Файл: Особенности корпоративного управления в России (Теоретические основы корпоративного управления).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративного управления
1.1. Сущность и функции корпоративного управления
1.2. Принципы корпоративного управления
1.3. Базовые модели системы корпоративного управления
2. Особенности корпоративного управления в Российской Федерации
2.1. Становление и преобразование корпоративного управления в России
Использование стратегического подхода в корпоративном управлении обосновывается двумя фактами. Во-первых, стратегический менеджмент становится важнейшим элементом управления современной компании в условиях глобализации и консолидации рынков, усиления конкуренции, сокращения жизненных циклов большинства товаров. Во-вторых, распространение стоимостного подхода требует формирование корпоративной стратегии, без которой цель приращения стоимости для акционеров, как показывает практика, недостижима. Таким образом, корпоративное управление основывается на стратегическом подходе. В свою очередь, корпоративная стратегия должна объединять все функциональные стратегии предприятия.
Рассмотрение корпоративного управления на основе системного подхода заслуживает особого внимания. Формирование и изучение системы корпоративного управления позволяет глубоко изучить структуру корпоративных отношений, выделить их основные элементы, определить этапы функционирования системы и, более того, охарактеризовать эволюционные аспекты ее преобразования[33].
Системный подход также необходим для реализации комплексной корпоративной политики в целях удовлетворения интересов всех заинтересованных лиц корпорации, которую следует рассматривать как политику формирования важнейших нематериальных активов корпорации. Выполняя свои обязательства перед стейкхолдерами, корпорация повышает их лояльность и уровень доверия при взаимодействии и, следовательно, значительно снижает трансакционные издержки. Лояльность стейкхолдеров является, кроме того, важным условием успешного преодоления кризиса.
Отличительные характеристики современной российской модели корпоративного управления:
1) российская модель корпоративного управления близка к инсайдерской модели, несмотря на формирование внешней институциональной среды совместимой с аутсайдерской моделью; данная несовместимость создает напряжение в корпоративном секторе; в частности, корпоративное законодательство в большей мере настроено на удовлетворение интересов миноритариев, в результате обладание даже небольшим пакетом акций открывает возможности недобросовестного поведения и даже рейдерства, эти возможности расширяются из-за слабости российского корпоративного законодательства и правоприменительной практики;
2) современная российская модель практические не учитывает национальных культурно-исторических традиций, в результате возникает противостояние внедряемых формальных и уже существующих неформальных институтов корпоративного управления, которое в большинстве случаев решается в пользу последних (как следствие, многие формальные институты не работают); примерами могут служить институт совета директоров корпорации, институт независимых директоров др.
3) возрастающий спрос на институты корпоративного управления со стороны стейк-холдеров (заинтересованных лиц) корпорации стремительно растет, однако медленное развитие корпоративного управления в России не позволяет удовлетворить этот спрос;
4) медленность развития корпоративного управления в России вызвано низким уровнем институционального окружения корпоративного сектора;
5) особое значение в современном корпоративном управлении имеет комплексное удовлетворение интересов всех заинтересованных лиц бизнеса (кризис 2014 года в России еще раз подтвердил данный факт), потенциал российских корпораций реализован слабо, однако развитие в данном направлении невозможно без справедливой и обоснованной государственной политики[34].
Эмпирические данные подтверждают тот факт, что интересы некоторых стейкхолдеров российские корпорации удовлетворяют. Однако доля таких компаний среди всех опрашиваемых компаний остается небольшой. В этой сфере потенциал развития корпоративного управления далеко не исчерпан.
Заключение
Успешное развитие корпоративного сектора в РФ во многом зависит от развития цивилизованного корпоративного управления, которое можно определить как систему организационно-правовых, экономических и финансовых взаимоотношений всех участников акционерных обществ.
Просчеты и недостатки в процессе становления корпоративных отношений непосредственно связаны с недооценкой научного осмысления их теоретических основ. Этот сложный поэтапный процесс требует учета многих макроэкономических параметров для формирования целостной современной эффективно функционирующей системы корпоративных отношений.
Процесс становления корпоративных отношений в переходной экономике сопровождается рядом негативных экономических последствий, требующих глубокого изучения учеными и устранения хозяйственниками-практиками на основе целостной комплексной государственной корпоративной политики.
Анализируя особенности развития корпоративных отношений, следует прежде всего заметить, что модель корпоративного управления непосредственно связана со спецификой отношений собственности, что предопределяет направления формирования стратегии эффективного развития предприятия, создает необходимые условия для дальнейшей конкуренции капитала.
Доминирование корпоративного сектора в структуре национальной экономики обусловлено стремительным развитием приватизационных процессов, которые происходили в Российской Федерации на протяжении последних лет. Однако формирование акционерного капитала в Российской Федерации происходило не по классической схеме - на основе объединения капиталов, - а путем распределения уставных фондов АО в ходе сертификатной приватизации, условиями которой было преимущественное право работников предприятия на приобретение доли в нем. Другим способом формирования акционерного капитала были выкупе обществом собственных акций и их подписка среди работников или покупка ими акций нового выпуска.
Появление национальных Принципов корпоративного управления является результатом полуторагодичной плодотворного сотрудничества участников рынка, государственных учреждений, международных организаций. Это весомый шаг на пути развития в Российской Федерации цивилизованных корпоративных отношений и попытка рыночного решения проблем, которые существуют в области корпоративного управления.
Несмотря на то, что после принятия национальных Принципов корпоративного управления прошло немного времени, мы уже сейчас можем говорить об определенном прогрессе и последовательность движения в направлении их введения.
Список использованной литературы
- Анисимова, Д.С. Реализация корпоративной социальной ответственности: региональный опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11832 (дата обращения: 23.09.2018).
- Бархатов, В. И. Корпоративное управление на предприятиях отрасли [Текст]: учеб. пособие / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев, Е. С. Силова. – Челябинск, 2011. – 161 с.
- Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: значение, актуализация и развитие принципов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14138 (дата обращения: 23.09.2018).
- Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: Учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.
- Бухвалов, А. В. Корпоративное управление как объект научных исследований. Российский журнал менеджмента. - М.: ИнфраМ, 2009. -115 с.
- Веснин, В.Р. Корпоративное управление / В.Р. Веснин. - М.: МГИУ, 2008. - 150 c.
- Иванова, Е.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / Е.В. Иванова. - М.: Флинта, 2016. - 336 c.
- Хессель, М. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества - М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. - 240 с.
- Меликян, К.А. Особенности российской модели корпоративного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10091 (дата обращения: 23.09.2018).
- Мильнер, Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2018 – 443 с.
- Мишурова, И.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И.В. Мишурова, Е.А. Панфилова. - М.: Дашков и К, 2012. - 528 c.
- Пенс, И.Ш., Фурс, С.А. Корпоративное управление в современной промышленности России: состояние и факторы совершенствования. ― М.: ООО «Недра коммюникейшнс ЛТД», 2008. ― 120 с.
- Петрова, Е.А. Формирование принципов корпоративного управления в России. - М.: ИнфраМ, 2009. -115 с.
- Розанова, Н.М. Корпоративное управление: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 339 c.
- Сирош, Н.В., Аблядимов, Р.Э. Влияние участников рынка ценных бумаг на корпоративное управление. Государственный информационные бюллетень о приватизации, 2008.
- Тепман, Л.Н. Корпоративное управление: Учебное пособие / Л.Н. Тепман. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 239 c.
- Шиткина, И.С. Корпоративное право. Учебник для вузов. - М.: ВолтерсКлувер, 2008.
-
Бухвалов А. В. Корпоративное управление как объект научных исследований. Российский журнал менеджмента, 2005. ↑
-
Бархатов, В. И. Корпоративное управление на предприятиях отрасли [Текст] : учеб. пособие / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев, Е. С. Силова. – Челябинск, 2011. – 161 с. ↑
-
Розанова, Н.М. Корпоративное управление: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 339 c. ↑
-
Мильнер, Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 2018г - 443 с. ↑
-
Веснин, В.Р. Корпоративное управление / В.Р. Веснин. - М.: МГИУ, 2008. - 150 c. ↑
-
Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: значение, актуализация и развитие принципов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс] ↑
-
Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: Учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c. ↑
-
Анисимова, Д.С. Реализация корпоративной социальной ответственности: региональный опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. ↑
-
Иванова, Е.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / Е.В. Иванова. - М.: Флинта, 2016. - 336 c. ↑
-
Меликян, К.А. Особенности российской модели корпоративного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. ↑
-
Хессель, М. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества - М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. - 240 с. ↑
-
Тепман, Л.Н. Корпоративное управление: Учебное пособие / Л.Н. Тепман. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 239 c. ↑
-
Мишурова, И.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И.В. Мишурова, Е.А. Панфилова. - М.: Дашков и К, 2012. - 528 c. ↑
-
Розанова, Н.М. Корпоративное управление: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 339 c. ↑
-
Шиткина, И.С. Корпоративное право. Учебник для вузов. - М.: ВолтерсКлувер. 2008г. ↑
-
Мишурова, И.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И.В. Мишурова, Е.А. Панфилова. - М.: Дашков и К, 2012. - 528 c. ↑
-
Петрова, Е.А. Формирование принципов корпоративного управления в России. М.: ИнфраМ, 2009. -115 с. ↑
-
Меликян, К.А. Особенности российской модели корпоративного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. ↑
-
Мильнер, Б.З. Теория организации. - М.: Инфра-М. 2018г. ↑
-
Пенс, И.Ш., Фурс, С.А. Корпоративное управление в современной промышленности России: состояние и факторы совершенствования. ― М.: ООО «Недра коммюникейшнс ЛТД», 2008. ― 120 с. ↑
-
Иванова, Е.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / Е.В. Иванова. - М.: Флинта, 2016. - 336 c. ↑
-
Розанова, Н.М. Корпоративное управление: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 339 c. ↑
-
Веснин, В.Р. Корпоративное управление / В.Р. Веснин. - М.: МГИУ, 2008. - 150 c. ↑
-
Мишурова, И.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И.В. Мишурова, Е.А. Панфилова. - М.: Дашков и К, 2012. - 528 c. ↑
-
Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: Учебник / И.Ю. Бочарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c. ↑
-
Мишурова, И.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / И.В. Мишурова, Е.А. Панфилова. - М.: Дашков и К, 2012. - 528 c. ↑
-
Меликян, К.А. Особенности российской модели корпоративного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. ↑
-
Анисимова, Д.С. Реализация корпоративной социальной ответственности: региональный опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс] ↑
-
Пенс, И.Ш., Фурс, С.А. Корпоративное управление в современной промышленности России: состояние и факторы совершенствования. ― М.: ООО «Недра коммюникейшнс ЛТД», 2008. ― 120 с. ↑
-
Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: значение, актуализация и развитие принципов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. ↑
-
Иванова, Е.В. Корпоративное управление: Учебное пособие / Е.В. Иванова. - М.: Флинта, 2016. - 336 c. ↑
-
Бархатов, В. И. Корпоративное управление на предприятиях отрасли [Текст]: учеб. пособие / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев, Е. С. Силова. – Челябинск, 2011. – 161 с. ↑
-
Бочарова, И.Ю. Корпоративное управление: значение, актуализация и развитие принципов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс] ↑
-
Розанова, Н.М. Корпоративное управление: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 339 c. ↑