителей, т.. начать осуществлять определенное организационное исполнителей схожих .
Данный процесс обособления называется . Посредством департаментизации может расширяться беспредельно. Примером являются корпорации- типа «Экссон», « Моторс», IBM др.
В , состоящей из частей, должна определенным образом их деятельности. координация выступает структуры организации, обычно определяют совокупность устойчивых в организации.
связей и взаимодействия частей может быть целого. Связь условием, определяющим взаимодействия. Связи частями организации через каналы . Виды связей видам тех между частями , которые объединяют в единое .
Чтобы определить масштаб (или ) управляемости или , было проведено количество исследований.
настоящее время определения оптимального управляемости широко ситуационный подход, основе которого анализ факторов, на определение управляемости. К факторам относятся []:
- факторы, связанные выполняемой работой ( работ, территориальная работ, сложность );
- факторы, связанные теми, кем и кто (уровень подготовки , уровень профессионализма );
- факторов, связанные самим руководством организацией (степень в делегировании и ответственности, четкости в целей, степень (частота изменений) организации и .п.).
Иерархия общем виде расположение частей в порядке высшего к , а для – это просто власти, или .
Уровнем управления организации считается ее часть, рамках которой в отношении могут приниматься решения без обязательного согласования выше- или частями. Так, , цех является завода и цеха имеет принимать решения, к работе . Аналогичная ситуация на уровне участка и . В таком на заводе всего четыре управления, завод иметь четырехзвенную управления.
В управления в применяются две распределения прав ответственности или по уровням . Первая система на основе единства подчинения, ее схема -то похожа «елочку».
Принцип подчинения заключается том, что должен получать , относящееся к работе, только одного начальника. из этого «елочка» построена , что права ответственность вышестоящего поглощают только прав и нижестоящего руководителя.
система – система или множественного («матрешка») – исторически на комбинации совместной или собственности на и отношений, в семьях азиатской культурой.
– это концентрация принятия решений, властных полномочий верхнем уровне организации. Централизация реакцией организованной , направленной на искажения информации передаче ее все увеличивающееся уровней управления.
– это передача делегирование ответственности ряд ключевых , а следовательно, передача соответствующих ответственности прав нижние уровни организацией. Понятия «» и «децентрализация» не исключают друга. Они лишь разными решения проблемы информации при ее с на уровень, решения этой через разную распределения прав ответственности по «» управления.
Важное в проектировании занимает проблема требуемых отношений частями или организации. На отношения, наряду другими, влияют факторы, как различия между (дифференциация) и требуемого сотрудничества (интеграция). Этот к проектированию , нередко называемый дифференциации и , является частью общей теории подхода к организацией.
Дифференциация деление в работ между частями или таким образом, каждая из получила определенную завершенности в данного подразделения. – это выделение в организации, из которых что-то ответ на , предъявляемый внешней и, в , ее институтами, в непосредственном с организацией.
означает уровень , существующего между организации и достижение их в рамках , предъявляемых внешним . Потребность в изначально создается и взаимозависимостью в организации.