Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основные направления финансовой политики России на 2017- 2019года).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики и ее задачи
1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики государства
1.2 Классификация видов финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях
2.1 Особенности финансовой политики в России
2.2 финансовая политика России в 2017-2019 гг и её оценка
2.3 Основные направления финансовой политики России на 2017-2019 года
Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства
3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе
Выбор способов реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все её направления, а, с другой - все действия этой политики должны согласовываться по времени их реализации и осуществляться строго в рамках запланированных сроков.
Под таким пониманием подразумевается процесс определения приоритетов для достижения целей, подготовка ориентировочного графика получения средств по их решению, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведение комплекса мероприятий во всех областях финансовой политики с целью получения намеченных результатов.
Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.
Рассмотрим пути решения проблем финансовой политики:
• Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
• Создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
• Разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
• Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
• Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.
Для стабилизации экономики и финансовой политики необходимо:
· обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
· реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
· установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
· стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
· сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
· реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
· ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Важно проводить последовательную финансовую политику направленную на интересы населения в целом, создание национального богатства и обладание огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на основе восстановления, развития реального сектора экономики, ведущей к расширению налогооблагаемой базы, и укреплению геополитических и стратегических позиций России.
Следовательно, для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
- обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
- реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
- установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
- стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
- сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
- реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
- ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Таким образом, решение актуальных проблем регулирования финансового рынка России позволит приблизить его к европейским стандартам.
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Финансовая политика представляет собой, непосредственно, совокупность методологических принципов форм организации и методов использования финансов, которые реализуются на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени (год, три года и т. д.). Опираясь на это можно сказать, что финансовая политика: Во-первых, определяет главные цели, конкретизирует перспективные и ближайшие задачи, которые необходимо решать, чтобы достичь поставленных за определенный период времени результатов; Во-вторых, разрабатывает методы, средства и формы отношений, которые помогут достичь поставленных целей в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом; В-третьих, подбирает кадры, которые способны решать поставленные задачи, а так же следить за организацией их выполнения.[7]
Государственная финансовая политика – это социально-экономической политика государства, обеспечивающая сбалансированный рост финансовых ресурсов на всех уровнях финансовой системы страны. Цель финансовой политики проявляется в реализации конкретных стратегических задач и тактических вопросов использования функционального предназначения финансов.
На основе задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяется политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Финансовая стратегия – это долгосрочный план. Финансовая тактика направлена на решение проблем определённого этапа развития общества, которая характеризуется динамичностью, гибкостью, и обычно задачи финансовой тактики ограничиваются годом или несколько длительным периодом времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика зависит от стратегии.
Финансовая политика в 2017-2019 гг. была направлена оптимизацию бюджетной и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов.
Приоритетом бюджетной политики в 2017-2018 гг. было сокращение дефицита бюджета, подход к сбалансированному бюджету без дефицита за счет увеличения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных средств и фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
В трехлетней перспективе 2017-2019 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остались прежними - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей стабильность бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация бюджета государства. Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться в основном за счет внутренних государственных займов и средств, полученных от приватизации федеральной собственности.
Основными проблемами финансовой политики России являются: несовершенство налоговой системы; несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; низкие показатели инвестиционного финансирования; отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики; нестабильность валютного курса рубля; неэффективное использование собственности государства.
Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:
- обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на основе реального прогноза макроэкономических показателей;
- реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
- установить верхнюю границу доходности государственных займов, и расширить операции Банка России на открытом рынке;
- стабилизировать валютный курс рубля за счёт усиления контроля Банка России над валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание физическими лицами предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты в рублевые активы;
- сформировать систему доверительного управления государственным имуществом в России и за рубежом;
- реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечение её прозрачности, повышение статуса, расширив сферу применения;
- сосредоточить денежно-кредитную политику на регулировании процентных ставок.
Список использованной литературы
Дроздова К. С. Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2015.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.
Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. - под редакцией на 2019г. – (авторы Сафарова Елена Юрьевна, Станковская В. Ю., Кельцева А. А., Автор не указан, Волошина Т. О.)
Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. – под редакцией на 2019г. – (авторы Григорьева А.А. и Прыгунов С.Е.)
Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебник для вузов – (авторы - Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова) – 2012г.
Поляк, Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк. – 2010г.
Подъяблонская, Л.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебное пособие / Л.М. Подъяблонская. - М.: Финансы и статистика, 2012г.
Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник. – (авторы: В.К. Сенчагов, А.И. Архипов) - издательство Проспект, 2012г.
Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. — 572 с.
Семенов В.М., Асейнов С.А. Финансовые термины: Краткий словарь. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 224 с.
Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Прспект, 2004. — 512 с.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — Финансы и статистика, 2005.
Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. — 376 с.
Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399 с.
Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с.
Официальный сайт Минфин России.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 апреля 2019 г. № 11049-ГС/Д03и О направлении уточненных сценарных условий функционирования экономики РФ и основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ взамен ранее направленных.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция)
Учебник «Финансы», под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури - ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА - (Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.:Дело, 1999.)
Приложения
Приложение 1
Главный финансовый план страны строится на таких показателях:
Показатель |
Фактические данные за 2018 год |
Проект на 2019 год |
Прогноз на плановый период |
|
2020 год |
2021 год |
|||
ВВП (миллиардов рублей) |
101 164 |
105 820 |
110 732 |
118 409 |
Темп роста ВВП (в процентах к предыдущему году) |
1,8 |
1,3 |
2,0 |
3,1 |
Цена на нефть марки «Юралс» (долларов США за баррель) |
69,6 |
63,4 |
59,7 |
57,9 |
Среднегодовой курс рубля к доллару США (рублей за доллар США) |
61,7 |
63,9 |
63,8 |
64,0 |
Уровень инфляция (% к декабрю предыдущего года) |
3,4 |
4,3 |
3,8 |
4,0 |