Файл: Коммуникации в менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Непосредственно в комплексе проблем менеджмента, проблема совершенствования управления персоналом занимает особую значимость. Совершенствование квалификаций, компетентностей, мотивации, коммуникаций в области менеджмента способствует росту производства.

Управление персоналом содержит в себе многочисленные элементы, такие как: подбор и наем персонала, прогнозирование ситуации на рынке труда, мотивация персонала, содействие адаптации работников. Невозможно переоценить значение коммуникационного процесса в управлении. Практически все, что совершает руководитель, требует обмена данными, для упрощения достижения целей организации. Без обмена данными, сотрудники организации не смогут действовать сообща, определять цели и достигать их.

Коммуникации на предприятии в современном мире процесс тяжелый, состоящий из действий, каждое из которых необходимо для того, чтобы идеи сотрудника стали ясными другому сотруднику.

Явление коммуникации является объектом изучения многих наук - филологии, социологии, психологии, философии, политологии и др. Так, формы, виды и содержание общения в различных социальных группах, безусловно, будут интересовать социологов, поскольку коммуникация здесь может выступать социальным маркером как для конкретного человека, так и для группы или социума в целом. А изучение механизмов речи в психолингвистике не может не охватить и изучения процесса общения, ведь оно является естественной средой для вещания.

В российской науке социальные коммуникации нашли место в социологии культуры, а соискатели научных степеней получают степень кандидата или доктора социологии. Сужение вопросам коммуникации в социологической проблематики, конечно, неоправданно. Однако не стоит преувеличивать и самодостаточность науки о социальных коммуникации как самостоятельной отрасли, поскольку де-факто эта наука останется очень зависимой от понятийно-категориального аппарата социологии, психологии, филологии, философии и т.д.

Для того, чтобы понять развитие и актуальность организационных коммуникаций важно сначала понять ряд исторических событий, которые имеют влияние на операционную среду бизнеса. На самом деле, если взглянуть на достижения в области технологий за последние десятилетия, наверное, что это побудило основные изменения в подходе организаций к бизнесу и коммуникации.

Актуальность работы определяется тем, что в работе предприятия могут возникать серьезные проблемы в силу того, что руководители, концентрируя свое внимание на вопросах связанных с финансами, производством, материально-техническим снабжение и сбытом, упускают из поля зрения персонал, который обеспечивает работу на предприятии по всем перечисленным направлениям. Именно благодаря обмену информацией, который необходим всем ключевым видам управления персоналом, коммуникации являются связующим процессом.


Целью работы является изучение коммуникаций в менеджменте.

Задачи:

- раскрыть сущность коммуникаций в управлении;

- раскрыть виды коммуникаций в управлении;

- изучить эффективность коммуникаций в управлении.

Предметом работы является коммуникационный процесс в управлении.

Объектом работы являются коммуникации в управлении.

Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод классификации, наблюдения, описания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Основы коммуникации в менеджменте

Сущность коммуникации

В настоящее время важнейшим показателем эффективности деятельности любой организации является её прибыль. Как известно, невозможно демонстрировать высокие финансовые показатели, если компания не будет функционировать как слаженная система. Чтобы этого достичь, необходимо построить в организации эффективную систему коммуникаций [25, C. 262-264][1].

Коммуникация – это связь двух и более взаимодействующих субъектов друг с другом для обмена необходимой информацией.

Д.В. Ньюстром и К. Дэвис характеризуют коммуникацию как передачу информации от одного субъекта к другому, которая позволяет доносить определенные факты, ценности, мысли и чувства до других людей. Целью коммуникации, по их мнению, является четкое понимание отправленного сообщения своим оппонентом. Также грамотно построенные коммуникации создают «мост взаимопонимания», при котором взаимодействующие стороны могут делиться информацией друг с другом [26].[2]

М.А. Василика понимает под коммуникацией «обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями», которые способны не только принимать и накапливать информацию, но и преобразовывать ее. Более того М.А. Василика подчеркивает, что при таком обмене информацией происходит передача интеллектуального и эмоционального содержания [23, C. 76-77].[3]

Г.Г. Почепцов описывает коммуникацию как процесс перекодирования вербальной сферы в невербальную и наоборот. Стоит отметить, что для коммуникации в таком понимании характерен переход от говорения одного субъекта к действиям другого. Именно с данной целью происходит передача значений между двумя людьми.


Приведенные выше определения свидетельствуют о многоаспектности такого понятия, как «коммуникация». Но несмотря на этот факт, практически все они основываются на процессе обмена информацией между субъектами взаимодействия [3, C. 103-105].[4]

Коммуникации в любой группе выполняют четыре ключевые функции: информирование, эмоциональное выражение, контроль и мотивацию. Рассмотрим подробнее каждую из этих функций.

Функция информирования заключается в том, что коммуникация облегчает принятие решений. Данный процесс обеспечивает такую информацию, которая необходима конкретным людям или группам для принятия управленческих решений. Это позволяет с одной стороны, выявлять, а с другой стороны, оценивать определенные варианты [13, C. 115-116][5].

Функция эмоционального выражения позволяет людям удовлетворять свои социальные потребности. Для многих людей группа является ключевым источником социального взаимодействия, поэтому именно благодаря групповой коммуникации члены группы могут показать, довольны ли они происходящими событиями или нет [8, C. 24-25].[6]

Функция контроля проявляется в том случае, когда сотрудники должны соблюдать инструкции и правила компании, действовать в соответствии с утвержденным регламентом.

Коммуникация также выполняет функцию мотивации. Она иллюстрирует то, насколько хорошо работники справляются со своими обязанностями и какие существуют пути повышения производительности труда. Можно повысить мотивацию путем формулирования конкретных целей для работников и обеспечения получения ими обратной связи.

Каждая из вышеперечисленных функций играет большую роль, поэтому нельзя выделить из них одну наиболее важную. Почти каждое взаимодействие в группе посредством коммуникации затрагивает одну из приведенных четырех функций.

Сообщение передается с помощью определенного канала его получателю. Получателем в этой системе выступает адресат сообщения. Стоит отметить, что перед тем, как данное сообщение будет получено, его необходимо декодировать, то есть преобразовать в такой вид, который будет понятен и усвоен получателем информации [22, C. 37-38][7].

Эмоциональное состояние объекта коммуникации играет большую роль в том, каким образом полученное сообщение будет интерпретировано. В случае, если получатель информации испытывает радость и восторг, то он воспримет информацию иначе, чем в состоянии грусти или тревоги.


Также крайние проявления чувств и эмоций человека влияют на интерпретацию данных. Например, если объект испытывает эйфорию или горе, то он не способен в такой ситуации рационально и непредвзято мыслить.

Информационная перегрузка также приводит к препятствиям в коммуникациях между людьми [24, C. 14-15][8]. В первую очередь, это связано с тем, что способность человека обрабатывать информацию имеет ограниченный и не всеобъемлющий характер.

Когда количество информации, которое получает человек, превышает «обрабатывающую способность», то происходит данная перегрузка. Если человек вынужден обрабатывать большее количество информации, чем он потенциально способен, то такой человек как осознанно, так и неосознанно пытается данное количество сократить. Такое сокращение происходит путем игнорирования, отсеивания или забывания информации, либо путем делегирования ее своим коллегам и подчиненным [1, C. 78-79].[9]

Третьим препятствием в коммуникациях выступают гендерные различия людей. В то время, как женщины применяют устную коммуникацию для установления контакта с собеседником, мужчины используют этот тип связи для подчеркивания своего социального статуса в обществе [15, C. 58-59]. [10]С.П. Роббинз отмечает, что женщины слушают и говорят на языке близости и контакта, а мужчины, напротив, на языке независимости и статуса. В результате, когда женщина слышит о какой-либо проблеме, она делится своими переживаниями по этой теме, получая сочувствие и поддержку. Мужчина же, демонстрируя свою потребность в контроле, советует своему оппоненту вероятные пути решения сложившейся ситуации [2, C. 127-128].[11]

Последней преградой коммуникационного процесса служит фильтрация. Она подразумевает осознанное «манипулирование информацией со стороны ее отправителя». Такое воздействие применяется с целью предоставления информации именно с той стороны, которая наиболее выгодна и приемлема для ее отправителя. Немаловажную роль в появлении фильтрации играют многоуровневость организационной структуры и различия в статусе людей.

Особенности коммуникационного процесса

В классическом варианте коммуникацию (от лат. communicatio – сообщение, передача) рассматривают как общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д., передачу того или иного содержания от одного сознания, коллективного или индивидуального, к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Научная категория, как и категории в других сферах, например в искусстве, литературе, бытовых или производственных отношениях, представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию [11, C. 47-48].[12]


В настоящее время трудно найти единое понимание сущностных характеристик коммуникации. Существуют десятки научных определений, в рамках которых трактовки варьируются в зависимости от решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач [24, C. 14-15][13]. Наиболее универсальное определение: «коммуникация – процесс передачи сообщения, включающий шесть элементов: источник, сообщение, канал коммуникации, получатель, а также процессы кодирования и декодирования» относится в большей степени к области информатики, хотя широко используется и в других науках.

В теории управления коммуникация позиционируется как некий процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [26][14].

Например, «организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации, передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам, и институтам за ее пределами».

Если применить основные концепты коммуникации к системам управления, то процесс управления приобретет характер коммуникации. В этом контексте процесс управления представляется как взаимодействие (общение) следующих коммуникаторов: субъекта – лица, передающего информацию (коммуникант), и объекта – лица, принимающего информацию (реципиент). Проанализируем, каким образом происходит такое взаимодействие [2, c. 229-230].[15]

Феномен коммуникации присущ всем живым существам и представляет собой процесс совместных действий (обмен информацией): бессознательных, обусловленных лишь инстинктами и представляющих собой ряд последействий, направленных в самом общем смысле на сообщение, со-деяние живых существ (через зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный каналы), и сознательных, присущих человеку, и социально-деятельностных по своей сути [12, c. 28-29]. [16]

В этом контексте коммуникацию рассматривают не как механический процесс обмена сообщениями, а как феноменологическое пространство, в котором опыт наполняется значением и смыслом, приобретает структуру, связность и цельность. Коммуникация приобретает более широкое значение, так как предполагает не только существование участников коммуникации / коммуникаторов (коммуниканта и реципиента), но и активность, сознание, согласие, со-мыслие (смысл), общение.