Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты стиля руководства в менеджменте
1.1. Сущность стилей руководства и их классификация
Глава 2. Анализ стиля руководства в ЗАО «Пит-Стоп»
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Пит-Стоп»
Глава 3. Рекомендации, направленные на совершенствование стиля руководства в ЗАО «Пит-Стоп»
Эта модель послужила методической основой для многих его последователей, включая Ицхака Адизеса, разработавшего популярную сегодня теорию жизненных циклов компании[22].
Ларри Грейнер выделил пять стадий роста, причем каждая стадия эволюционного развития – это результат революции, которая призвана решить проблемы, накопившиеся на предыдущей (эволюционной) стадии. Причем доминирующая проблема, которая характеризует каждый революционный период развития, всегда порождена стилем управления и требует его изменения (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Модель эволюционного развития компании Лари Грейнера[23]
Стадия 1. Рост через креативность.
Молодая компания внедряет в жизнь свежую бизнес-идею, пытается максимально популяризировать новый продукт. В такой компании все, включая владельца бизнеса, делают всё. Предприниматель и его окружение мотивированы единым результатом, авторитеты и правила отсутствуют[24].
Если бизнес-идея оказывается удачной и организация разрастается, собственники постепенно начинают терять контроль над операциями и возникаетпотребность в привлечении профессиональных руководителей. В компании наступает так называемый кризис лидерства[25].
Стадия 2. Рост через директивное руководство.
Профессиональные руководители выстраивают организационную структуру, устанавливают нормы и правила поведения, распределяют зоны полномочий и ответственности. На этом этапе собственники пока еще придерживаются демократического стиля, а наемные менеджеры чаще выбирают авторитарное руководство. Такое положение дел свойственно большинству российских компаний[26].
По мере того как компания продолжает расти, жесткая функциональная структура постепенно начинает проявлять свои минусы. Формируются замкнутые коллективы «по профессии», разрушаются горизонтальные коммуникации, на нижнихуровнях не хватает нужных сведений и свободы для быстрой реакции на изменения внешней среды, полномочия и потоки информации концентрируются в верхних эшелонах власти, перегружая высший менеджмент. Наступает так называемый кризис автономии[27].
Стадия 3. Рост черезделегирование полномочий.
Чтобы разгрузить высшее руководство, руководители отдельных бизнес-единиц и региональных направлений наделяются серьезными полномочиями. Собственники сохраняют демократический стиль управления[28].
Топ-менеджеры компании такжепереходят от авторитарного к доминирующему демократическому стилю руководства, стараясь делегировать многие полномочия. На уровне бизнес-единиц стиль управления может быть авторитарным (если это производственные подразделения) или либеральным (если это поддерживающие бизнес-единицы)[29].
На этой стадии возникают новые системы мотивации труда, включающие, в частности, бонусы и участие в прибыли. Топ-менеджеры и собственники бизнеса сосредотачивают внимание на стратегиях развития и постепенно теряют контроль над растущей и усложняющейся организацией. Цели бизнес-единиц начинают вступать в противоречие с целями бизнес-системы. Наступает так называемый кризис контроля[30].
В США был проведен эксперимент со стилями управления в школе. Участвовали три класса. В первом учитель вел себя всегда авторитарно, во втором – демократично, а в третьем – попустительски. Учащимся дали одинаковые задания, требующие коллективного решения, а учителей попросили удалиться. Таким образом была смоделирована ситуация, когда руководитель отсутствует, а подчиненным нужно решить определенную задачу. Класс, в котором практиковался авторитарный стиль, справился с заданием, но кое-как, с горем пополам. Ученикам было сложно действовать самостоятельно, ведь их инициатива была подавлена, они привыкли к ситуациям, когда им говорят, как и что нужно делать, а они только выполняют. Класс с демократичным стилем выполнил задание хорошо. Дети быстро нашли общий язык и распределили обязанности. Класс с либеральным стилем задание выполнил очень плохо. Каждый делал, что хотел, царила анархия[31].
Стадия 4. Рост через координацию.
Дальнейшее развитие и рост компании приводят к формированию продуктовых групп, возникновению изощренных систем распределения между бизнес-единицами средств компании, направляемыхна ее развитие[32].
Существенно разрастается корпоративный центр, разрабатываются сложные системы планирования и контроля. На уровне собственников сохраняется демократический стиль, топ-менеджеры и штаб-квартира перестраиваются на доминирующий либеральный стиль руководства внутри компании, а взаимоотношения штаб-квартиры и бизнес-единиц приобретают черты авторитарного стиля[33]. Например, практически в любой крупной российской компании применяется так называемая технология двух ключей. Суть этой управленческой технологии в том, что руководитель бизнес-единицы или дивизиона отвечает в целом за свое подразделение, сохраняя возможность принимать любые решения (либеральный стиль со стороны корпоративного центра), однако его заместители подчиняются также профильным заместителям Генерального Директора головной компании и обязаны (авторитарный стиль) исполнять все их распоряжения и указания. Это очень жизнеспособная конструкция, которая, однако, ведет к бурному росту бюрократии. Через некоторое время компания сталкивается с тем, что системы контроля, планирования и распределения инвестиционных средств оказываются чрезмерно сложными. Реакция компании на изменения внешней среды значительно замедляется, серьезно падает организационная эффективность. Наступает так называемый кризис границ.[34].
Стадия 5. Рост через сотрудничество.
По Грейнеру, на этом этапе собственники и топ-менеджмент должны осознать бюрократизированность системы управления и организационнойструктуры компании и начать переход к гибкости и делегированию управленческих полномочий штаб-квартиры на места[35].
Во всей бизнес-системе компании доминирует демократический стиль руководства. Мировая практика подсказывает, что в этот период возникают внутренние команды консультантов, которые помогают руководителям профессиональными советами, а также система поощрений новаций. Сокращается число работающих в корпоративном центре, снижается уровень постоянного контроля. Теоретически на этом этапе может быть введена матричная структура управления.[36].
Отдельно стоит остановиться на применении матричных структур управления. Специалист, которого переводят из функционального подразделения в проект (смысл матричной схемы), должен перестать подчиняться своему функциональному руководителю и перейти в полное подчинение руководителю проекта. А функциональный руководитель в этом случае отвечает за наличие качественного кадрового резерва; входящие в этот резерв специалисты, будучи вне проектов, должны заниматься аналитикой, оценкой тенденций развития своих профильных областей, готовить методики, отчеты, доклады и презентации и регулярно доводить все это до коллег[37].
Оптимальный стиль управления зависит от многих факторов, «типовые» стили руководства должныадаптироваться к каждой конкретной компании, к личности конкретного руководителя.[38].
Таким образом, проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать следующие выводы.
Под стилем управления понимают совокупность особенностей поведения руководителя в ходе выполнения им своих обязанностей. Оптимальный стиль руководства зависит от стадии развития компании, ее специфики (технологичность, креативность, гибкость), а также от того, какой уровень иерархии управления рассматривается. Доминирующий стиль управления должен меняться в зависимости от того, на какой стадии развития находится компания. На разных уровнях иерархии управления компаниями могут одновременно применяться разные стили руководства (особенно это касается крупных фирм). Наиболее подходящим для компании (и уровня иерархии в компании) будет тот стиль управления, который позволит достигать максимального результата с минимальными издержками и рисками. Любой стиль управления предъявляет специфические требования к руководителям. Несоблюдение этих требований ведет к снижению эффективности управленческих воздействий и общей организационной эффективности компании.
Глава 2. Анализ стиля руководства в ЗАО «Пит-Стоп»
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Пит-Стоп»
Закрытое акционерное общество «Пит-Стоп» образовано в 2009 г. в целях получения прибыли, а также удовлетворения потребностей населения в услугах общественного питания. Основной вид деятельности ЗАО «ПитСтоп» - предоставление услуг общественного питания через сеть кафе быстрого питания «Помпончик».
Юридический адрес предприятия: 105005, г. Москва, ул. Бауманская, д.43/1,стр. 1, офис 400.
Первое кафе «Помпончик» открыло свои двери для посетителей в конце 2009 г. В 2010 г. работало уже два кафе, в 2011 г. было 5 «Помпончиков», в 2012 – 10. На конец 2013 г. открыто 18 кафе, география которых представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – География расположения кафе «Помпончик»[39]
Сегодня «Помпончик» — это зарегистрированная торговая марка. В планы предприятия входит открытие кафе на всех федеральных трассах в Московской области, и в крупных городах России.
В кафе используются только оригинальные рецепты; в каждом кафе ежедневно работает кухня полного цикла.
Миссия компании — возродить качественный советский фаст-фуд.
Для анализа основных экономических показателей деятельности кафе «Помпончик» было исследовано их изменение за период 2012-2013 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели деятельности кафе «Помпончик»[40]
Показатель |
2012 год |
2013 год |
Темп роста, % |
Объем товарооборота, тыс.руб. |
66750 |
71160 |
106,61 |
Численность работающих всего, чел. в том числе рабочие, чел. |
22 18 |
24 20 |
120,00 111,11 |
Среднегодовая выработка, тыс.руб.: одного работающего; одного рабочего |
3034,1 3708,3 |
2965,0 3558,0 |
97,72 95,47 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
54650 |
55560 |
101,67 |
Затраты на 1 руб. реализации, руб. |
0,82 |
0,78 |
95,12 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. |
12100 |
15600 |
128,93 |
Рентабельность продаж, % |
18,14 |
21,92 |
- |
В 2013 г. объем товарооборота увеличился по сравнению с 2012 г. и составил 71 160 тыс.руб., что на 6,61 % % больше, чем в 2012 г. Численность работающих в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. на 20 %. В связи с увеличением численности персонала среднегодовая выработка одного работника в 2013 г. несколько ниже, чем в предыдущем году (на 2,28 %). Затраты на 1 рубль реализации продукции в 2013 гг. сократились и составили 0,78 руб., что на 4,88 % ниже, чем в 2012 г.
Производственная деятельность предприятия является в 2012-2013 г.г. прибыльной. В 2013 г. прибыль от реализации продукции составила 15 600 тыс.руб., что на 28,93 % выше показателя 2012 г. Рентабельность продаж в 2013 г. выше показателя 2012 г. на 3,78 процентного пункта.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности кафе «Помпончик» позволяет сделать выводы, что в 2013 г. отмечается увеличение объема товарооборота, прибыли и рентабельности.
Выручка компании за 2011-2013 гг. представлена на рис. 3.
Рисунок 3 – Динамика выручки предприятия, млн. руб.[41]
По данным рис. 3 видно, что за 2013 г. выручка предприятия составила 71 млн. руб., что на 9,23 % выше показателя 2011 г. и на 4,41 % - показателя 2012 г.
Полная численность сотрудников сети кафе «Помпончик» 240 человек.
Организационная структура ЗАО «Пит-Стоп» представлена на рис. 4.
Директор
Управляющие кафе
Начальник отдела кадров
Главный бухгалтер
Заведующий производством
Старшие смены
Пекари
Разнорабочие
Менеджеры по персоналу
Бухгалтеры
Рисунок 4 – Организационная структура ЗАО «Пит-Стоп»[42]
Во главе предприятия стоит директор, который руководит предприятием в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Общества в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Общества, внутренними нормативными документами Общества, трудовым договором и должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. На директора возложены следующие функции:
- осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия в соответствии с Уставом предприятия;
- обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия;
- составление стратегических и текущих планов предприятия;
- организация работы предприятия и эффективного взаимодействия всех его структурных подразделений.