Файл: Стиль руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1. Понятие стиля руководства и факторов его формирования

1.2. Классификация стилей руководства

1.3. Достоинства и недостатки различных стилей руководства

2. Исследование существующих стилей руководства и их эффективности в системе управления на примере компании ООО «Смолтелеком»

2.1. Оценка влияния стиля руководства на эффективность управления организацией

2.2. Анализ взаимодействия типологических особенностей темперамента и стилей руководства коллективом

2.3. Анализ основных факторов, определяющих эффективность стиля управления на примере компании ООО «Смолтелеком»

3. Рекомендации по совершенствованию стиля управления в компании ООО «Смолтелеком»

3.1. Выделение и усиление сильных сторон в стиле управления компании ООО «Смолтелеком»

3.2. Нивелирование и ликвидация слабых сторон

3.3. Меры по развитию стиля управления компании ООО «Смолтелеком»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Исследование существующих стилей руководства и их эффективности в системе управления на примере компании ООО «Смолтелеком»

2.1. Оценка влияния стиля руководства на эффективность управления организацией

Выполнение управленческих задач накладывает свой отпечаток на выбор стилей руководства организацией. В процессе трудовой деятельности идет формирование определенного, строго индивидуального «почерка» руководителя, которого можно заменить «хорошим» помощником, но особый стиль и действия практически невозможно повторить в деталях.

Индивидуальный стиль может выражаться в ракурсе практического применения руководителем современных принципов управления, использовании основных положений управленческих теорий, применении профессиональных навыков и опыта.

Опытные управленцы считают, что от выбранного стиля руководства будет зависеть не только эффективность работы и авторитет руководителя. Это может влиять также на атмосферу коллектива и конструировать взаимоотношения между подчиненным и руководителем.

Оптимальный стиль управления (как набор деловых и личностных качеств руководителя) стал одним из важных критериев для успешного выполнения задач коллектива и организации в целом. Исследователи считают, что «стиль управления – это относительно устойчивая система способов, форм и методов воздействия руководителя на работников для выполнения производственных и организационных задач»[13]. При этом каждый конкретный руководитель не может выбирать только один стиль, это зависит от конкретной ситуации, которая складывается в процессе труда.

Индивидуальный стиль должен выражаться в реальном применении руководителем современных принципов управления, использовании профессионального опыта и положений теории управления. Точка зрения ряда исследователей на процессы управления персоналом такова, что универсального, наилучшего стиля управления не существует. Специфика современной ситуации состоит в том, что низкая прогнозируемость общественных процессов, особенно на глобальный период, требует от руководителей адекватной и реальной оценки ситуации, проявления готовности к трансформациям, творческого анализа различных факторов внешнего и внутреннего порядка, а также и возможностей их преодоления.


Исследователи, анализируя уровень возможностей управленцев влиять на своих сотрудников, выяснили, что должностной авторитет руководителя обеспечивает не более 60% подобного влияния; почти стопроцентную отдачу руководитель получает, когда он опирается еще и на силу своего психологического авторитета. Психологический авторитет состоит из элементов морального и функционального авторитетов.

Очевидно, что стиль руководства следует выбирать, исходя из состояния конкретного коллектива и существующих изначально в нем традиций, ценностей, отношений, норм. Поэтому можно с полной уверенностью констатировать, что не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Вид профессиональной деятельности, ситуации, типичные для конкретного коллектива, личностные интересы и амбиции подчиненных и ряд других факторов создают оптимальную ситуацию выбора преобладающего стиля руководства. Однако большим авторитетом пользуется руководитель, который бывает «жестким» в деле, но «мягким» в отношениях с подчиненными. Он строг и требователен с членами коллектива в рабочей ситуации, но стремится всегда проявить внимание и заботу о них в вопросах личного плана. О таком руководителе говорят: «Строгий, но справедливый». Можно констатировать, что оптимальный стиль управления формируется в результате определенного набора деловых и личностных качеств и свойств руководителя.

Он становится одним из важных критериев создания благоприятного климата коллектива, а также успешности выполнения задач организации и коллектива.

Таким образом, проблема выбора стиля руководства в социологии управления представляет открытую для дискуссий тему, тем самым отражая стремление научной общественности определить семантические границы исследуемого понятия.

2.2. Анализ взаимодействия типологических особенностей темперамента и стилей руководства коллективом

Как свидетельствует практика, результативность управления зависит не только от психологии управляемых, но еще в большей степени от психологии управленческого поведения руководителей и менеджеров.

Рассмотрим взаимосвязь типов темперамента и стилей руководства коллективом. Известно, что темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.


Учитывая основные свойства темперамента, ученый Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями.

Холерик. У него много общего с сангвиником. Высокая активность и реактивность, пластичность и одновременно инертность способствуют хорошей работоспособности.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен[14].

Целью для исследования послужил научный интерес к проблеме влияния типов темперамента на стиль руководства коллективом. Исследование проводилось среди сотрудников компании «Goggle» в онлайн-режиме. В нем приняло участие 190 человек.

Этапы исследования:

1. Определение типа своего темперамента представителями администрации.

2. Определение стиля руководства коллективом.

3. Количественный анализ результатов исследования.

4. Качественный анализ результатов исследования.

Характеристику индивидуально - психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое свойство - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств.

Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получать достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.

Результаты соотношения типов темперамента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты соотношения типов темперамента

Тип темперамента

Соотношение темпераментов, %

Xолерики

46,7

Сангвиники

13,3

Флегматики

33,3

Меланхолики

6,7


Исходя из результатов, представленных в таблице 1, среди испытуемых наиболее часто встре­чающийся тип темперамента - холерики (46,7%).

Итак, большая часть руководителей обладает холерическим типом темперамента, а значит, отли­чается открытостью, прямотой и общительностью, активным интересом к людям и к внешнему миру, имеет высокую работоспособность и выносливость. В результате исследования, проведенного на втором этапе по определению стилей управ­ления коллективом, были получены результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение стилей управления

Стиль управления

Соотношение стилей, %

Авторитарный

13,3

Демократический

80

Либеральный

6,7

Данные исследования показывают, что руководящему составу присущ в наибольшей степени демократический стиль управления – 80%. В таблице 3 представлены результаты исследования.

Таблица 3

Соотношение темпераментов и стилей управления в компании

Тип темперамента

Структура стилей управления, %

А

Д

Л

Холерик

14,3

85,7

0

Сангвиник

50

50

0

Флегматик

0

100

0

Меланхолик

0

0

100

Итак, среди испытуемых было выявлено, что холерики в своей деятельности используют демократический стиль руководства коллективом (85,7%). Такие руководители активны и энергичны, с высокой мотивацией. Они заядлые трудоголики, такой же преданности по отношению к работе требуют от своих подчиненных. Они работают в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализируют информацию и принимают решения. Однако среди них также встречаются руководители и с авторитарным стилем управления (14,3 %), что говорит о высоком контроле и критике в адрес сотрудников, допускающих ошибки (Рисунок 1).

Рис.1. Соотношение темпераментов и стилей управления в компании

Сангвиники в равной степени могут быть директивными и жесткими в конфликтных и экстремальных условиях (50%) и дипломатичными со своими подчиненными (50%). В основном они хорошие профессионалы и руководители, реализующие объективный стиль управления. Руководитель-сангвиник может иметь дружеские отношения на работе, но всегда помнит о рабочих целях.


Флегматикам присущ демократический стиль управления (100%), поэтому такие руководители гуманны, внимательны к людям, часто делегируют полномочия, неконфликтны, выдержанны, солидны.

Стремятся реализовать принцип справедливости. Однако они долго усваивают новую информацию, долго думают, когда принимают решения. Так как меланхолики в основном используют либеральный стиль управления (100%), то обычно они бережно относятся к своим подчиненным: не кричат на них, не унижают, не оскорбляют. Они уязвимы, быстро утомляемы. На управленческой работе встречаются крайне редко, могут попасть под влияние подчиненного или неформального лидера - манипулятора.

Итак, врожденный темперамент оказывает влияние на стиль руководства. В результате проведенных исследований было выявлено, что холерики в основном применяют демократический стиль руководства с элементами авторитарного, сангвиники способны к ситуативному стилю управления, флегматики в своей деятельности используют демократический стиль, а меланхолики либеральный стиль управления.

2.3. Анализ основных факторов, определяющих эффективность стиля управления на примере компании ООО «Смолтелеком»

ООО «Смолтелеком» - региональный оператор связи, сеть которого охватывает областной центр - город Смоленск и объединяет его со всеми районными центрами Смоленской области. Компания работает в Смоленской регионе с 2001 года и осуществляет свою деятельность на основании лицензий Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, лицензий Федеральной службы безопасности[15].

Основным направлением деятельности компании является оказание:

  1. Услуг местной и внутризоновой телефонной связи.
  2. Услуг передачи данных и широкополосного доступа в сеть Интернет.
  3. Услуг предоставления каналов передачи данных.
  4. Услуг цифрового телевидения.

Различных телематических услуг. ООО «Смолтелеком» обладает собственной волоконно-оптической транспортной сетью протяженностью более 400 км и объединяющей более 800 узлов связи в г. Смоленске и области. Современными оптическими коммуникациями ООО «Смолтелеком» охвачены крупнейшие предприятия, офисные и административные центры г. Смоленска и Смоленской области. Сеть передачи данных, которая функционирует в пределах кластера Смоленск-Кардымово-Ярцево, построена на базе блока протоколов стандарта Ethernet и имеет пропускную способность до 40 Gbps. Сеть реализована на современных высокопроизводительных узловых маршрутизаторах и коммутаторах последнего поколения, объединенных как посредством собственных кабельных волоконно-оптических линий связи, так и с применением технологии беспроводного доступа PreWiMax.