Файл: Моделирование и построение воспитательной системы сельской малокомплектной школы.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Малокомплектная школа, ее характерные черты
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
На подготовительном этапе было важно заинтересовать детей в предстоящей деятельности и создать мотив участия в ней. Для этого было проведено вводное занятие в форме викторины. Дети экспериментальной группы были разделены на 3 подгруппы (по 4 человека в каждой), причем подгруппы формировались таким образом, чтобы детям было комфортно сотрудничать друг с другом: учитывалось желание детей, дружеские контакты в группе, а также было предусмотрено, чтобы в одной подгруппе оказались дети с различным уровнем успешности в обучении. Это очень важное условие, так как одним из принципов современного педагогического процесса является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата и ликвидация стрессообразующих факторов.
Преднамеренно был введен элемент соревнования между группами, и это послужило внешним мотивом к деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей. Викторина содержала ряд вопросов и заданий, продуманных таким образом, что дети в большей степени затруднялись в ответе или решении. Такой прием создания проблемной ситуации спланирован для того, чтобы актуализировать имеющиеся знания детей о своей малой родине и выявить затруднения – те вопросы, на которые дети не знают ответ. Причем в ходе викторины некоторые вопросы так и остались не раскрытыми, что позволило совместно с детьми сформулировать цель дальнейшей работы.
Таким образом, момент интриги и обозначение ближайших совместных перспектив деятельности позволили вызвать и укрепить интерес к предстоящей работе по изучению младшими школьниками своего родного края.
Подготовительный этап так же включал в себя планирование работы над проектами. Каждая подгруппа выбрала тему для проекта: «Мое село: вчера и сегодня», «Традиции моего села», «Село Коптевка. А знаете ли Вы?...». Дальнейшая работа на внеурочных занятиях являлась основой для поиска материалов по проектам.
На протяжении всей формирующей работы на основном этапе поддерживался интерес младших школьников: во-первых, предлагались разнообразные формы работы: это поход, экскурсия в музей, в библиотеку, встреча с интересными людьми, заседания клуба семейного общения, проектная деятельность, социально-значимые акции, конкурсы чтецов и рисунков; во-вторых, содержание мероприятий было связано с личным жизненным опытом обучающихся: беседы о семейных ценностях и традициях, представление обыденной информации в новом свете; в-третьих, предоставлялась возможность для реализации творческого потенциала детей: организация конкурсов стихотворений и рисунков, оформление фотовыставок и фотоколлажей, работа над проектами, что так же способствовало созданию благоприятного психологического микро-климата.
В основном, знания добывались детьми самостоятельно в ходе реализации плана проектов, но и там, где дети должны были просто воспринимать ту или иную информацию о своем селе, создавались ситуации поискового и проблемного характера.
Кроме того, в ходе формирующего эксперимента ребята приобрели и уточнили знания об истории создания своего села во время экскурсии в краеведческий музей с. Коптевка «С чего все начиналось?». Экскурсия была проведена для ребят старшими школьниками под руководством заведующей школьным музеем Гаврилиной Т. В. И включала в себя такие экспозиции как «Н. Коптев – основатель села», «Быт жителей села в 19 веке». На экскурсию ребята пришли с блокнотами и карандашами, так как полученная информация была очень важна для работы над проектами. После проведения экскурсии старшеклассники помогли ребятам выбрать необходимую для их проекта информацию, сделать фотографии.
Знания о растениях и животных, обитающих на территории родного края, также были представлены детям в интересной и необычной форме. Для этой цели был организован поход на природу «Родные просторы», в проведении которого были задействованы и родители. Поход осуществлялся ранней весной, когда снег уже начал таять, но многообразия растений и животных родного края все равно увидеть не удалось. Тем не менее, прогуливаясь по лесным тропинкам, ребята эмоциональнее воспринимали информацию о животном и растительном мире. Особое внимание в беседе было уделено животным и растениям, обитающим на территории Ульяновской области и занесенным в Красную книгу. Так ребята узнали о пионе тонколистом, о росянке, лягушке травяной, уже водяном, лесном жаворонке. Во время экскурсии ребята так же побывали на том месте, где сейчас располагается ничем не занятая земля, а раньше были дома первых жителей с. Коптевка.
Таким образом, дети приобретали знания о своей малой родине в нестандартной форме из различных источников путем самостоятельного включения в деятельность. Это обусловлено не только возрастными особенностями младших школьников, но и особой красочностью, эмоциональностью информации.
На протяжении всего формирующего этапа эксперимента дети работали над проектами. Каждая подгруппа получила свою тему: «Мое село: вчера и сегодня», «Традиции моего села», «Село Коптевка. А знаете ли Вы?...». Темы проектов выбраны детьми самостоятельно после того, как были сформированы подгруппы. На различных этапах работы над проектом педагог помогал детям распределять обязанности и планировать деятельность. Если детям была необходима помощь в поиске или обработке информации, привлекались родители. Многие мероприятия, проведенные в рамках формирующего эксперимента, являлись основой для работы над проектами и помогали детям отобрать нужную для темы проекта информацию.
Работа над проектами, в основном, осуществлялась детьми самостоятельно, но почти на каждой встрече в рамках внеурочной деятельности было уделено время для контроля за работой и для оказания необходимой помощи.
Работа, проведенная во время внеурочной деятельности в форме встреч, бесед, экскурсий, походов, проектов, акций с привлечением родителей создаёт благоприятные условия для формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников. В ходе формирующего эксперимента нами были учтены условия формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.
2.3. Анализ и обобщение результатов
После того, как была проделана педагогическая работа по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников, мы ещё раз провели диагностическую работу, по аналогии с той, что проводилась в самом начале экспериментальной части.
Цель проведения контрольного эксперимента: выявление динамики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
Показатели когнитивного критерия мы диагностировали при помощи анкеты «Моя малая родина». Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 9 и отражены в таблице 6.
В результате проведения методики «Моя малая родина» на контрольном этапе мы сделали следующие выводы: в экспериментальной группе 4 учащихся обладают высоким уровнем сформированности знаний и представлений о своей малой родине, что на 25 % больше, чем на констатирующем этапе и на 25% больше, чем в контрольной группе; средним уровнем обладают 6 обучающихся, что на 14 % больше, чем в контрольной группе, а низкий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен всего у двух обучающихся экспериментальной группы, что на 29% меньше, чем в экспериментальной. В экспериментальной группе выявлено увеличение количества обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности знаний и представлений о своей малой родине и снижение количества обучающихся с низким уровнем. В контрольной группе выявлена незначительная динамика.
Таблица 6
Результаты диагностики уровня владения информацией о своей малой родине у младших школьников на контрольном этапе
Группы Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Общее число |
% |
Динамика, % |
Общее число |
% |
Динамика, % |
|
Высокий |
4 |
33 |
+25 |
2 |
18 |
0 |
Средний |
6 |
50 |
+8 |
4 |
36 |
+9 |
Низкий |
2 |
17 |
-33 |
5 |
46 |
-9 |
Повторная диагностика по методике №2 «Незаконченное предложение» позволила выявить динамику уровня сформированности эмоционального компонента на контрольном этапе. Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 10 и отражены в таблице 7.
Данные диагностики дают основание утверждать, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем проявления положительных чувств и эмоций к своей малой родине выше, чем в контрольной группе на 15% и на 23% соответственно, а с низким уровнем – меньше на 38%. Так же важно отметить, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности уровня проявления положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине увеличилось на 25% и на 9% соответственно, а количество обучающихся с низким уровнем - уменьшилось на 34%. В контрольной группе на 9% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем, и на 9% уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем сформированности проявления положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине.
Таблица 7
Результаты диагностики уровня проявления положительных чувств и эмоций у младших школьников по отношению к малой родине на контрольном этапе
Группы |
Экспериментальная группа |
Контрольная |
группа |
|||
Уровни |
Общее число |
% |
Динамика, % |
Общее число |
% |
Динамика, % |
Высокий |
4 |
33 |
+25 |
2 |
18 |
+9 |
Средний |
7 |
59 |
+9 |
4 |
36 |
0 |
Низкий |
1 |
8 |
-34 |
5 |
46 |
-9 |
В таблице 8 представлены результаты методики №3 «Я патриот» (для выявления уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности). Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 11.
Таблица 8
Результаты диагностики уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности на контрольном этапе
Группы |
Экспериментальная группа |
Контрольная |
группа |
|||
Уровни |
Общее число |
% |
Динамика, % |
Общее число |
% |
Динамика, % |
Высокий |
5 |
42 |
+34 |
2 |
18 |
+9 |
Средний |
5 |
42 |
-8 |
7 |
64 |
+9 |
Низкий |
2 |
16 |
-26 |
2 |
18 |
-18 |
Данные диагностики позволяют отметить, что высокий уровень сформированности интереса к истории малой родины и проявления устремлений к патриотической деятельности в экспериментальной группе выявлен у 42 % обучающихся, что на 24% больше, чем в контрольной группе. Результаты дают возможность сделать вывод, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем больше, чем в контрольной. Это подкреплено и более высокой положительной динамикой. Количество обучающихся с низким уровнем в экспериментальной группе стало меньше на 26%, а в контрольной – на 18%.
При повторной диагностике по методике «Юный краевед» на выявление умений и навыков патриотического поведения получены следующие результаты. Результаты диагностики отражены в протоколе (Приложение 12) и представлены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты диагностики уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи на контрольном этапе
Группы |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Уровни |
Общее число |
% |
Динамика, % |
Общее число |
% |
Динамика, % |
Высокий |
4 |
33 |
+26 |
1 |
9 |
+9 |
Средний |
6 |
50 |
+17 |
5 |
45 |
-9 |
Низкий |
2 |
17 |
-33 |
5 |
45 |
0 |