Файл: Роль мотивации в поведении организации (на примере ООО «Логика-Сервис»).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и роль мотивации персонала в управлении современной организацией
1.1. Понятие мотивации персонала как функции управления, ее формы, теоретически концепции
1.2. Средства и методы мотивации персонала
2. Оценка действующей системы мотивации персонала в ООО «Логика-Сервис»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Состав и структура кадров на предприятии
2.3. Средства и методы системы мотивации персонала на предприятии, оценка ее эффективности
3. Основные направления совершенствования системы мотивации персонала в ООО «Логика-Сервис»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала на предприятии
3.2. Оценка экономической эффективности рекомендованных мероприятий
По итогам работы за 2016 год ООО «Логика-Сервис» внесено в Негосударственный реестр предприятий РФ, который включает организации с устойчивым финансовым и экономическим положением, что делает их надежными партнерами по ведению предпринимательской деятельности.
Немаловажную роль в достижении положительных результатов деятельности в ООО «Логика-Сервис» играет человеческий фактор - слаженный, высококвалифицированный, ответственный, сплоченный и творческий коллектив во главе с прогрессивным руководством, объединенный одной целью - создание конкурентоспособной, качественной продукции, отвечающей всем требованиям российского потребителя. Поэтому далее проведем анализ состава и структуры кадров предприятия.
2.2. Состав и структура кадров на предприятии
В условиях дефицита финансовых ресурсов и усиления конкуренции на современных рынках важное значение для достижения положительных результатов деятельности коммерческого предприятия является наличие и эффективное использование трудовых ресурсов.
Информационную базу исследования составили данные приказов о приеме и увольнении, личных карточек сотрудников ООО «Логика-Сервис», так как сводные кадровые отчеты на предприятии не составляются.
В настоящее время в ООО «Логика-Сервис» сформирован творческий сплоченный трудовой коллектив. Данные о составе персонала предприятия по категориям представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика персонала по категориям ООО «Логика-Сервис» за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
||
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
||||
Рабочие - всего |
90 |
91 |
87 |
+1 |
-4 |
+1,1 |
-4,4 |
в том числе: Основные рабочие |
75 |
75 |
75 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вспомогательные рабочие |
15 |
16 |
12 |
+1 |
-4 |
+6,7 |
-25,0 |
Управленческий персонал, всего |
40 |
33 |
34 |
-6 |
+1 |
-17,5 |
+3,0 |
в том числе: Руководители |
6 |
6 |
5 |
0 |
-1 |
0 |
-16,7 |
Специалисты |
20 |
18 |
22 |
-2 |
+4 |
-10,0 |
+22,2 |
Служащие |
14 |
9 |
7 |
-5 |
-2 |
-35,7 |
-22,2 |
Численность всего |
130 |
124 |
121 |
-6 |
-3 |
-4,6 |
-2,4 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. численность персонала уменьшилась на 6 человек или 4,6%, а 2016 г. по сравнению с 2015 г. численность персонала сократилась еще на 3 человека или 2,4%.
Сокращение численности персонала произошло из-за уменьшения численности вспомогательных рабочих - на 4 человек в 2016 году по сравнению с 2015 годом, что обусловлено снижением потребности в рабочих обслуживающих оборудование в связи с его обновлением.
Кроме того, на предприятии отмечается снижение численности служащих в 2015 году в сравнении с 2014 годом на 5 человек или 35,7% и в 2016 году в сравнении с 2015 годом - на 2 человека или 22,2%. Данное сокращение обусловлено оптимизацией численности персонала в ООО «Логика-Сервис» в соответствии с его программой развития.
Таким образом, трудовой коллектив ООО «Логика-Сервис» за анализируемый период сократился на 9 человек.
Данные для анализа возрастного состава работников ООО «Логика-Сервис» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Динамика возрастного состава работников ООО «Логика-Сервис» за 2014-2016 гг.
Возраст сотрудников |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
||
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
||||
18-20 лет |
10 |
8 |
7 |
-2 |
-1 |
-20,0 |
-12,5 |
21-25 лет |
24 |
26 |
27 |
+2 |
+1 |
+8,3 |
+3,8 |
26-30 лет |
31 |
23 |
22 |
-7 |
-1 |
-25,8 |
-4,3 |
31-35 лет |
18 |
20 |
24 |
+2 |
+4 |
+11,1 |
+20,0 |
36-40 лет |
11 |
9 |
6 |
-2 |
-3 |
-18,2 |
-8,0 |
41-45 лет |
21 |
25 |
23 |
+4 |
-2 |
+19,0 |
-8,0 |
Свыше 45 лет |
15 |
13 |
12 |
-2 |
-1 |
-13,3 |
-7,7 |
Итого |
130 |
124 |
121 |
-6 |
-3 |
-4,6 |
-2,4 |
Как следует из данных таблицы 4, сотрудники в возрасте от 18 до 35 лет составляют более 70% общей численности персонала на протяжении всего анализируемого периода.
Таким образом, персонал предприятия молодой, а для молодых сотрудников большое значение имеет возможность карьерного роста. Поэтому руководство ООО «Логика-Сервис» значительное внимание уделяется повышению квалификации своих сотрудников.
Сведения о квалификационном составе рабочих в ООО «Логика-Сервис» за 2014-2016 гг. представлены в таблице 5.
Таблица 5
Динамика квалификации рабочих в ООО «Логика-Сервис» за 2014-2016 гг.
Тарифный разряд |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
||
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
||||
1 тарифный разряд |
10 |
10 |
6 |
0 |
-4 |
0 |
-40,0 |
2 тарифный разряд |
18 |
19 |
15 |
+1 |
-4 |
+5,6 |
-21,1 |
3 тарифный разряд |
29 |
29 |
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 тарифный разряд |
22 |
22 |
24 |
0 |
+2 |
0 |
+9,1 |
5 тарифный разряд |
11 |
11 |
13 |
0 |
+2 |
0 |
+18,2 |
Всего |
90 |
91 |
87 |
+1 |
-5 |
+1,1 |
-4,4 |
Как следует из данных таблицы 5, квалификация рабочих в ООО «Логика-Сервис» за анализируемый период повысилась. В настоящее время в ООО «Логика-Сервис» преобладают рабочие с высокой квалификацией: доля рабочих с высокими тарифными разрядами на конец 2016 года составляет 75,86% от общей численности промышленно-производственного персонала.
Таким образом, персонал ООО «Логика-Сервис» высококвалифицированный, способный обслуживать современное оборудование. Как положительный факт следует отметить рост квалификации рабочих предприятия за анализируемый период.
Далее проведем оценку уровня образования административно-управленческого персонала. Данные для анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Динамика структуры административно-управленческого персонала по уровню образования в ООО «Логика-Сервис» за 2014-2016 гг.
Уровень образования |
2014 г |
2015 г |
2016 г |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
||
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
2015 / 2014 |
2016 / 2015 |
||||
Высшее |
10 |
10 |
11 |
0 |
+1 |
0 |
+10,0 |
Неоконченное высшее |
9 |
9 |
7 |
0 |
-2 |
0 |
-22,2 |
Среднетехническое |
12 |
7 |
10 |
-5 |
+3 |
-41,7 |
+42,9 |
Среднеспециальное |
9 |
7 |
6 |
-2 |
-1 |
-22,2 |
-14,3 |
Всего |
40 |
33 |
34 |
-7 |
+1 |
-17,5 |
+3,0 |
Как следует из данных таблицы 6, уровень квалификации административно-управленческого персонала предприятия в исследуемом периоде 2014-2016 гг. также имеет тенденцию к росту, о чем свидетельствует рост численности сотрудников с высшим образованием.
Таким образом, предприятие обладает достаточным трудовым потенциалом для укрепления своих конкурентных позиций на региональном рынке. Персонал предприятия обладает высокой квалификацией и образованием, способный обслуживать современное оборудование и осуществлять грамотное руководство. Средний возраст сотрудников предприятия составляет 25-40 лет. Такие работники обычно легче обучаемы, более инициативны, нацелены на карьерный рост. Однако работа с данной категорией персонала сопровождается определенными особенностями и трудностями, обусловленными тем, что взгляды молодых сотрудников могут меняться, что может послужить толчком к смене образа жизни и места работы. Для удержания таких работников на предприятии необходима действенная система их мотивации.
2.3. Средства и методы системы мотивации персонала на предприятии, оценка ее эффективности
Основным фактором мотивации работников предприятия является заработная плата.
В соответствии с Положение об оплате труда (Приложение 3) в ООО «Логика-Сервис» применяют тарифную систему оплаты труда, ее повременно-премиальную форму.
Сотрудникам основного производства ООО «Логика-Сервис» заработная плата исчисляется исходя из часовой тарифной ставки и фактически отработанного времени.
Так, оператору штамповочной машины раскроечного цеха Захаровой А.И. установлена часовая тарифная ставка в размере 232 руб. В августе 2017 года сотрудником было отработано на производстве 184 часа. В результате за август 2017 года данному сотруднику была начислена заработная плата в размере 42688 руб.:
232 * 184 = 42688 руб.
Вспомогательным рабочим размер заработной платы исчисляется исходя из дневной тарифной ставки и количества отработанных рабочих дней за период. Так, электрику службы ремонта Макарову А.Ю. установлена дневная тарифная ставка в размере 964 руб. Работнику в августе 2017 года на 5 дней был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, в результате из 23 рабочих дней было отработано 18. Размер заработной платы, начисленной электрику за август 2017 года с учетом отработанного времени составил 17352 руб.:
964 * 18 = 17352 руб.
Специалистам и служащим ООО «Логика-Сервис» заработная плата исчисляется исходя из установленного оклада в месяц и количества отработанных рабочих дней за период. Так, менеджеру по кадрам Дроздовой Е.Г. установлен месячный оклад в размере 35000 руб., в августе 2017 года данному сотруднику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 10 дней. Таким образом, менеджером по кадрам Дроздовой Е.Г. в августе 2017 года было отработано 13 рабочих дней из 23 возможных. В результате за данный период этому сотруднику была начислена заработная плата в размере 19782,61 руб.:
35000 / 23 * 13 = 19782,61 руб.
Порядок премирования сотрудников ООО «Логика-Сервис» установлен в Положении об оплате труда. Отдельного положения о премировании на предприятии нет. Фонд премирования работников подразделения рассчитывается как разница между утвержденным месячным фондом заработной платы, скорректированным в зависимости от темпов роста (снижения) фактической производительности труда против базового уровня, и суммой выплат, начисленных в соответствии с Положением об оплате труда ООО «Логика-Сервис».