Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основные направления финансовой политики России на 2017- 2019года).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочная финансовая политика государства преследует своей основной целью поддержание, увеличение ликвидности квартальных и годовых бюджетных и кредитных балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое восстановление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта (ВВП), повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели могут быть достигнуты за счёт сокращения дефицита бюджета, снижения инфляции, укрепления курса национальной валюты, то есть финансовой тактики. Структура ВВП показана в приложении 2.

Таким образом, финансовая стратегия представляет собой долгосрочный план. Финансовая тактика направлена на решение проблем определённого этапа развития общества, которая характеризуется гибкостью, динамизмом, и обычно задачи финансовой тактики ограничиваются годом или несколько большим периодом времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика, в первую очередь, зависит от стратегии.

Глава 2. Анализ финансовой политики рф в современных условиях

2.1 Особенности финансовой политики в России

Бюджетная политика России направлена на решение следующих основных задач:

• обеспечение сбалансированности в долгосрочной перспективе при учете того, что будет обязательное исполнение всех обязательств государства и выполнение задач, представленных в указах Президента РФ;

• оптимизация структуры расходов федерального бюджета (выявление резервов и перераспределение в пользу приоритетных направлений и проектов);

• развитие программно-целевых методов управления (базой для планирования бюджета должны стать программы, проводимые государством);

• обеспечение сбалансированности пенсионной системы;

• развитие налоговой системы России и повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи финансовой политики на 2019 год, которые нужно решить:

  • Преобразование налоговой системы путем фиксации налоговых условий; Создание ресурса в экономике страны для финансирования новых проектов путем повышения НДС с 18 до 20% (в год в бюджет должно поступить более 600 млрд руб);
  • Отмена налога на движимое имущество;
  • Снижение административной нагрузки на предпринимателей путем отмены контроля трансфертного ценообразования;
  • Введение налога на профессиональные доходы путем вовлечения самозанятых предпринимателей в легальную деятельность;
  • Настроить инвестиционный вычет налога на прибыль путем снятия ограничения на его использование участниками КГН (Консолидированной группы налогоплательщиков).

Президент России поставил цели национального развития на ближайшие шесть лет практически во всех сферах общественной жизни - улучшение качества жизни и благосостояния граждан, сокращение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, а также создание современной инфраструктуры.

Достижение этих амбициозных целей возможно только на надежной и прочной основе устойчивого ускорения экономического роста.

Итак, роль финансовой политики в современных условиях значительно повышается. Она обеспечивает развитие экономики государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономики в стране.

2.2 финансовая политика России в 2017-2019 гг и её оценка

Рассмотрим и проанализируем финансовую политику в периоде 2017-2019 гг., в разрезе ведущих направлений, для того, чтобы оценить эффективность.

По данным Минфин Российской Федерации, окончание адаптации российской экономики к внешним шокам, а также ожидаемое сохранение сложных внешних условий и сохранение/усугубление внутренних ограничений развития предопределяет выход на первый план повестки экономической политики государства; поставлена задача обеспечить сбалансированное развитие страны и расширить потенциал отечественной экономики. Достижение данной цели потребует осуществления экономической политики, которая одновременно обеспечивает:

1. На макроуровне – достижение целевого макроэкономического равновесия, которое характеризуется:

a. Стабильностью и предсказуемостью внутренних экономических показателей и их низкой подверженности к колебаниям тарифов на нефть;
b. Стабильно невысокой инфляцией;

c. Невысокой стоимостью долговременного капитала;

d. Размеренными налоговыми критериями.

2. На микроуровне –искоренение структурных дисбалансов и препятствий на пути развития, связанных с демографическими проблемами, конкурентоспособностью и эффективным распределением ресурсов, в том числе посредством мер, направленных на:

  1. Уменьшение участия государства в экономике и увеличение его эффективности
  2. Повышение эффективности распределения труда и капитала в экономике;
  3. Снижение степени монополизации рынков и обеспечение равных конкурентных условий;
  4. Повышение активности экономики и продолжительности активной жизни;
  5. Увеличение эффективности рынка труда и мобильности трудовых ресурсов;

Параметры бюджета на 2017-2019 годы и главные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на данный этап послужили "отправной точкой" для разработки и утверждения в 2018 году первого долгосрочного прогноза экономики и связанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, в том числе и ведущие государственные программы Российской Федерации.

Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2017-2019 годов был первым федеральным бюджетом, который был сформирован и выполнен в контексте введения новых форм финансовой поддержки услуг, предоставляемых федеральными государственными (бюджетными и автономными) учреждениями.

В таблице1 приведена структура расходов бюджетной системы.

Таблица1. Структура расходов бюджета России 2019 в цифрах:

Статья расходов

2019, трлн. руб.

2018, трлн. руб.

Разница, трлн. руб

Соц. политика

4,885

4,966

-0,081

Нац. оборона

2,914

2,729

+0,185

Нац. экономика

2,639

2,264

+0,375

Правоохранительная деятельность и нац. безопасность

2,254

1,876

+0,378

Общегосударственные вопросы

1,402

1,225

+0,177

Обслуживание государственного долга

0,852

0,848

+0,004

Трансферты между бюджетами

0,755

0,766

-0,011

Образование

0,827

0,619

+0,208

Здравоохранение

0,656

0,410

+0,246

Культура, кино

0,125

0,093

+0,032

Охрана окружающей среды

0,197

0,078

+0,119

Средства массовой информации

0,075

0,068

+0,007

Физкультура и спорт

0,055

0,063

-0,008

ЖКХ

0,192

0,091

+0,101

Самыми большими областями расходов федерального бюджета в 2017-2019 годах были расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. На национальную экономику приходится небольшая доля бюджетных расходов.

Перечень направлений затрат, используемых по согласованию с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета (в рамках главных мероприятий, приоритетных проектов, ведомственных целевых проектов, ведомственных целевых программ подпрограмм государственных программ Российской Федерации, Федеральных целевых программ), непрограммными направлениями расходов федеральных органов власти государства, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, установлен подпунктом 4.2.4(1) "Направления расходов, увязываемые с программными (непрограммными) статьями целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации"[5].


Таким образом, можно сказать, что приоритетом бюджетной политики на 2017-2019 годы стало уменьшение дефицита бюджета, подход к сбалансированному без недостатка бюджета за счет увеличения налогов и оптимизации расходов и пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда благосостояния государства).

В трехлетней перспективе 2017-2019 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остались прежними - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики по-прежнему являются поддержка инноваций, в том числе и путем предоставления новых преимуществ, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в образовании и здравоохранении.

Важнейшим фактором налоговой политики является необходимость поддержки сбалансированности финансовой системы.

Документ, который содержит основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  • Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  • Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  • Совершенствуется система налогового администрирования.
  • Критерии проверок стали доступными.
  • Появились налоговые каникулы.

Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу проект федерального закона, который определяет порядок восстановления суммы капитальных расходов в доходах в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, принадлежащих к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а ещё и затрат, которые были понесены при завершении, дополнительного оборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае осуществления основных средств, в отношении которых были реализованы подобные капитальные затраты, ранее, чем через пять лет с даты ввода в эксплуатацию.


Таким образом, финансовая политика в 2017-2019гг. направлена на оптимизацию финансовой и налоговой политики, повышение качества и уровня жизни населения, оптимизацию расходов бюджета.

2.3 Основные направления финансовой политики России на 2017-2019 года

Рассмотрим перспективные направления финансовой политики на 2017-2019года.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 227-р Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы, доходы от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующие позиции в соответствующих секторах экономики, ожидаются в 2017 - 2019 годах в размере 5,6 млрд. рублей в год (в том числе за счет федерального имущества, приватизация которого не завершена в 2014 - 2016 годах). Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений о приватизации акций крупных компаний, которые имеют высокую инвестиционную привлекательность.

Принимая во внимание аспекты долгосрочного развития акционерных обществ, их инвестиционные потребности, которые необходимы для реализации стратегий развития, а также нормативы достаточности капитала (применительно к банкам), Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут быть приняты решения о приватизации путем снижения доли государства в уставном капитале общества за счет дополнительной эмиссии и направления вырученных средств на докапитализацию самого акционерного общества.

Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе представляют собой определенный налоговый маневр, который станет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и её повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, которые возникают при добыче природных ресурсов, а также в переходе на новую систему налогообложения недвижимого имущества.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться в основном за счет государственных займов и средств, полученных от приватизации федерального имущества. В 2017-2019 годах государственные заимствования станут основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета. Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации[6] представлен в таблице 1.