Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внешней и внутренней среды эксплуатационного локомотивного депо Лоста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изменение рыночной среды обусловливает необходимость применения стратегического подхода к системе хозяйствования на предприятиях туризма. Разрабатывая комплексную программу действий по решению приоритетных для предприятия задач, определяя его миссию и главную цель, стратегия формулирует цели и способы достижения этих задач так, чтобы указать предприятию определенное направление развития. По своей сути стратегия является долгосрочным плановым документом, результатом стратегического планирования. 

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жест­кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компа­нии, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, ко­торая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функ­ционировать, обращая внимание в основном на ежедневную рабо­ту, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффектив­ности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потен­циала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адапта­цию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.


Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружаю­щей среде, появление новых запросов и изменение позиции потре­бителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализа­ция бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информаци­онных сетей, делающих возможным молниеносное распростране­ние и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения страте­гического управления.

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в современных условиях лишь использование инструментария стратегического управления позволит фирме успешно развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.

Целью предлагаемой работы является анализ внешней и внутренней среды Эксплуатационного локомотивное депо Лоста.

В соответствии с поставленной целью, задачи настоящего исследования заключаются в следующем:

  • рассмотреть теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды предприятия;
  • провести анализ внешней и внутренней среды, в которой функционирует Эксплуатационного локомотивное депо Лоста города Вологды;
  • разработать стратегию развития Эксплуатационного локомотивное депо Лоста города Вологды.

Предметом исследования в рамках предлагаемой работы является стратегия развития Эксплуатационного локомотивное депо Лоста города Вологды.

Объект исследования – Эксплуатационного локомотивное депо Лоста города Вологды.

При проведении исследования были использованы научные труды и монографии ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области стратегического управления, публикации в специализированных периодических изданиях, данные финансовой и оперативной отчетности исследуемого предприятия, ресурсы Интернет, а также результаты личных наблюдений.

Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды


1.1. Анализ внешней среды

Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям.

Внешняя среда существования и функционирования организации делится на две части: [7]

  • первая часть - макросреда («дальнее» окружение) - включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, политические и правовые аспекты, экономическая обстановка в стране и регионе, социальные и культурные особенности и т.п.;
  • вторая часть - микросреда («ближнее» окружение) - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно микросреда включает клиентов, поставщиков, конкурентов, профсоюзы и торговые ассоциации и т.п. Организация тесно взаимодействуя с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

При анализе макросреды рассматриваются возможности и угрозы экономической деятельности предприятия, исходящие от отдельных областей внешнего окружения. Данные области группируются в факторы, которые и подвергаются анализу:

  • экономические факторы;
  • политические факторы;
  • рыночные факторы;
  • технологические факторы;
  • социальные факторы;
  • международные факторы.

Анализ этих групп факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации.

1. При анализе экономических факторов отслеживают и рассматривают: темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий и т.п.

2. При анализе политических факторов нужно следить за уровнем развития правового регулирования экономики, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, отношением государства и ведущих политиков, например, к антимонопольному законодательству, кредитной политике местных властей, соглашениям по тарифам и торговле между странами и т.п.

3. Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководству фирмы уточнить ее стратегию и укрепить позиции организации на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условия, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных видов товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, занимаемую организацией, емкость рынка или защищенность его правительством.


4. Анализ технологической компоненты макросреды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах и т.п. для проектирования новых товаров и услуг.

6. Анализ социальных факторов макросреды включает слежение за изменяющимися общественными ценностями, установками, отношениями, ожиданиями и нравами. В нашей стране целый ряд факторов социальной среды приобрел особое значение. К ним относятся обостренные национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, развитие движения в защиту прав потребителей, изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок, изменение общественных ценностей.

7. Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю и появления возможности у отечественных предпринимателей действовать на международном рынке. В данной связи необходимым становится отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей и т.п. [13].

Наиболее распространенными и признанными метами анализа макросреды являются: SWOT-анализ (по начальным буквам английских слов: сила - strength, слабость - weakness, возможности - opportunities, угрозы - threats), и STEP-анализ (по начальным буквам английских слов: социальные - social, технические - technical, экономические - economic, политические - political факторы).

Цель STEP-анализа - выявление и оценка влияния важнейших факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. При этом устанавливаются события, не подконтрольные предприятию, но влияющие на результаты хозяйствования.

1.2. Анализ внутренней среды

Изучение микросреды предполагает анализ таких составляющих как: покупатели, поставщики, конкуренты. Данный анализ также направлен на определение потенциала организации.

Анализ покупателей как компоненты микроокружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет фирме лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать фирма, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.


Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе продажи. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие: [16, с.98]

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • объем закупок, осуществляемых покупателем, уровень информированности покупателя;
  • наличие замещающих продуктов;
  • чувствительность покупателя к цене, его ориентация на определенную марку, и т.п.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих фирму необходимыми ресурсами, от которых зависит эффективность работы организации, а также себестоимость и качество производимого фирмой продукта. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечили бы организации максимум силы.

При изучении поставщиков следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

  • стоимость поставляемого товара;
  • наличие гарантии качества поставляемого товара;
  • временной график поставки;
  • пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

Целью исследований конкурентов является выявление сильных и слабых сторон у себя и у конкурентов, отличительных особенностей (отличия в клиентуре, методах обслуживания и т.п.), определений собственных позиций на рынке и, в конечном счете, улучшение конкурентоспособности предприятия.

1.3. Анализ сильных и слабых сторон

Исследования, направленные на определение возможностей предприятия (SWOT-анализ) включают определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия в их взаимодействии с потенциальными угрозами и возможностями внешней среды. Данный анализ желательно проводить в первую очередь.

При SWOT-анализе возможности определяются как обстоятельства, создающие предприятию условия производить новые действия: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить технологию, перестроить производственные и хозяйственные процессы и т.п. В свою очередь, угрозы - это то, что может нанести ущерб предприятию, его существующим преимуществам (например, появление новых товаров-заменителей и т.п.).