Файл: Социально-психологический климат организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Сущность социально-психологического климата и факторы, его определяющие
1.2 Характеристики и показатели оценки социально-психологического климата
2.1 Общая характеристика предприятия и его персонала
2.2 Оценка состояния социально–психологического климата в коллективе
2.3 Мероприятия по улучшению социально–психологического климата
Организация совместной деятельности. На СПК также оказывает свое влияние формальная групповая структура, метод распределения имеющихся полномочий, наличие цели. В результате взаимозависимости задач, нечеткого распределения обязанностей, несоответствия работника его роли, психологической несовместимости участников деятельности повышается уровень напряженности групповых отношений и они являются источниками конфликтов.
Психологический климат можно характеризовать как:
– благоприятный (характеризуется радостью от общения, чувством защищенности, доверия, эффективной совместной деятельностью и т. п.);
– неблагоприятный «(конфликтность отношений в группе, непонимание, враждебность и т. д.)»[18].
Психологами было выявлено несколько признаков, по которым есть возможность определить хорошую атмосферу в группе:
– оценивают продуктивность совместной деятельности и личный вклад каждого из сотрудников;
– каждый член коллектива настроен на совместную результативную деятельность;
– формальный и неформальный лидер (начальник) это один и тот же человек;
– сплоченность и организованность коллектива;
– коллеги искренне «радуются за успехи друг друга»[19].
Это все свидетельствует о том, что в коллективе здоровый психологический климат.
Среди факторов, «вызывающих психологическую напряженность, далеко не последнее место занимают:
– эмоциональное напряжение;
– борьба мотивов и интересов;
– конфликтные условия взаимодействия членов коллектива, их настроение»[20].
Между тем, центральная проблема управления состоит в создании правильного воззрения людей, положительного настроения с учетом их потребностей, заинтересованности, «формировании чувства причастности к общему делу»[21].
Обусловливает развитие социально–психологического климата коллектива следующие пять таких факторов (рисунок 2).
Кроме того, когда в группе преобладает благоприятная атмосфера, то недоразумения и конфликты, если и возникнут, можно спокойно решить в рабочем порядке. Тон общения в этом коллективе, чаше всего, доброжелательный и ровный. Коллеги уважительно относятся друг к другу, не против общаться и вне работы. По большей части на такую атмосферу влияет стиль руководства и другие качества начальника организации. Например, авторитарность зачастую пресекает инициативу, в последствие чего сотрудники начинают равнодушно относиться к своим обязанностям. Демократический стиль напротив «содействует сплочению коллектива, повышению продуктивности деятельности»[22]. Потому как все работники в этом случае осознают свою значимость и индивидуальность, вклад в общей результат.
Рисунок 2 –Факторы развития социально–психологического климата[23]
Исследование роли руководителя позволяет решить следующие задачи:
– «провести анализ совокупности личностно–психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых для формирования социально– психологического климата;
– выбрать методы оценки личности руководителя, определяющие его влияние на социально–психологический климат»[24].
По мнению Т.П. Галкиной, коллективом называется «группа людей, которая является частью общества, объединенная совместной социально полезной деятельностью и общими целями»[25]. Коллектив по-разному влияет на личность. В нем осуществляется переход социальных факторов в личностные (социализация личности). Считается, что личность формируется в общении и труде с другими людьми. Формы и характер общения и труда устанавливается в основном «производственными, социальными, экономическими отношениями, уровнем культуры, научно–технического прогресса, моралью. То есть всей совокупностью духовных и материальных факторов, которые по отношению к личности являются ее макросредой»[26].
Итак, в дальнейшем исследования будем придерживаться мнения А.А. Анцупова, согласно которому социально–психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.
1.2 Характеристики и показатели оценки социально-психологического климата
В процессе общения и взаимоотношений возникают и развиваются различные социально–психологические явления и процессы, значительно влияющие на социально–психологический климат коллектива (рисунок 3).
Все, указанное на рисунке, является стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности. Особо следует отметить роль самоутверждения личности.
Совершенно не во всех организациях созданию благоприятного социально–психологического климата отводят достаточно внимания. Довольно часто можно увидеть большие подразделения, целые предприятия и компании, где властвует атмосфера высокого нервного напряжения, вследствие чего происходят необоснованные конфликты между работниками, повреждается их нервная система, снижается качество работы. Стресс возникает тогда, когда у человека оказывается информация, которая, на его взгляд, угрожает его благополучию. Физиологи доказали, что «нервные потрясения могут вести за собой тяжкие последствия»[27].
Рисунок 3 –Элементы социально–психологического климата[28]
Не претендуя на всеобъемлющий охват возможных показателей оценки психологического климата коллектива, подчеркнем лишь некоторые из них, представляющиеся наиболее значимыми:
– экономические – заработная плата;
– социальные (связанные с комплексом составляющих социальной инфраструктуры, включая обеспеченность людей жильем и его расположение, наличие транспортных средств доставки людей на работу, насыщенность детскими компаниями, предприятиями торговли и культурно–бытового обслуживания и т.д.);
–производственно–гигиенические (в том числе окраска рабочих помещений, степень их зашумленности, загрязненности воздуха и т.д.);
– социально–психологические (связанные с фактором группы, коллектива и порождаемые социумом феномены);
– личностные, «связанные с особенностями поведения отдельных членов коллектива.
Из большого количества многообразия феноменов, которые наблюдаются в коллективе, «влияние руководителя, вероятно, в наибольшей мере отражается на отношениях, удовлетворенности и эмоциональном самочувствии людей. Так как при определенных усилиях и желании руководитель способен сформировать в коллективе отличный психологический климат, одновременно с этим, ему также легко, тоже при определенных условиях, сделать невыносимой жизнь своих сотрудников» [29].
Как следствие, социально–психологические явления и процессы в трудовом коллективе определяются экономическими и производственными процессами, однако, также, способны оказывать большое воздействие на резервы производственного роста.
Большинство компаний в современных условиях придают должное значение созданию положительной психологической обстановки, это помогает повысить производительность и избежать повышенной текучести кадров. Для этого необходимо проводить изучение СПК в коллективе.
Владение навыками анализа климата в организации играет важную роль, т.к. при анализе социально–психологического климата используют следующие показатели (рисунок 4).
Рисунок 4 – Показатели анализа социально–психологического климата[30]
Учитывая все эти показатели, на основе проводимых наблюдений и исследований внутри организации, менеджеры постоянно улучшают навыки контроля над климатом организации. «Более тщательного и постоянного внимания требует именно анализ социально–психологического климата, т.к. он, в отличие от организационной культуры, хоть и является ее составляющей, является более гибкой и изменчивой субстанцией»[31].
Как правило, «мониторинг климата осуществляется один раз в год, при отсутствии показаний к более частому применению, например постоянная конфликтность персонала и высокая текучесть персонала»[32]. Важно сохранять данные, получаемые ежегодно, для их дальнейшего анализа и выводов по поводу улучшения или ухудшения ситуации состояния климата и качества проводимой внутрифирменной политики.
Совершенно невозможно применить стандартные знания, умения и навыки при оценке и анализе социально–психологического климата во всех организациях, существует только базовая методика оценки климата, которая позволяет определить уровень его благоприятности. Для реализации методики каждая организация сама разрабатывает инструментарий, который включает в себя анкету, опросные листы и оценочную шкалу для определения индекса социально–психологического климата и состояния организационной культуры в целом.
Социально–психологические методы управления персоналом основаны на способах мотивации и моральном воздействии на людей.[33] Опыт зарубежных стран показывает, что роль социально–психологических методов управления так существенна потому, что они заключают в себе резервы роста производительности труда на основе использования резервов личности и коллектива: «умений и знаний работников, их сознательности, инициативности, целевой ориентации и социальных интересов, и прочих факторов личного характера»[34].
В настоящее время существует множество методических стратегий по формированию благоприятного социально–психологического климата, то есть снижению социальной напряженности. Они предусматривают следующее (таблица 2).
Таблица 2
Методические стратегии (направления) формирования социально–психологического климата[35]
Методическое направление |
Содержание направления формирования |
Учет психологической совместимости сотрудников |
При комплектовании рабочего коллектива необходимо учитывать психологическую совместимость сотрудников. В зависимости от целей надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного характера окажется мало работоспособной, например, если соберутся только сотрудники, ждущие указаний и не умеющие проявлять инициативу или только любители командовать |
Повышение эффективности штатного расписания |
Оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодические аттестации руководящих кадров |
Ограничение подчиненности |
Приемлемое ограничение числа сотрудников, подчиненных одному руководителю (5–7 человек) |
Отсутствие лишних работников и вакансий. |
Как недостаток, так и избыток членов коллектива ведут к его неустойчивости. Появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких кандидатов занять должность и получить продвижение по службе или из–за возникающей неравномерности трудовой нагрузки при наличии «лишних рук» |
Сохранение «костяка» коллектива |
Опора в работе на наиболее авторитетных, активных членов коллектива (неформальных лидеров), пользующихся доверием персонала |
Формирование психологических компонентов климата |
Управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, группового мнения и настроения) |
Разрешение конфликтов |
Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов |
Улучшение методологии |
Применение социально–психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, применение социально–психологических тренингов, деловых игр, метода убеждения и тому подобного). |
Стоит отметить разнообразие методов оценки и исследования СПК в коллективе: опрос, анкетирование, наблюдение, социометрия и пр. Психология и социология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.
Вывод по главе 1.
Социально–психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.
Социально–психологический климат в коллективе несомненно имеет большое значение для: повышения эффективности деятельности предприятия; недопущения конфликтных ситуаций внутри коллектива; формирования зрелой команды; достижения организационных и личностных целей; сохранения здоровья сотрудников; повышения мотивации персонала к труду и пр.
В любом коллективе периодически появляются нарушения в социально–психологическом балансе. Их необходимо вовремя выявлять и устранять. Главную роль в формировании социально–психологического климата играет руководитель. Для формирования положительного климата руководителю необходимо обладать властью и авторитетом, быть не только руководителем, а и лидером в организации. Для выявления проблем в социально–психологическом климате и своевременном их устранении необходимо периодически проводить опросы, анкетирования, совещания по вопросам работы в организации и внутренних коммуникаций.
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ЗАО «РЕДУКЦИОННО-ОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ» И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
2.1 Общая характеристика предприятия и его персонала
ЗАО «Редукционно-охладительные установки» (ЗАО «РОУ») – современное, высокотехнологичное, динамичное российское предприятие. Мы, одни из лидеров на рынке в России, по производству энергетической арматуры и паропреобразовательных установок и элементов трубопровода, предназначенных для установки в системах тепловых электростанций, предприятиях химического и нефтехимического сектора, на трубопроводах транспортирующих пар и воду с рабочим давлением до 40 МПа и температуру до 560 градусов по Цельсию, с условными проходами от 6 до 1400 мм.