Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основные направления финансовой политики России на 2017- 2019года).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Политика экономического роста. Это система финансовых мер, направленных на повышение ВНП и занятости. Данная политика включает в себя увеличение расходов государства и снижение налоговой нагрузки. Эта политика применяется во время экономического кризиса. В долгосрочной перспективе такая политика может привести к росту инфляции. (Доход падает, а расходы растут).

Другими словами, если в настоящее время существует сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в сторону дефицита бюджета во время рецессии или депрессии.

• Политика стабилизации.

Если правительство использует меры фискальной политики и политики расходов государства, чтобы попытаться сохранить объем производства на его типичном уровне и сохранить стабильность цен, считается, что государство проводит политику стабилизации. Однако было бы неправильно полагать, что политика стабилизации заменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их усилиях по выравниванию экономической ситуации в государстве, поскольку между этими концепциями существуют серьезные различия. Например, государство может проводить политику экономического роста в то время, когда объем производства уже превышен и производство стремится достичь потенциального уровня, в то время как политика стабилизации может не преследовать такие цели.

Это политика характеризуется ограничением государственных расходов и налогов, обеспечивая условия для формирования сбалансированного бюджета. (Расход = Доходу).

• Политика ограничения деловой активности.

Она направлена на уменьшение реального объема ВНП, связана со снижением государственных расходов и увеличением налоговой нагрузки. Данная политика обычно применяется в условиях кризиса (снижение расходов и увеличение доходов).

Также известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) недискреционная финансовая политика, то есть существуют встроенные стабилизаторы.

Данная финансовая политика относится к ряду способностей налоговой системы к самостабилизации, то есть к некоторым ее особенностям, которые позволяют регулировать экономическую деятельность в стране без прямого вмешательства каких-либо органов управления.

б) дискреционная политика или политика, осуществляемая непосредственно правительством;

Дискреционная политика относится к преднамеренному манипулированию налогами и расходами государства для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.


Основными инструментами дискреционной финансовой политики являются:

-общественные работы и иные связанные с затратами программы;

-социальные программы;

-правительственные закупки;

-государственные инвестиции;

-изменение расходов трансфертного или перераспределения типа;

-управление налоговым гнетом.

Рассмотрим следующую ситуацию. Чтобы ослабить производственный бум, необходим профицит бюджета, а именно, превышение доходной части бюджета государства над расходной частью. С другой стороны, дефицит бюджета необходим для преодоления рецессии. Есть два способа достижения этих целей, один из которых достигается путём регулирования налоговых поступлений. Итак, в первом случае выход в виде увеличения налогов, во втором, наоборот, в их снижении.

Допустим, что в стране наблюдается небольшой спад производства, и правительство ещё не успело принять соответствующие меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также субъектов хозяйствования неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, но это необходимо для стабилизации экономики. Значит, правильно функционирующая налоговая система способна автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь с ростом доходов граждан страны налоги тоже будут расти.

В дополнение к налогу, существует ряд важных встроенных стабилизаторов, которые вместе балансируют экономическую систему страны.

Они включают:

  • Социальные пособия, в том числе пособия по безработице. Действительно, налоги, которые финансируют пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Таким образом, резервный фонд растет во время подъема производства и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию.

Напротив, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что приводит к снижению темпов спада производства, тем самым смягчая спад.

  • Другие виды пособий, такие как благотворительные выплаты вне системы социального страхования, также имеют стабильность в своём автоматическом антициклическом регулировании.
  • Программы помощи фермерам, которые актуальны для развитых капиталистических стран: когда эффективный спрос снижается и цены на сельскохозяйственную продукцию падают, федеральное правительство субсидирует фермеров из-за поглощения избыточного производства, когда инфляция приближается и цены растут, правительство выставляет на рынок ранее приобретённые продукты, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любые тенденции в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, поскольку российское сельское хозяйство не страдает от кризисов перепроизводства.
  • Эффект надежности компаний. Практика показывает, что для того, чтобы создать иллюзию стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие аналогичные юридические лица поддерживают одинаковый уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доход изменяется в течение короткого периода времени. Это приведёт к ослаблению спроса на товары и услуги, который в противном случае был бы представлен вкладчикам, которые получили, например, увеличенную прибыль от своих ценных бумаг. В другом случае будет наблюдаться обратный эффект, который также приведёт к стабилизации ситуации.
  • Инерция склонности к потреблению. Таким образом, индивид, стремясь поддерживать нормальный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Налоговая политика – система государственных мер по решению определенных задач, стоящих перед обществом через налоговую систему страны. Налоговая политика рассматривается в узком и широком аспектах.

В целом она охватывает формирование доходов государства из постоянных и временных источников (налоги и займы, соответственно). Поскольку государство не может навязать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов.

В узком аспекте налоговая политика охватывает деятельность государства только в области налогообложения - установление видов налогов, плательщиков, ставок, льгот, объектов, сроков и механизма зачисления в бюджет.

Финансовая политика состоит из следующих важных компонентов:

(В рамках финансовой политики выделяются, как относительно самостоятельные, бюджетная и кредитно-денежная политики. )

  1. Бюджетная политика.

Под бюджетной политикой понимается определение государством:

  • источников формирования доходов бюджета государства;
  • приоритетных направлений бюджетных расходов;
  • допустимые пределы дисбаланса бюджета;
  • источников финансирования дефицита бюджета;
  • принципов взаимоотношений отдельных частей бюджетной системы.
  1. Кредитно-денежная политика.

Эта политика понимается как обеспечение стабильности денежного обращения посредством управления эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной валюты; обеспечение своевременности и непрерывности платежей в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы посредством регламентации и регулирования банковской системы; управления финансовым рынком посредством эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирования их оборота (курса покупки и продажи) и т.д.

  1. Ценовая политика.

Данная политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

  1. Таможенная политика.

Является частью внешнеторговой деятельности государства, которая регламентирует объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Основными средствами реализации таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях; применение таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных тарифов таможенных формальностей; установленный режим передвижения грузов через границу; система государственных органов таможенного контроля и др.


  1. Социальная политика.

Принимаются меры в следующих областях: разработка механизмов компенсации доходов малообеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных выплат, регулирование вынужденной миграции и др.

  1. Инвестиционная политика.

Данная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии Российской Федерации, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

  1. Международная финансовая политика.

Эта политика становится всё более важной. Основана она на управлении валютно-финансовыми и кредитными отношениями в области международных отношений, связанных с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, а также с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях. Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно, каждое государство пытается занять своё значительное место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, выделяют политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности.

1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика

Основным субъектом финансовой политики является государство, которое разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на долгосрочную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера целей финансовая политика подразумевает финансовую стратегию и финансовую тактику.

Рассмотрим суть финансовой стратегии. Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого термина не должно удивлять. Именно «strategos» позволила Александру Македонскому покорить мир.

СТРАТЕГИЯ представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей[4].

Долгосрочная финансовая государственная стратегия является, как правило, долгосрочной и часто скрытой. Охватывает она фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но и финансами негосударственных предприятий. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политического и личного. Во-первых, это неспособность проводить долгосрочную финансовую политику вне рамок общего политики. Второй фактор решающим образом определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятой политики.


Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются: бюджетная система и бюджетная структура страны; система органов финансово-кредитного менеджмента; кредитная система страны и её сеть; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; пропорция распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита.

Долгосрочная финансовая стратегия государства призвана обеспечить непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране. Автономность финансовой политики государства часто проявляется в предложении и выборе конкретных путей и средств, для достижения целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, стабильности политической системы. В финансовой политике практически нет чисто экономических решений, свободных от административных элементов. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, которые не затрагивают чьих-либо политических, социальных, экономических финансов.

Что касается финансовой тактики, то изучение этого вопроса заставляет нас обратиться к нескольким источникам интерпретации значения слов. Термин «тактика» является многосторонним и встречается во всех сферах деятельности.

Тактика - неотъемлемая часть военного искусства, которая включает в себя теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступательных, оборонительных, контр-боевых, тактических перегруппировок и др.

Тактик – это человек, который выбирает правильную линию поведения.

Краткосрочная финансовая тактика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов.

Это большая работа, проделанная финансовой системой и, прежде всего, Министерством финансов РФ:

  • по внедрению ранее принятых стратегических ориентиров при текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета;
  • оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов;
  • изысканию дополнительных финансовых ресурсов и реализации возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и внеплановых расходов;
  • форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода;
  • уточнению взаимосвязи федерального бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других видов государственного внутреннего долга;
  • реструктуризации внешнего долга государства по текущим платежам кредиторам;
  • текущее поддержание курса рубля по отношению к основным мировым валютам.