Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К методам, позволяющим изучать и анализировать внешнюю и внутреннюю среду можно отнести PEST – и SWOT – анализы [14, 23]. PEST – это аббревиатура четырех английских слов:

- P – political-legal – политико-правовые;

- E – economic – экономические;

- S – sociocultural – социокультурные;

- T – technological – технологические факторы.

На практике PEST – анализ удобно применять при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов. На основе полученной информации о рынке формируются комплекс целей и стратегия компании, таблица 1.1.

Таблица 1.1. Форма построения PEST-анализа

Факторы макросреды

События, тенденции, связанные с фактором

Характер влияния

Вероятность наступления события и проявления тенденции

Программа действий по данному фактору

Целью PEST – анализа является отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем основным направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений [23, 26, 28].

Одним из наиболее известных и признанных методов оценки среды является метод SWOT (по начальным буквам английским слов: «strengths» - сила, «weaknesses» - слабости, «opportunities» - возможности, «threats» - угрозы).

Проведение SWOT-анализа происходит в следующей последовательности [14, 28, 39]:

1этап. Определение сильных и слабых сторон организации

2 этап. Определение рыночных возможностей и угроз

3 этап. Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка.

4 этап. Формулирование выводов и рекомендаций, стратегических направлений развития.

Пример применения SWOT-анализа представлен на рисунке 1.1.

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны

(Weaknesses)

S1

...

S6

W1

...

W6

Возможности

(Opportunities)

Стратегия «SO»

Стратегия «WO»

О1

...

О6

РАЗВИТИЕ

КОМПРОМИСС

Угрозы

(Threats)

Стратегия «ST»

Стратегия «WT»

T1

...

T6

КОМПРОМИСС

ОБОРОНА

Рис. 1.1 – SWOT- анализ организации


Данный метод, будучи способом оценки среды, в то же время имеет более широкое применение, так как используется уже в стратегическом анализе и определении конкретных перспектив фирмы. В рамках метода SWOT организация [41, 44]:

– выявляет и оценивает собственные сильные и слабые стороны;

– определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.

Заполненная таким образом матрица дает возможность формировать программу дальнейших стратегических маркетинговых действий. На первый взгляд применение данного метода кажется достаточно простым, но в тоже время необходимо помнить, что тщательный выбор исходных данных для анализа, позволит получить качественные результаты, способствующие формулированию направлений развития.

Представленные методы обладают рядом достоинств, таких как простота выполнения, наглядность отображения ситуации, в качестве недостатков можно отметить описательный характер, а также отсутствие количественных оценок. [45, 47]

Таким образом, рассмотрев сущность внешней и внутренней среды организации, изучив ее факторы и основные характеристики, можно сделать вывод о том, что в современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет ее факторов при принятии организационных и управленческих решений. Данные обстоятельства обуславливают необходимость применения методов анализа как инструментов стратегического анализа.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЧП «UNITED DISTRIBUTION»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧП «UNITED DISTRIBUTION»

Местом прохождения практики является частное предприятие «UNITED DISTRIBUTION», расположенное по адресу: город Ташкент, Олмазарский район, улица Жомий, дом 20. Контактный телефон: (99871) 228-00-38.

Частное предприятие «UNITED DISTRIBUTION» было создано в 2003 году. В настоящий период времени осуществляет свою деятельность на основании устава в новой редакции, зарегистрированного инспекцией по регистрации хозяйствующих субъектов Олмазарского района города Ташкент, согласно решению №005303-05 от 14 июля 2011 года. Предприятие получило свидетельство о включении в государственный регистр предприятий и организаций. [36]


Учредителями предприятия физические лица – граждане Республики Узбекистан.

Уставной капитал сформирован долями участников и обусловливает минимальный размер имущества. Величина уставного капитала и номинальная стоимость участников устанавливаются в национальной валюте. Величина доли участника в уставном капитале предприятия устанавливается в процентах. Уставом предприятия предусмотрена возможность ограничения максимальный размер доли участника.

Уставной фонд сформирован на 100% за счет денежных средств, товарно-материальных ценностей и прочего имущества. [36]

Согласно уставу «UNITED DISTRIBUTION» может заниматься всеми видами коммерческой и производственной деятельности, не противоречащей законодательству Республики Узбекистан. Предприятие является юридическим лицом Республики Узбекистан, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в акционерном коммерческом банке «Турон банк», печать с указанием своего названия. Общество осуществляет свою деятельность на основании полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. [36]

«UNITED DISTRIBUTION» отвечает по всем своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель общества не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенного им вклада.

В настоящее время основным видом деятельности является оптовая торговля. В целях адекватного развития этого направления была приобретена складская база, сформирована торговая инфраструктура и получена лицензия на оптовую торговлю. На право осуществления оптовой и розничной торговли получена лицензия ус№007900 (реестровый №322/05) от 28.07.2011 года. Срок лицензии – бессрочна. Лицензия выдана на основании приложению к постановлению Кабинета Министров №242 от 05.11.2005 года «положение о лицензировании деятельности по осуществлению торговли». [36]

По результатам проведенного маркетингового анализ рынка, был выявлен устойчивый спрос со стороны потребителей на данный вид услуг. Учитывая стабильную динамику развития торговых операций в Республике Узбекистан, была уточнена основная миссия предприятия – организация высокорентабельного и высококачественного бизнеса, отвечающего всем современным требованиям, по оказанию услуг в сфере торговли компаниям экспортно-импортного сегмента экономики.

Отметим, что основными предпосылками для более тонкого акцентирования миссии являются:

• наличие емкого внутреннего потребительского рынка;


• рентабельность предполагаемых услуг;

• опыт учредителей и руководителя общества в данной сфере;

• обеспеченность территории, на которой предполагалась реализация проекта;

• возможность набора персонала;

• оптимальные сроки реализации проекта.

• соблюдения всех достигнутых договоренностей с клиентами.

Распределение прибыли предприятия осуществляется раз в полгода. Решение об определении части прибыли предприятия, распределяемой между его участниками, принимается общим собранием участников предприятия.

Высшим органом предприятия является общее собрание участников, которое может быть очередным или внеочередным. Все участники имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Каждый участник предприятия имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РУз. [36]

Единоличный исполнительный орган предприятия является генеральный директор избирается общим собранием участников.

Основной целью деятельности предприятия компании является получение прибыли за счет обеспечения потребителей продукцией и услугами в нужное время и определенном месте при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов.

В целом развитие деятельности частного предприятия «UNITED DISTRIBUTION» нашло положительное отражение во всех сферах его деятельности.

Структура предприятия – это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. [36]

В «UNITED DISTRIBUTION» функционирует по линейно-функциональной организационной структуре. Этот вид структуры наиболее приемлем в сфере розничной, так как она имеет небольшой штат сотрудников. Данная организационная структура является оптимальным вариантом для предприятия. Она представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации. На рисунке 1.1 представлена организационная структура предприятия.

Генеральный директор

Исполнительный директор

Старший бухгалтер

Отдел менеджмента и маркетинга

Юрист

Отдел торговли и сбыта


Склад

Рис. 2.1. Организационная структура частного предприятия «UNITED DISTRIBUTION». [36]

Отметим для линейно-функциональной структуры управления характерна, основанная на соблюдении единоначалия и линейного построения структурных подразделений, распределения функций управления между ними.

Организационная структура предприятия характеризуется тем, что есть силовой контроль над более низкими уровнями, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий руководство подчиненными ему работниками. Структуру предприятия образует система управления организацией, возглавляемой директором (первый уровень), которому подчинен бухгалтер и старший менеджер (второй уровень), каждому из которых подчинены кассир и персонал (третий уровень). Решения, передаваемые «сверху вниз», являются обязательными для всех нижестоящих «звеньев». Существующая управленческая структура организации направлена, прежде всего, на строгое соблюдение и выполнение целей и задач фирмы, закрепленных в действующем уставе. [36]

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством и уставом. Высшим органом управления частного предприятия «UNITED DISTRIBUTION» является его руководитель генеральный директор. Директор представляет интересы частного предприятия «UNITED DISTRIBUTION», открывает в банках расчетные счета, заключает договора, трудовые соглашения, распоряжается средствами организации, утверждает штатное расписание и должностные инструкции, издает приказы и дает указания для всех работников. [36]

2.2. Анализ макросреды предприятия

К базовым факторам макросреды как правило относят следующие: политико-правовые, экономические, социальные, демографические, технико-технологические, природно-экологические, культурные факторы. Анализ факторов макросреды, известный как ПЭСТ-анализ, относится к числу наиболее востребованных методов анализа, предполагает анализ четырех групп наиболее значимых для большинства рыночных субъектов.

В ряде случаев принимая во внимая особенности отрасли или конкретного рыночного субъекта к перечню добавляются другие факторы. В частности, в число анализируемых факторов добавляются природный, правовой, демографический, географический, экологический, этнический и прочие. При этом в названии метода меняется аббревиатура, однако смысловая основа и методики анализа сохраняются.