Файл: Особенности корпоративного управления в России (Теоретические основы корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Истории корпоративного управления более 200 лет, но для России корпоративная форма ведения бизнеса является относительно новым явлением. По этой причине больше всего актуализируются вопросы, связанные с формированием рациональной системы управления корпорацией, факторы и принципы её построения, экономическая целесообразность внедрения стандартов корпоративного управления.

В Российской Федерации процесс формирования собственной национальной модели корпоративного управления только начался, по этой причине вопросы ориентации отечественной экономики по отношению к какой-либо существующей модели, проблемные моменты введения корпоративного управления, а также перспективы его развития будут рассмотрены в данной работе.

Корпоративное управление в подавляющем большинстве отечественных предприятий находится на низком уровне своего развития в сравнении с мировыми развитыми государствами. Однако, за последние 7-10 лет в данной области наблюдается существенный прогресс. В настоящее время некоторые из российских предприятий дошли до международного уровня корпоративного управления. Ежегодно увеличивается роль корпоративного управления с целью роста эффективных составляющих крупных и средних бизнесов, повышения инвестиционных и деловых условий в Российской Федерации.

За последнее время существенно повысились требования, предъявляемые к отечественным предприятиям со стороны институциональных инвесторов и регулирующих органов, обострились конкурентные отношения с транснациональными корпорациями. Из-за этих причин эффективная система корпоративного управления на сегодняшний день является для отечественных организаций наиболее конкурентоспособным элементом, способным обладать финансовыми и материальными ресурсами в необходимом количестве для поддержки на должном уровне своей конкурентоспособности. Согласно информации по проведённому исследованию Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), который был выполнен по заказу при участии Ассоциации независимых директоров в Международной финансовой корпорации, на текущий период времени следует внедрять передовые практики корпоративного управления, к данному выводу пришло 85% респондентов из общего количества всех опрошенных отечественных организаций – 440.

Но для осмысления специфики корпоративного управления в Российской Федерации необходимо в первую очередь понять, чем является корпоративное управление, что такое корпорация и как она функционирует в Российской Федерации.


Целью курсовой работы является изучение особенностей корпоративного управления в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и функции корпоративного управления.
  2. Дать характеристику принципам корпоративного управления.
  3. Изучить процесс становления и преобразование корпоративного управления в Российской Федерации.
  4. Проанализировать структуру системы корпоративного управления в России.

Объектом исследования курсовой работы является организация корпоративного управления в РФ.

Предметом исследования – особенности корпоративного управления в РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы корпоративного управления

1.1. Сущность и функции корпоративного управления

Корпоративным управлением считается управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутрифирменных и межфирменных отношений организации согласно принятым целям[1].

Проводя выделение корпоративного управления в особый вид, специфика деятельности которого обуславливается особенностями корпорации как объекта управления, его определяют в качестве «управления, которое строится на приоритетах интересов акционеров, их роли в развитии управления, корпорации, с учётом осуществления прав собственности, которые предусматривают взаимодействие акционеров, построенное на стратегии развития корпорации в целом, наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, т. е. комплекс общих поведенческих принципов, традиций и установок»[2].

Главной функцией корпоративного управления является обеспечить функционирование корпорации в интересах собственников, т. е. акционеров, которыми предоставляются корпорации финансовые ресурсы.

Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.


Для управления корпорацией применяется цикл управления, который включает в себя следующие этапы:

- анализ возможностей;

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- диспетчирование;

- контроль;

- регулирование[3].

С целью выполнения цикла управления, управляющая организация должна согласовать и определить со своими сотрудниками список, объём и структуру информации о функционировании.

Управляющей компанией определяется политика корпорации в целом, а руководителями предприятий определяются направления деятельности предприятий, которыми они управляют согласно общей политике и интересам[4].

Понятия «корпоративное управление» еще в недостаточной степени хорошо изучено, и точного определения не имеется в наличии.

К корпоративному управлению относится такая система отчётности перед акционерами лиц, которым доверяется текущее управление данной организацией.

Корпоративное управление является способом управленческой деятельности, благодаря которому обеспечивается равноправное и справедливое распределение результатов функционирования всех акционеров, а также других заинтересованных лиц.

Корпоративное управление является комплексом правил и мер, помогающих акционерам осуществлять контроль руководства данной компании и оказывать влияние на менеджмент для извлечения максимальной прибыли и повышении стоимости компании.

Корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между менеджерами и собственниками компании по вопросам обеспечения эффективного функционирования и защиты интересов собственников, а также иных заинтересованных лиц.

Суть корпоративного управления состоит в том, чтобы у акционеров имелась возможность осуществлять эффектный контроль и мониторинг деятельности менеджмента и таким образом влиять на повышение капитализации предприятия[5]. Данный контроль подразумевает как внутренние управленческие процедуры, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. У акционеров имеется желание обладать конкретными знаниями о том, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица предприятия за полученные результаты. У инвесторов есть желание понять, насколько реальной будет их возможность по принятию важнейших решений[6].

Положение корпоративного управления и его работоспособность непосредственным образом связано с правильным применением преимуществ отношений акционеров. Результативность и эффективность системы данных отношений должна обеспечивать надлежащие условия рабочей деятельности компаний, а также предусмотреть баланс интересов разнообразных групп акционеров и гарантировать их права. Становление и разработка специализированных внешних рычагов развития акционерной формы собственности способствует эффективной деятельности субъектов хозяйствования.


Существование у акционеров правильных механизмов контроля за деятельностью менеджеров, а при необходимости и осуществлению замены руководящего звена, существующие механизмы раздела прав собственника в пользу наиболее эффективных обусловливает рост показателей результативности функционирования, как отдельных компаний, так и в целом корпоративного сектора.

Признавая значимый вклад исследователей и учёных в изучение проблематики формирования акционерных отношений достигнут существенный уровень научной обоснованности места, сущности и роли акционерной собственности в переходной экономике, тем не менее следует признать, что на данный момент времени в недостаточной степени разработаны организационно-экономические механизмы управления корпоративными правами и поддержка адекватных требований собственников в рыночной экономике, являющейся социально-ориентированной[7]. По этой причине экономическая теория и практическая деятельность требуют конкретной концепции образования управленческого механизма корпоративными правами, учитывая динамику изменений, происходящих в России.

На развитие системы корпоративного управления в России огромное воздействие оказывает состояние взаимоотношений государства и крупного бизнеса. По состоянию на текущее время в экономической литературе можно встретить множество публикаций о проблемах взаимодействия корпораций и государства. Выдвигаются самые различные концепции данного взаимодействия – начиная от трактовки государства как одного из ведущих субъектов хозяйствования и доминирующего фактора роста экономики и заканчивая низведением государственной роли до «ночного сторожа»[8]. При любых обстоятельствах имеется треугольник, вершины у которого: средний и малый, большой бизнес и государство. Конечно, эти элементы экономического каркаса не будут существовать в локальном виде. На практике – это сложная форма переплетения акционерных взаимоотношений, участия государства и частной собственности.

Согласно имеющейся российской практике за последние года, функционирование и бездействие структур государства в большой степени несёт дестабилизирующий характер по отношению к формированию цельной и эффективной модели корпоративного управления[9].

Специфические отношения между корпорациями и государством сложились в период времени после войн в отдельных государствах Азии, таких как: Южная Корея и Япония. В данных государствах корпорации появлялись и развивались при прямом государственном участии. У данного процесса имелись следующие особенности:


- становление крупных корпораций реализовывалось согласно государственной инициативы и при его прямом контроле за данным процессом;

- процесс осуществлялся в рамках рекомендательного (индикативного) планирования и согласно стратегии развития социально-экономической сферы государства;

- государственной политикой предусматривалась значительная помощь отдельных отраслей национальной экономики, ориентация деятельности корпораций на инновационные технологии, развитие их конкурентных преимуществ в условиях происходящей глобализации;

- государство делалась ставка на мультипликаторе как на неком эффекте развития крупного бизнеса (экспортные отрасли отдавали заказы для остальных отраслей государственной экономики)[10].

В настоящее время, проводя анализ ситуации в данных государствах, можно судить об образовании консенсуса между государством и крупным бизнесом, который опирается на устойчивую систему взаимоотношений. Естественно, что данная система является далеко не идеальной, но она представляет собой достаточно эффективную систему с точки зрения устойчивого развития экономики.

Для Российской Федерации данная проблема чрезвычайно актуальна, потому что до перехода к рынку в государстве действовало сильное отраслевое управление. В рамках которого решали задачи планирования заказов и сбыта товарной продукции, покупке материалов, сырья, вопросы связанные с финансированием развития и реконструкцией, приобретение инвестиций, организации требуемой специализации и кооперации и т. д.

Сегодня роль отраслевого управления либо значительно уменьшилась, либо была почти сведена к нулю. Между тем необходимость координации не только сохранилось, но и усилилось. Образовавшийся вакуум координации возможно преодолеть при помощи организации эффективного взаимодействия крупных корпораций и структур, принадлежащих государству.

Применение крупных корпораций как связующее звено между государством и многими отдельными организациями образует объективную основу для эффективного сочетания экономической государственной активности с самостоятельным развитием рыночных механизмов хозяйствования.

Вариант, при котором промежуточной структурой управления в экономике являются крупные многоотраслевые корпорации, применяется, к примеру, в Соединённых Штатах. «Секрет» рыночной экономики представляет собой конкуренцию, а не частную собственность. Таким образом, политика государства должна быть направлена на стимулирование формирования условий конкуренции и образование новых конкурентоспособных компаний. Данные компании могли бы быть ведущей силой рыночной экономики, а также повлечь за собой новые инициативы в инвестиционной сфере, производственной и сфере[11].