Файл: Особенности корпоративного управления в России (Теоретические основы корпоративного управления).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративного управления
1.1. Сущность и функции корпоративного управления
1.2. Принципы корпоративного управления
1.3. Базовые модели системы корпоративного управления
2. Особенности корпоративного управления в Российской Федерации
2.1. Становление и преобразование корпоративного управления в России
Введение
Истории корпоративного управления более 200 лет, но для России корпоративная форма ведения бизнеса является относительно новым явлением. По этой причине больше всего актуализируются вопросы, связанные с формированием рациональной системы управления корпорацией, факторы и принципы её построения, экономическая целесообразность внедрения стандартов корпоративного управления.
В Российской Федерации процесс формирования собственной национальной модели корпоративного управления только начался, по этой причине вопросы ориентации отечественной экономики по отношению к какой-либо существующей модели, проблемные моменты введения корпоративного управления, а также перспективы его развития будут рассмотрены в данной работе.
Корпоративное управление в подавляющем большинстве отечественных предприятий находится на низком уровне своего развития в сравнении с мировыми развитыми государствами. Однако, за последние 7-10 лет в данной области наблюдается существенный прогресс. В настоящее время некоторые из российских предприятий дошли до международного уровня корпоративного управления. Ежегодно увеличивается роль корпоративного управления с целью роста эффективных составляющих крупных и средних бизнесов, повышения инвестиционных и деловых условий в Российской Федерации.
За последнее время существенно повысились требования, предъявляемые к отечественным предприятиям со стороны институциональных инвесторов и регулирующих органов, обострились конкурентные отношения с транснациональными корпорациями. Из-за этих причин эффективная система корпоративного управления на сегодняшний день является для отечественных организаций наиболее конкурентоспособным элементом, способным обладать финансовыми и материальными ресурсами в необходимом количестве для поддержки на должном уровне своей конкурентоспособности. Согласно информации по проведённому исследованию Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), который был выполнен по заказу при участии Ассоциации независимых директоров в Международной финансовой корпорации, на текущий период времени следует внедрять передовые практики корпоративного управления, к данному выводу пришло 85% респондентов из общего количества всех опрошенных отечественных организаций – 440.
Но для осмысления специфики корпоративного управления в Российской Федерации необходимо в первую очередь понять, чем является корпоративное управление, что такое корпорация и как она функционирует в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение особенностей корпоративного управления в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и функции корпоративного управления.
- Дать характеристику принципам корпоративного управления.
- Изучить процесс становления и преобразование корпоративного управления в Российской Федерации.
- Проанализировать структуру системы корпоративного управления в России.
Объектом исследования курсовой работы является организация корпоративного управления в РФ.
Предметом исследования – особенности корпоративного управления в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы корпоративного управления
1.1. Сущность и функции корпоративного управления
Корпоративным управлением считается управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутрифирменных и межфирменных отношений организации согласно принятым целям[1].
Проводя выделение корпоративного управления в особый вид, специфика деятельности которого обуславливается особенностями корпорации как объекта управления, его определяют в качестве «управления, которое строится на приоритетах интересов акционеров, их роли в развитии управления, корпорации, с учётом осуществления прав собственности, которые предусматривают взаимодействие акционеров, построенное на стратегии развития корпорации в целом, наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, т. е. комплекс общих поведенческих принципов, традиций и установок»[2].
Главной функцией корпоративного управления является обеспечить функционирование корпорации в интересах собственников, т. е. акционеров, которыми предоставляются корпорации финансовые ресурсы.
Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.
Для управления корпорацией применяется цикл управления, который включает в себя следующие этапы:
- анализ возможностей;
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- диспетчирование;
- контроль;
- регулирование[3].
С целью выполнения цикла управления, управляющая организация должна согласовать и определить со своими сотрудниками список, объём и структуру информации о функционировании.
Управляющей компанией определяется политика корпорации в целом, а руководителями предприятий определяются направления деятельности предприятий, которыми они управляют согласно общей политике и интересам[4].
Понятия «корпоративное управление» еще в недостаточной степени хорошо изучено, и точного определения не имеется в наличии.
К корпоративному управлению относится такая система отчётности перед акционерами лиц, которым доверяется текущее управление данной организацией.
Корпоративное управление является способом управленческой деятельности, благодаря которому обеспечивается равноправное и справедливое распределение результатов функционирования всех акционеров, а также других заинтересованных лиц.
Корпоративное управление является комплексом правил и мер, помогающих акционерам осуществлять контроль руководства данной компании и оказывать влияние на менеджмент для извлечения максимальной прибыли и повышении стоимости компании.
Корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между менеджерами и собственниками компании по вопросам обеспечения эффективного функционирования и защиты интересов собственников, а также иных заинтересованных лиц.
Суть корпоративного управления состоит в том, чтобы у акционеров имелась возможность осуществлять эффектный контроль и мониторинг деятельности менеджмента и таким образом влиять на повышение капитализации предприятия[5]. Данный контроль подразумевает как внутренние управленческие процедуры, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. У акционеров имеется желание обладать конкретными знаниями о том, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица предприятия за полученные результаты. У инвесторов есть желание понять, насколько реальной будет их возможность по принятию важнейших решений[6].
Положение корпоративного управления и его работоспособность непосредственным образом связано с правильным применением преимуществ отношений акционеров. Результативность и эффективность системы данных отношений должна обеспечивать надлежащие условия рабочей деятельности компаний, а также предусмотреть баланс интересов разнообразных групп акционеров и гарантировать их права. Становление и разработка специализированных внешних рычагов развития акционерной формы собственности способствует эффективной деятельности субъектов хозяйствования.
Существование у акционеров правильных механизмов контроля за деятельностью менеджеров, а при необходимости и осуществлению замены руководящего звена, существующие механизмы раздела прав собственника в пользу наиболее эффективных обусловливает рост показателей результативности функционирования, как отдельных компаний, так и в целом корпоративного сектора.
Признавая значимый вклад исследователей и учёных в изучение проблематики формирования акционерных отношений достигнут существенный уровень научной обоснованности места, сущности и роли акционерной собственности в переходной экономике, тем не менее следует признать, что на данный момент времени в недостаточной степени разработаны организационно-экономические механизмы управления корпоративными правами и поддержка адекватных требований собственников в рыночной экономике, являющейся социально-ориентированной[7]. По этой причине экономическая теория и практическая деятельность требуют конкретной концепции образования управленческого механизма корпоративными правами, учитывая динамику изменений, происходящих в России.
На развитие системы корпоративного управления в России огромное воздействие оказывает состояние взаимоотношений государства и крупного бизнеса. По состоянию на текущее время в экономической литературе можно встретить множество публикаций о проблемах взаимодействия корпораций и государства. Выдвигаются самые различные концепции данного взаимодействия – начиная от трактовки государства как одного из ведущих субъектов хозяйствования и доминирующего фактора роста экономики и заканчивая низведением государственной роли до «ночного сторожа»[8]. При любых обстоятельствах имеется треугольник, вершины у которого: средний и малый, большой бизнес и государство. Конечно, эти элементы экономического каркаса не будут существовать в локальном виде. На практике – это сложная форма переплетения акционерных взаимоотношений, участия государства и частной собственности.
Согласно имеющейся российской практике за последние года, функционирование и бездействие структур государства в большой степени несёт дестабилизирующий характер по отношению к формированию цельной и эффективной модели корпоративного управления[9].
Специфические отношения между корпорациями и государством сложились в период времени после войн в отдельных государствах Азии, таких как: Южная Корея и Япония. В данных государствах корпорации появлялись и развивались при прямом государственном участии. У данного процесса имелись следующие особенности:
- становление крупных корпораций реализовывалось согласно государственной инициативы и при его прямом контроле за данным процессом;
- процесс осуществлялся в рамках рекомендательного (индикативного) планирования и согласно стратегии развития социально-экономической сферы государства;
- государственной политикой предусматривалась значительная помощь отдельных отраслей национальной экономики, ориентация деятельности корпораций на инновационные технологии, развитие их конкурентных преимуществ в условиях происходящей глобализации;
- государство делалась ставка на мультипликаторе как на неком эффекте развития крупного бизнеса (экспортные отрасли отдавали заказы для остальных отраслей государственной экономики)[10].
В настоящее время, проводя анализ ситуации в данных государствах, можно судить об образовании консенсуса между государством и крупным бизнесом, который опирается на устойчивую систему взаимоотношений. Естественно, что данная система является далеко не идеальной, но она представляет собой достаточно эффективную систему с точки зрения устойчивого развития экономики.
Для Российской Федерации данная проблема чрезвычайно актуальна, потому что до перехода к рынку в государстве действовало сильное отраслевое управление. В рамках которого решали задачи планирования заказов и сбыта товарной продукции, покупке материалов, сырья, вопросы связанные с финансированием развития и реконструкцией, приобретение инвестиций, организации требуемой специализации и кооперации и т. д.
Сегодня роль отраслевого управления либо значительно уменьшилась, либо была почти сведена к нулю. Между тем необходимость координации не только сохранилось, но и усилилось. Образовавшийся вакуум координации возможно преодолеть при помощи организации эффективного взаимодействия крупных корпораций и структур, принадлежащих государству.
Применение крупных корпораций как связующее звено между государством и многими отдельными организациями образует объективную основу для эффективного сочетания экономической государственной активности с самостоятельным развитием рыночных механизмов хозяйствования.
Вариант, при котором промежуточной структурой управления в экономике являются крупные многоотраслевые корпорации, применяется, к примеру, в Соединённых Штатах. «Секрет» рыночной экономики представляет собой конкуренцию, а не частную собственность. Таким образом, политика государства должна быть направлена на стимулирование формирования условий конкуренции и образование новых конкурентоспособных компаний. Данные компании могли бы быть ведущей силой рыночной экономики, а также повлечь за собой новые инициативы в инвестиционной сфере, производственной и сфере[11].