Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1. Понятие стиля руководства и факторов его формирования
1.2. Классификация стилей руководства
1.3. Достоинства и недостатки различных стилей руководства
2.1. Оценка влияния стиля руководства на эффективность управления организацией
2.2. Анализ взаимодействия типологических особенностей темперамента и стилей руководства коллективом
3. Рекомендации по совершенствованию стиля управления в компании ООО «Смолтелеком»
3.1. Выделение и усиление сильных сторон в стиле управления компании ООО «Смолтелеком»
3.2. Нивелирование и ликвидация слабых сторон
3.3. Меры по развитию стиля управления компании ООО «Смолтелеком»
2. Исследование существующих стилей руководства и их эффективности в системе управления на примере компании ООО «Смолтелеком»
2.1. Оценка влияния стиля руководства на эффективность управления организацией
Выполнение управленческих задач накладывает свой отпечаток на выбор стилей руководства организацией. В процессе трудовой деятельности идет формирование определенного, строго индивидуального «почерка» руководителя, которого можно заменить «хорошим» помощником, но особый стиль и действия практически невозможно повторить в деталях.
Индивидуальный стиль может выражаться в ракурсе практического применения руководителем современных принципов управления, использовании основных положений управленческих теорий, применении профессиональных навыков и опыта.
Опытные управленцы считают, что от выбранного стиля руководства будет зависеть не только эффективность работы и авторитет руководителя. Это может влиять также на атмосферу коллектива и конструировать взаимоотношения между подчиненным и руководителем.
Оптимальный стиль управления (как набор деловых и личностных качеств руководителя) стал одним из важных критериев для успешного выполнения задач коллектива и организации в целом. Исследователи считают, что «стиль управления – это относительно устойчивая система способов, форм и методов воздействия руководителя на работников для выполнения производственных и организационных задач»[13]. При этом каждый конкретный руководитель не может выбирать только один стиль, это зависит от конкретной ситуации, которая складывается в процессе труда.
Индивидуальный стиль должен выражаться в реальном применении руководителем современных принципов управления, использовании профессионального опыта и положений теории управления. Точка зрения ряда исследователей на процессы управления персоналом такова, что универсального, наилучшего стиля управления не существует. Специфика современной ситуации состоит в том, что низкая прогнозируемость общественных процессов, особенно на глобальный период, требует от руководителей адекватной и реальной оценки ситуации, проявления готовности к трансформациям, творческого анализа различных факторов внешнего и внутреннего порядка, а также и возможностей их преодоления.
Исследователи, анализируя уровень возможностей управленцев влиять на своих сотрудников, выяснили, что должностной авторитет руководителя обеспечивает не более 60% подобного влияния; почти стопроцентную отдачу руководитель получает, когда он опирается еще и на силу своего психологического авторитета. Психологический авторитет состоит из элементов морального и функционального авторитетов.
Очевидно, что стиль руководства следует выбирать, исходя из состояния конкретного коллектива и существующих изначально в нем традиций, ценностей, отношений, норм. Поэтому можно с полной уверенностью констатировать, что не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Вид профессиональной деятельности, ситуации, типичные для конкретного коллектива, личностные интересы и амбиции подчиненных и ряд других факторов создают оптимальную ситуацию выбора преобладающего стиля руководства. Однако большим авторитетом пользуется руководитель, который бывает «жестким» в деле, но «мягким» в отношениях с подчиненными. Он строг и требователен с членами коллектива в рабочей ситуации, но стремится всегда проявить внимание и заботу о них в вопросах личного плана. О таком руководителе говорят: «Строгий, но справедливый». Можно констатировать, что оптимальный стиль управления формируется в результате определенного набора деловых и личностных качеств и свойств руководителя.
Он становится одним из важных критериев создания благоприятного климата коллектива, а также успешности выполнения задач организации и коллектива.
Таким образом, проблема выбора стиля руководства в социологии управления представляет открытую для дискуссий тему, тем самым отражая стремление научной общественности определить семантические границы исследуемого понятия.
2.2. Анализ взаимодействия типологических особенностей темперамента и стилей руководства коллективом
Как свидетельствует практика, результативность управления зависит не только от психологии управляемых, но еще в большей степени от психологии управленческого поведения руководителей и менеджеров.
Рассмотрим взаимосвязь типов темперамента и стилей руководства коллективом. Известно, что темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.
Учитывая основные свойства темперамента, ученый Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями.
Холерик. У него много общего с сангвиником. Высокая активность и реактивность, пластичность и одновременно инертность способствуют хорошей работоспособности.
Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен[14].
Целью для исследования послужил научный интерес к проблеме влияния типов темперамента на стиль руководства коллективом. Исследование проводилось среди сотрудников компании «Goggle» в онлайн-режиме. В нем приняло участие 190 человек.
Этапы исследования:
1. Определение типа своего темперамента представителями администрации.
2. Определение стиля руководства коллективом.
3. Количественный анализ результатов исследования.
4. Качественный анализ результатов исследования.
Характеристику индивидуально - психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое свойство - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств.
Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получать достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Результаты соотношения типов темперамента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты соотношения типов темперамента
Тип темперамента |
Соотношение темпераментов, % |
Xолерики |
46,7 |
Сангвиники |
13,3 |
Флегматики |
33,3 |
Меланхолики |
6,7 |
Исходя из результатов, представленных в таблице 1, среди испытуемых наиболее часто встречающийся тип темперамента - холерики (46,7%).
Итак, большая часть руководителей обладает холерическим типом темперамента, а значит, отличается открытостью, прямотой и общительностью, активным интересом к людям и к внешнему миру, имеет высокую работоспособность и выносливость. В результате исследования, проведенного на втором этапе по определению стилей управления коллективом, были получены результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение стилей управления
Стиль управления |
Соотношение стилей, % |
Авторитарный |
13,3 |
Демократический |
80 |
Либеральный |
6,7 |
Данные исследования показывают, что руководящему составу присущ в наибольшей степени демократический стиль управления – 80%. В таблице 3 представлены результаты исследования.
Таблица 3
Соотношение темпераментов и стилей управления в компании
Тип темперамента |
Структура стилей управления, % |
||
А |
Д |
Л |
|
Холерик |
14,3 |
85,7 |
0 |
Сангвиник |
50 |
50 |
0 |
Флегматик |
0 |
100 |
0 |
Меланхолик |
0 |
0 |
100 |
Итак, среди испытуемых было выявлено, что холерики в своей деятельности используют демократический стиль руководства коллективом (85,7%). Такие руководители активны и энергичны, с высокой мотивацией. Они заядлые трудоголики, такой же преданности по отношению к работе требуют от своих подчиненных. Они работают в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализируют информацию и принимают решения. Однако среди них также встречаются руководители и с авторитарным стилем управления (14,3 %), что говорит о высоком контроле и критике в адрес сотрудников, допускающих ошибки (Рисунок 1).
Рис.1. Соотношение темпераментов и стилей управления в компании
Сангвиники в равной степени могут быть директивными и жесткими в конфликтных и экстремальных условиях (50%) и дипломатичными со своими подчиненными (50%). В основном они хорошие профессионалы и руководители, реализующие объективный стиль управления. Руководитель-сангвиник может иметь дружеские отношения на работе, но всегда помнит о рабочих целях.
Флегматикам присущ демократический стиль управления (100%), поэтому такие руководители гуманны, внимательны к людям, часто делегируют полномочия, неконфликтны, выдержанны, солидны.
Стремятся реализовать принцип справедливости. Однако они долго усваивают новую информацию, долго думают, когда принимают решения. Так как меланхолики в основном используют либеральный стиль управления (100%), то обычно они бережно относятся к своим подчиненным: не кричат на них, не унижают, не оскорбляют. Они уязвимы, быстро утомляемы. На управленческой работе встречаются крайне редко, могут попасть под влияние подчиненного или неформального лидера - манипулятора.
Итак, врожденный темперамент оказывает влияние на стиль руководства. В результате проведенных исследований было выявлено, что холерики в основном применяют демократический стиль руководства с элементами авторитарного, сангвиники способны к ситуативному стилю управления, флегматики в своей деятельности используют демократический стиль, а меланхолики либеральный стиль управления.
2.3. Анализ основных факторов, определяющих эффективность стиля управления на примере компании ООО «Смолтелеком»
ООО «Смолтелеком» - региональный оператор связи, сеть которого охватывает областной центр - город Смоленск и объединяет его со всеми районными центрами Смоленской области. Компания работает в Смоленской регионе с 2001 года и осуществляет свою деятельность на основании лицензий Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, лицензий Федеральной службы безопасности[15].
Основным направлением деятельности компании является оказание:
- Услуг местной и внутризоновой телефонной связи.
- Услуг передачи данных и широкополосного доступа в сеть Интернет.
- Услуг предоставления каналов передачи данных.
- Услуг цифрового телевидения.
Различных телематических услуг. ООО «Смолтелеком» обладает собственной волоконно-оптической транспортной сетью протяженностью более 400 км и объединяющей более 800 узлов связи в г. Смоленске и области. Современными оптическими коммуникациями ООО «Смолтелеком» охвачены крупнейшие предприятия, офисные и административные центры г. Смоленска и Смоленской области. Сеть передачи данных, которая функционирует в пределах кластера Смоленск-Кардымово-Ярцево, построена на базе блока протоколов стандарта Ethernet и имеет пропускную способность до 40 Gbps. Сеть реализована на современных высокопроизводительных узловых маршрутизаторах и коммутаторах последнего поколения, объединенных как посредством собственных кабельных волоконно-оптических линий связи, так и с применением технологии беспроводного доступа PreWiMax.