Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях одним из стратегически важных элементов эффективной системы управления предприятием является анализ внешней и внутренней среды организации. При этом попытки точечного совершенствования различных аспектов функционирования предприятий не всегда дают ожидаемого от них эффекта. Все это указывает на важность и актуальность анализ внешней и внутренней среды организации и его влияние на конечные результаты деятельности организации. Однако, проблематика данного направления продолжают оставаться до сих пор недостаточно исследованной, так же это указывает на важность и актуальность выбранной темы. Недостаточная изученность, актуальность, теоретическая и практическая значимость использования внутреннего маркетинга в системе управления предприятием обусловили выбор темы исследования, определили цель исследования и его задачи.

Цель курсовой работы рассмотреть анализ внешней и внутренней среды организации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие и факторы внешней и внутренней среды организации;
  • Изучить методы анализа внешней и внутренней среды организации;
  • Представить организационно-экономическая характеристика ЧП «UNITED DISTRIBUTION»;
  • Проанализировать макросреду организации;
  • Провести анализ факторов микросреды организации;
  • Представить рекомендации по совершенствованию внутриорганизационного маркетинга «UNITED DISTRIBUTION».

Объект исследования: анализ внешней и внутренней среды организации.

Предмет исследования: рассмотреть анализ внешней и внутренней среды организации на примере ЧП «UNITED DISTRIBUTION».

Научная новизна заключается в обосновании теоретических положений и в разработке аналитического и методического обоснования современных инструментов внутриорганизационный маркетинг и его влияние на конечные результаты деятельности организации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические положения по повышению результативности управления предприятием на основе инструментов внутреннего маркетинга могут быть использованы в деятельности рыночных структур.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные научные исследования отечественных и зарубежных ученых экономистов, и маркетологов, посвящённые проблемам потребительского поведения, развития социальных медиа и маркетинговых контент стратегий, нормативные документы и законодательные акты РФ в области стратегического управления компанией и рекламы, материалы специальных периодических изданий.


Структура и объем работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Работа включает таблицы и рисунки.

Во введении представлены актуальность, степень разработанности проблемы, цели и задачи, объект и предмет исследования, также установлены методология и методы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты анализ внешней и внутренней среды организации. Рассмотрены понятие и факторы внешней и внутренней среды организации, изучены методы анализа внешней и внутренней среды организации.

Во второй главе проводится анализ маркетинговой среды ЧП «UNITED DISTRIBUTION», и разрабатываются рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности. Представлена характеристика предприятия ЧП «UNITED DISTRIBUTION», проведен анализ макросреды организации, также анализируются факторы микросреды, представлены рекомендации по совершенствованию внутриорганизационного маркетинга «UNITED DISTRIBUTION».

В заключении представленные разработанные выводы и предложения в контексте проведенного анализа для современных условий в рамках использования современных критериев развития и совершенствования внутриорганизационного маркетинга на уровне конкретного предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и факторы внешней и внутренней среды организации

Функционирование и развитие каждой организации осуществляется в среде внутренней и внешней. Любое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Состояние и деятельность организации в любой момент времени - есть результат действия ее внутренних факторов и воздействий внешней среды.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации. [1, 2, 5]


По мере развития рыночной экономики наблюдается трансформация внутренней среды организации, адаптация ее к рыночным условиям. Внутренняя среда организации представляет собой совокупность, сочетание следующих основных составляющих:

  • структура;
  • внутриорганизационные процессы;
  • технология;
  • кадры;
  • организационная культура.

Структура организации отражает сформировавшееся подразделения, связи между ними и объединение в единую систему.

Технология, включающая в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Менеджменту необходимо решать технологические вопросы, наиболее эффективное использование ресурсов.

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу этого люди в организации являются для менеджмента “предметом номер один”. [1, 2, 5]

Организационная культура, являясь ключевой составляющей организации, оказывает сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из следующих составляющих:

  • философия, задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам;
  • преобладающие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей;
  • нормы поведения, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;
  • правила, по которым ведется “игра” в организации;
  • климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какая существует атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами;
  • поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т. п.

Носителями организационной культуры являются сотрудники организации, а вырабатывается и формируется она в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Поэтому менеджмент должен уделять большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры.


Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме. Однако, несмотря на большое разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются [7, 10, 12]:

  • производство,
  • маркетинг,
  • финансы,
  • работа с кадрами,
  • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Организация в условиях рыночных отношений является открытой системой, способной взаимодействовать с окружающей ее внешней средой в различных аспектах - информационном, вещественном и т. д.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее жизнедеятельности, внутреннего потенциала на должном уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. [7, 10, 12]

Таким образом, организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Как только рвутся связи с ней, организация погибает. Взаимодействие организации с внешней средой обеспечивает возможность существования, жизнедеятельность организации, внутренний потенциал на должном уровне, а также ее устойчивость, т. е. способность устранять возникающие отклонения и достигать поставленных целей после оказываемых на нее возмущающих воздействий.

Организация должна получать из внешней среды необходимое оптимальное количество качественной информации. Стремление не тратить много сил и средств на сбор и обработку информации таит в себе опасность неполного учета важных индикаторов развития, а это, в свою очередь, ограничивает возможности своевременного решения проблем в области политики организации. Чрезмерное же количество информации вызывает увеличение затрат на получение информации, создает трудности в ее обработке. [7, 10, 12]

Факторы внешней среды оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций, в то же время они в значительной мере релевантны по отношению к операциям организаций. Все факторы можно разделить на две основные группы.

Первую составляют факторы общего внешнего окружения (макроокружения) организаций, которые не связаны непосредственно с конкретной организацией. Влияние этих факторов является более или менее одинаковым для многих организаций. Основные из таких факторов:


  • состояние экономики государства;
  • социокультурные факторы;
  • природно-географические условия;
  • законодательная система;
  • кредитно-финансовая политика;
  • уровень развития техники и технологий;
  • мировой рынок и т. д.

Ко второй группе относятся факторы непосредственного (делового) окружения организаций, которые непосредственно связаны, взаимодействуют с ними. Это:

  • потребители;
  • конкуренты;
  • поставщики;
  • деловые партнеры;
  • органы системы государственного регулирования;
  • источники “силового давления” на организации;
  • профсоюзы и т. д.

Влияние факторов внешней среды на деятельность организаций весьма сложно, неоднозначно и изменчиво. Причем указанные факторы находятся в состоянии тесного взаимовлияния, изменение в одном из них приводит к изменениям в других. [13, 14]

В современных российских условиях внешняя среда организаций - хозяйствующих субъектов в целом характеризуется прежде всего следующим:

  • непредсказуемостью;
  • быстрыми изменениями;
  • значительной неопределенностью;
  • сложной структурой;
  • некоторой агрессивностью.

Современная организация должна быть в состоянии эффективно реагировать, приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечивать выживание и достижение поставленных целей. Для этого менеджмент организации, прежде всего его верхний уровень, должен снижать неопределенность положения организации в окружении, развивать адаптивность ее к изменениям внешней среды, вырабатывать и проводить политику взаимодействия организации с факторами внешней среды. При этом эффективное взаимодействие с окружением предполагает воздействие как на процессы внутри организации, так и на факторы внешней среды.

1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации

Анализ внутренней среды организации имеет следующие значение для организации – информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

Анализ внешней среды требуется для формирования прогнозов будущей ситуации на рынке и разработки ответных действий организации.