Файл: Социально-психологический климат организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что социально–психологический климат – одно из основных условий эффективности деятельности организации. Социально–психологический климат – это «показатель жизнеспособности коллектива, который включает в себя поведенческие, эмоциональные и познавательные компоненты»[1].

Актуальность темы возрастает по мере ухудшения социально–психологического климата в современных организациях и ускорении перемен в кадровой политике, поэтому повышение ее эффективности является важным источником конкурентного преимущества в современном мире.

Внутренний микроклимат коллектива показывает, насколько затрачиваемые на его формирование организационные ресурсы (финансовые, человеческие, материальные) способствуют реализации организационных целей, и зависит от множества структурных элементов – уважение, организационная культура, навыки и умения, отношения с коллегами и пр.

На данный момент важной составляющей частью любой организации являются процессы, происходящие при взаимодействии людей, то есть их общении и взаимодействии. Элементы организационной культуры должно создавать благоприятный микроклимат, повышающий производительность труда и доходность предприятия.

На предприятиях промышленности важно сохранение и передача опыта работы с оборудованием, сбережение ценных кадров, поэтому для снижения текучести кадров, эффективного управления персоналом необходимо создать положительный социально–психологический климат.

Следует отметить, что вопросы формирования социально– психологического климата и повышения эффективности управленческой деятельности руководителей организаций представлены в современной теории управления:

– психологические аспекты эффективного менеджмента в той или иной степени рассмотрены в научных трудах Г.В. Бороздиной, Б.З. Мильнера, В.М. Шепеля и др.

– в современных публикациях, посвященных изучению психологических проблем управления человеческими ресурсами (А.А. Анцупов, П. Вацлавик, А.Н. Занковский, Ю.Г. Семенов и др.);

– в исследованиях, раскрывающих содержание социально-психологического климата, оценку и методы управления им (В.Р. Веснин, А.Г. Грязнова, К. Левин, Н.П. Фетискин, А.А. Яковлев и др.).

Цель настоящего исследования – на основе изученных теоретических аспектов и исследования социально-психологического климата ЗАО «Редукционно-охладительные установки» предложить мероприятия по его улучшению.


Информационной базой работы является отечественная и зарубежная научная литература, а также периодические издания по проблемам управления персоналом, конфликтологии и психологии управления.

Эмпирическая основа исследования – данные о финансовых результатах, персонале ЗАО «Редукционно-охладительные установки».

Практическая значимость работы. В исследовании выработаны рекомендации по повышению эффективности управления ЗАО «Редукционно-охладительные установки» путем совершенствования социально–психологического климата в коллективе.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ

1.1 Сущность социально-психологического климата и факторы, его определяющие

Социально–психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей, ориентаций.

По мнению многих исследователей, психологический климат в коллективе является довольно размытым термином. В психологии данное понятие определяет общую удовлетворенность «межличностными отношениями между сотрудниками»[2].

В социологии труда социально-психологический климат - относительно устойчивый и типичный для группы общий эмоциональный настрой, который формируется в процессе совместной трудовой деятельности коллектива через общение между людьми.

В социальной психологии социально-психологический климат – это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы.

У данного понятия есть синонимы: морально-психологический климат; организационный климат; микроклимат коллектива.

По мнению А.А. Анцупова, социально–психологический климат – это «преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, «проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности»[3].


Общеизвестно, что хорошее настроение эффективно повышает работоспособность и улучшает производительность. Понятно, что в условиях напряженного социально–психологического климата в коллективе, низкая эффективность будет и у всей деятельности. Вне зависимости от численности в группе – пара человек или несколько сотен, правила межличностных отношений остаются практически неизменными. В нормальном коллективе все его члены стараются выполнить все свои обязанности, переживают за общее дело, не перекладывают свою работу на остальных.

Значительную часть своего времени большинство людей находятся на работе. В процессе выполнения свих обязанностей среди сотрудников часто происходят противоречия и споры. Конфликты в межличностных отношениях, которые возникают в организациях, зачастую вредят общему результату, замедляют деятельность компании.

По мнению В.В. Кузнецовой, «конфликты в организациях могут возникать не только между сотрудниками, которые занимают одинаковую должность, но и между начальниками и подчиненными»[4]. Причины появления противоречий самые разнообразные. Это может быть и перекладывание обязанностей друг на друга, и взаимосвязь результатов сотрудников друг от друга, и чувство несправедливого отношения руководства. Подтолкнуть к конфликту в организации могут не только разные мнения по рабочим вопросам, но и личная неприязнь, проблемы в общении между коллегами. В большинстве случаев противостояния сотрудники могут устранить самостоятельно с помощью переговоров. Временами же контроль над межличностными конфликтами на себя берет руководитель организации, он определяет причины и пытается уладить появившиеся проблемы. Бывает так, что в результате конфликта один из конфликтующих может быть уволен.

На сегодняшний день существует достаточно много определений понятия «психологический климат». Приведем некоторые из них:

– это «эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их «близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей»[5];

– «преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к работе и окружающим событиям. Синоним – психологическая атмосфера»[6];

– «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе»[7].


Психологический климат является неотъемлемой характеристикой любого коллектива и может определяться как «феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я»[8].

Чтобы подытожить определение сущности и содержания социально–психологического климата (СПК), сведем мнения различных авторов в таблицу 1.

Таблица 1

Определение социально–психологического климата различными авторами

Автор

Определение

Кибанов А.Я.,[9]

Яковлев А.А.[10]

Социально–психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей, ориентаций.

Анцупов А.А.[11]

Социально–психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.

Грязнова А.Г.[12]

Вацлавик П.[13]

В психологии СПК обозначают как общую удовлетворенность межличностными отношениями среди сотрудников.

Бодалев А.[14]

СПК – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Шепель В.[15]

СПК – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Левин К.[16]

СПК – преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу, к работе и окружающим событиям. Синоним ––психологическая атмосфера.


Изучив подходы к определению СПК, дадим характеристику факторам, его определяющим.

Социально–психологический климат коллектива зависит от многих факторов (рисунок 1).

Кроме того, к факторам, которые определяют психологический климат в коллективе, относятся: «локальная и глобальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность своей деятельностью, психологическая совместимость, организация и характер выполняемой совместно работы»[17].

Глобальная макросреда: общественная обстановка, совокупность политических, культурных, экономических и др. условий. Степень стабильности в политической и экономической общественной жизни обеспечивают психологическое и социальное благополучие, и адаптацию его членов, оказывая косвенное влияние на социально-психологический климат групп.

Рисунок 1 –Факторы, влияющие на социально–психологический климат

Локальная макросреда: т.е. предприятия, к структуре которой принадлежит трудовой коллектив. Размеры предприятия, его структура со статусно-ролевой точки зрения, отсутствие каких-либо функционально-ролевых противоречий, степень властной централизации, участие работников в планировании, ресурсном распределении, состав структурных подразделений (профессиональный, половозрастной, этнический) и т.д.

Санитарно-гигиенические условия работы, а также физический микроклимат. Духота, жара, неправильная освещенность, шум могут выступить в качестве источника повышенной степени раздражительности и влияя косвенно на психологическую групповую атмосферу. В случае наличия хорошего оборудования на рабочем месте, благоприятных санитарно-гигиенических условия повышается удовлетворенность, получаемая в результате трудовой деятельности, что содействует формированию благоприятного СПК.

Удовлетворенность собственной работой. Немаловажная роль в процессе формирования благоприятного СПК принадлежит тому, насколько для человека является интересной работа, творческой, разнообразной, ее соответствие профессиональному уровню, возможность реализации творческого потенциала, профессионального роста.

Характер выполняемой деятельности. В качестве факторов, оказывающих косвенное негативное влияние на СПК в коллективе, выступает характерная деятельности монотонность, высокий уровень ответственности, наличие риска для жизни и здоровья работника, эмоциональная насыщенность и стрессогенный характер и т.д.