Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Основные направления финансовой политики России на 2017- 2019года).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.

Объем и структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2017-2019годах, млрд.руб.

01.06.2017г.

01.06.2018г.

01.06.2019г.

Объем внутреннего государственного долга

Российской Федерации - всего

8 480,426

8 821,659

10 029,368

в том числе:

государственные гарантии

Российской Федерации

в валюте Российской Федерации

1 835,256

1 453,277

1 409,464

В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2017-2019 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг.

Помимо государственных заимствований, на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества. Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества представлено в таблице 2.

Таблица 2

Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества, млрд. руб.

Показатель

2018г.

2019г.

2020г.

Средства от приватизации федерального имущества

13,0

12,2

11,4

Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2018 г. прогнозируются в объеме 13,0 млрд руб., в 2019 г. – 12,2 млрд руб., в 2020 г. – 11,4 млрд руб. Их роль в финансировании дефицита федерального бюджета будет минимальной: в 2018 г. ожидаемая величина доходов приватизации составит 1,7% от средств, ожидаемых для привлечения государственных заимствований, а в 2019–2020 гг. – 1,5% и 1,1% соответственно. Указанные для 2018–2019 гг. значения меньше прогноза поступлений средств от продажи федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний из материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2017 г. и плановый период 2018–2019 гг., введённым российским правительством прошлой осенью (13,6 млрд руб. в 2018 г. и 13,9 млрд руб. в 2019 г.).


Реалистичность данного прогноза от приватизации доходов можно оценить как достаточно высокую по сравнению с целями приватизации на 2017–2019 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р, и промежуточными итогами ее реализации в текущем году.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены в таблице 3 [БК РФ c.94].

Таблица 3

 Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 - 2021 гг., млрд рублей

Показатель

2018 

2019

2020

2021

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА

- 482

-1 932

-1 224

-952

Использование ФНБ

1 113,7

4,4

3,7

3,3

Не связанные с использованием ФНБ

-1 596

-1 936

-1 228

-955

Источники внутреннего финансирования дефицита

-1 518

- 1 628

-947

-948

Государственные ценные бумаги

1 044

1 705

1 800

1 578

Приватизация

15

13

11

0

Бюджетные кредиты

55

53

74

153

Увеличение остатков на счете по зачислению доп. нефтегазовых доходов в иностранной валюте

-2 740

-3 369

-2 777

-2 632

Изменение иных остатков

145

Источники внешнего финансирования

-78

-309

-281

-7

Заемные источники

20

-207

-130

165

Государственные кредиты

-95

-98

-147

-169


Государственная программа (ГП) «Управление федеральным имуществом», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327, получила весной 2017года новую редакцию. Ее действие продлено на 1 год, до 2019 г. (включительно) при продолжении уже выявленной ранее тенденции снижения затрат на ее реализацию по сравнению с оригинальной версией. Однако в документе говорится именно о запланированных, а не фактических объемах бюджетного финансирования, что хорошо иллюстрирует законопроект о федеральном бюджете на 2018–2020 гг. Он предусматривает незначительное увеличение бюджетных ассигнований на реализацию ГП по сравнению с указанными в нем объемов (на 0,3% в 2018 г. и на 2% в 2019 г.). Более того, в 2020 г. они должны увеличиться еще на 1,4% по сравнению с уровнем 2019 г., хотя официально датой окончания программы является 31 декабря 2019 г.

Таким образом, основным направлением современной финансовой политики является финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться в основном за счет внутренних государственных заимствований и средств, полученных от приватизации федеральной имущества.

Глава 3. Проблемы и пути развития финансовой политики государства

3.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе

Современные проблемы финансовой политики в Российской Федерации:

1) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

2) совершенствование налоговой системы;

3) оптимизация структуры расходов государства;

4) принятие прозрачного и реального бюджета;

5) развитие инвестиционного финансирования;

6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

7) стабилизация валютного курса рубля;

8) повышение эффективности использования государственной собственности;

9) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

10) развитие финансовых отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Разберём каждую проблему по подробнее:

1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения затрат, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования дефицита бюджета. При такой цепочке Федеральный бюджет предусматривает главный профицит, т.е. превышение доходов над расходами без учета затрат на обслуживание долга государства. 
2. Преувеличение сбора налогов достигается путём расширения налоговой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка перечисления платежей на уровнях бюджетной системы, введения монополии государства на производство алкогольной продукции. Изменения в налоговом законодательстве играют важную роль. Низкий уровень сбора налогов является сокрытием доходов налогоплательщиками, а также фактическое создание механизма уклонения от уплаты налогов за счёт недостатков, предусмотренных правовыми актами, и, что наиболее важно, постоянного уменьшения налогооблагаемой базы в результате снижения реального ВВП. 
3. Возможность сокращения расходов федерального бюджета практически исчерпаны. В настоящее время мы можем говорить только о совершенствовании структуры статей расходов. Стоит также упомянуть о расходах на обслуживание государственного долга. Необходимо решить вопрос о реструктуризации государственного долга и установить верхний предел доходности по государственным займам. Финансирование дефицита бюджета за счёт выпуска государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к утрате управления долгом государства. Будущие пути развития общества предполагают либо движение к уменьшению функций государства в области экономической и социальной политики, углублению регионального сепаратизма, либо к укоренению основ государственности на федеративной основе с определёнными геополитическими функциями в области интеграционных процессов. 
4. Стратегический курс в области государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. Это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" посредством оживления производства, у государства нет оснований для популистских заявлений о возможностях решения социально-экономических проблем путём централизованного государственного фонда финансовых ресурсов. Чтобы решить эту проблему надо создать все условия, дабы сбережения и активы, которые были созданы в России, работали в ее же интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. Это важная задача для всех ветвей власти, предпринимателей и населения. Реальным бюджетом также является возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Наиболее важным из них является уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги. 
5. Сужение государственного сектора экономики и повышение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение общего предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений среднего класса населения, а также лиц, получающих высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов. 
6. Известно, что активы Федеральной резервной системы США (ФРС) формируются в основном посредством государственных займов, доходность которых соответствует учетной ставке ФРС. Такие монетаристские методы финансовой и денежно-кредитной политики вполне могут быть заимствованы Россией. В то же время, следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских экспертов, Банк России сводил у минимуму своё участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержания доходности на приемлемом для бюджета уровне, но сужал денежную базу. 
7. Стабилизация валютного курса рубля имеет большое значение. Целесообразно обратить внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов российских коммерческих банков в Центральный банк Российской Федерации. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надёжный барьер нелегальному вывозу капитала, сделать валютный курс рубля более реалистичным. Нужен комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, денежно-кредитная политика в последние годы "подтолкнула" и вынудила население использовать иностранную валюту в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это оказывает негативное воздействие на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения в основном носят спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей. Выход из сложившейся ситуации заключается в следующем: государство создает предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для обеспечения сохранности вкладов и их индексации. В то же время оно обеспечивает основу для денежно-кредитной политики путём регулирования процентных ставок. 
8. Одной из проблем федерального бюджета является усиление влияния использования государственной собственности. Необходимо повысить личную ответственность представителей государства в управлении корпорациями, доля которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, установление кооперационных отношений и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Необходимо обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и Единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и др., создать полный реестр объектов недвижимости, в том числе незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав РФ на зарубежную собственность и повышение эффективности ее использования. 
9. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особую значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета. Целесообразно решить вопрос о счетах Государственного таможенного комитета РФ и государственных внебюджетных фондов, средства которых надолго остаются в распоряжении коммерческих банков. Эти ресурсы могут быть эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета. В целом казначейская система требует серьезного реформы и придания ей независимого статуса по аналогии с существующим зарубежным опытом в целях укрепления финансовой дисциплины и разведения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сосредоточены в Минфине РФ. 
10. Необходимо ориентировать финансовую политику России на её геополитические интересы. И они, в основном, расположены в странах СНГ. Ориентация государств СНГ на использование доллара США при взаиморасчётах, привлечение крупных внешних займов, значительно увеличивают нагрузку на бюджет, вызывает сложности с погашением задолженности, обеспечением сбалансированности платежных балансов. 


Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, который использовался при разработке финансового плана до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР.). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, улучшения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

Согласно официальному прогнозу федерального правительства номинальный ВВП Российской Федерации в 2019 году увеличится до 106 трлн рублей, но его реальный рост замедлится до 1,4%. Это ниже прогнозируемых темпов роста ВВП в 2018 году и значительно ниже темпов роста мировой экономики (3-4% в год по большинству прогнозов). Таким образом, доля России в мировом ВВП будет продолжать сокращаться. Инфляция, измеренная индексом потребительских цен в 2019 году, ускорится до 4,3%, а средний курс доллара США превысит 63 рубля. Большая часть населения России не должна ожидать увеличения своих доходов. Согласно прогнозу, рост реальной заработной платы жителей страны по сравнению с 2018 годом составит всего 0,8%. Ожидается, что экспорт и импорт товаров останутся стабильными в 2019 году, хотя власти прогнозируют небольшое увеличение импорта и, как следствие, снижение положительного сальдо торгового баланса. Однако следует помнить, что этот прогноз основан на сохранении нынешних цен на нефть и другие основные товары, экспортируемые из России.

Федеральный бюджет на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов был принят Госдумой 21 ноября, затем он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Главный финансовый план страны строится на таких показателях в приложении 1.

Как мы видим, в Правительстве ожидают в 2019 году некоторое ухудшение обстановки в экономике: инфляция ускорится до 4,3% (а по данным аналитиков, верхняя граница – 5,5%), а темпы роста экономики замедлятся до 1,3% в 2019 году.

Прогнозные значения на плановый период 2020-2021 годов отражают неплохие темпы роста экономики, однако подобные плановые данные обычно пересчитываются на следующий год в сторону уменьшения. Прогноз доходов бюджетной системы (утв. Минфином РФ) представлен в таблице 4.

Таблица 4

Таблица 4 Доходы федерального бюджета в 2019 - 2021 гг.

 

млрд рублей

Показатель

2018 <*>

2019

2020

2021

ДОХОДЫ, ВСЕГО

18 7475

19 969,3

20 218,6

20 978,0

%% ВВП

18,5

18,9

18,3

17,7

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

8 714,3

8 298,2

7 936,3

8 018,2

%% ВВП

8,6

7,8

7,2

6,8

из них:

завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД

-93,2

174,8

371,6

Базовые нефтегазовые доходы

4 699,4

4 929,1

5 159,3

5 386,2

завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД

-1,3

54,9

108,7

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

10 033,2

11 671,1

12 282,3

12 959,8

%% ВВП

9,9

11,0

11,1

10,9

Связанные с внутренним производством

5 188,2

5 916,3

6 216,4

6 577,9

НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч:

3 446,5

3 986,4

4 279,3

4 609,4

повышение ставки НДС с 18% до 20%

256,9

359,8

387,5

Акцизы на производимые товары, в т.ч.:

845,2

969,6

959,1

948,8

повышение норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов РФ

-59,0

-62,1

-65,6

поэтапная передача акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации <**>

-57,0

95,6

Налог на прибыль

896,5

960,3

978,0

1 019,7

Связанные с импортом

3 151,8

3 667,5

3 916,9

4 204,6

НДС на ввозимые товары в т.ч.:

2 432,7

2 913,3

3 115,9

3 348,7

повышение ставки НДС с 18% до 20%

268,5

287,1

308,6

Акцизы на ввозимые товары

95,7

98,7

106,3

111,9

Ввозные таможенные пошлины

623,4

655,5

694,7

744,0

Прочие доходы

1 693,2

2 087,3

2 149,0

2 177,3


Как мы видим, правительство ожидает, что выручка вырастет на 35,7 миллиардов рублей, а рост будет обеспечен двумя наиболее важными видами доходов – нефтегазовых (это налог на добычу полезных ископаемых и экспортные таможенные пошлины) и НДС.

Стало быть, для стабилизации экономики и финансовой политики необходимо:

• обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на основе реального прогноза макроэкономических показателей;

• реализовать комплекс мер по расширению налоговой базы;

• установить верхние пределы доходности государственных заимствований, расширить операции Банка России на открытом рынке;

• стабилизировать валютный курс рубля и усилить контроль со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, а также необходимо создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

• сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

• реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечить ее прозрачность, повысить статус и расширить область применения;

• ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить последовательную финансовую политику, которая будет направлена на интересы населения в целом, которое создаёт, в первую очередь, национальное богатство и обладает большим интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на основе восстановления, развития реального сектора экономики, ведущей к расширению налоговой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

3.2 Пути развития финансовой политики государства

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена будет иметь ключевое значение для функционирования любого государства, в том числе на уровне его субъектов. В то же время комплекс решений должен включать согласованные действия во всех областях финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к увеличению прибыли и пополнению бюджетов всех уровней на этой основе, а только к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в области антимонопольной и таможенной политики.