Файл: Моделирование и построение воспитательной системы сельской малокомплектной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика №3 «Я - Патриот» (Приложение 5) - разработана Н. В. Савельевой. Цель: выявление уровня проявления интереса младших школьников к своей малой родине и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, а также выявление уровня овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о своей малой родине.

Методика состоит из двадцати вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет», «не уверен».

Инструкция: «Перед вами вопросы и три ответа на них. Вам нужно выбрать один из ответов на вопрос и отметить его галочкой».

За каждый из вариантов ответа начисляется определённое количество баллов: «да» - 2 балла; «нет»- 1 балл; «не уверен» - 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 40. 49

Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Сумма набранных ребенком баллов дает возможность судить об уровне проявления интереса к своей малой родине и частоте устремлений младших школьников к патриотической деятельности по отношению к малой родине:

- 30 – 40 б. – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях, ярко проявляет стремление к патриотической деятельности: интересуется историей своей малой родины;

- 15 – 29 б. – средний уровень: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях;

- 0 – 14 б. – низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, отсутствует желание заботиться о других людях, при выполнении патриотической деятельности демонстрирует своё нежелание принимать участие, не интересуется историей своей малой родины.

Результаты проведения методики представлены в Приложении 6.

Результаты уровня проявления интереса младших школьников к Родине, её истории, стремления к патриотической деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

Контрольная

группа

группа

Уровни

Общее

Общее

число

%

число

%

Высокий

1

8

1

9

Средний

6

50

6

54

Низкий

5

42

4

36


По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе большинство (6 человек) – 50% имеют средний уровень сформированности интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности, 5 учащихся (42%) имеют низкий уровень и только 1 – высокий (8%). В контрольной группе были выявлены следующие результаты: средний уровень сформированности интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности выявлен у 6 человек (54%), низкий – у 4 человек (36 %) и высокий так же, только у одного человека (9%) высокий уровень.

Методика № 4: «Юный краевед». Для выявления практических умений и навыков патриотического поведения с младшими школьниками была проведена методика Е. Б. Бычковой и В. В. Поляковой «Юный краевед». Цель: выявить умения применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи.

Ребятам предлагается ситуация: «Представь, что тебе представилась возможность принять гостей из других городов. Что бы ты хотел рассказать гостям о своей малой родине? Тебе предлагается выбрать из предложенных видов деятельности наиболее интересный на твой взгляд и подготовиться к встрече гостей. Варианты деятельности: - оформить информационный буклет в подарок; подготовить сообщение в форме заочной экскурсии; подготовить открытку на память.

В процессе методики ребята старались выбрать доступный для себя вид деятельности. По окончанию работы испытуемые должны были аргументировать свой выбор. Наблюдая за испытуемыми и их действиями, учитель заносил данные в протокол (Приложение 7).

Результаты методики оценивались по следующим показателям: активность в работе; самостоятельность при отборе материала; применение дополнительных источников информации; стремление улучшить результат работы; стремление заинтересовать результатом работы; доведение работы до конца; творческий подход к работе; проявление инициативы в работе; увлеченность ходом работы; заинтересованность при презентации результата.

Если показатель проявляется в полной мере, то выставляется 4 балла, если проявляется частично – 3 балла, если показатель проявляется в деятельности ребенка по требованию взрослого – 2 балла, если показатель частично проявляется по требованию взрослого – 1 балл, если показатель не проявляется – 0 баллов. Количество баллов суммируется и по сумме определяется уровень сформированности деятельностного компонента отношения младших школьников к малой родине - умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи.


Максимальное количество баллов – 40. Сумма набранных ребенком баллов дает возможность судить об уровне сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи:

- 30 – 40 б. – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях, ярко проявляет стремление к патриотической деятельности: интересуется историей своей малой родины;

- 15 –29 б. – средний уровень: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях;

- 0 – 14 б. – низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, отсутствует желание заботиться о других людях, при выполнении патриотической деятельности демонстрирует своё нежелание принимать участие, не интересуется историей своей малой родины. Соотношение результатов данной методики в контрольной и экспериментальной группах представлено в таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Уровни

Общее

Общее

число

%

число

%

Высокий

2

17

0

0

Средний

4

33

6

55

Низкий

6

50

5

45

По результатам методики высокий уровень сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи продемонстрировали 2 человека из экспериментальной группы (17%) и 0 человек из контрольной групп, средний уровень был выявлен у 4 человек из экспериментальной группы (33%) и у 6 человек из контрольной группы (55%).Низкий уровень был выявлен у 6 человек из экспериментальной группы (50 %) и у 5 человек из контрольной группы (45%). Ребята с высоким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи изготовили и подарили гостям информационный буклет о достопримечательностях с. Коптевки и Новоспасского района. В буклетах отражена информация о героях Великой Отечественной войны, о музеях Новоспасского района, рассказ об Ульяновске, как авиационной столице.


Ребята со средним уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи в ходе работы испытывали затруднения в выборе своих действий. С помощью педагога определяли информацию, которую хотели рассказать гостям. Ребята остановили свой выбор на подарочной открытке. Выбрали фотографию своего села и небольшую информационную справку к ней.

Обучающиеся с низким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи не смогли справиться с заданием, определиться с выбором действий и применить свои знания в представлении достопримечательностей своей малой родины. Ребята выбрали фотографии, но не смогли их прокомментировать.

Результаты проведенных диагностических методик дают возможность составить сводную таблицу по уровню сформированности у младших школьников ценностного отношения к своей малой родине.

Для того, чтобы выявить сводные результаты, нами была составлена общая шкала оценки. Так как все методики имеют максимальное количество баллов – 40б., то нами была разработана единая система оценки сводных результатов. Для каждого обучающегося по четырем методикам выводится средний балл, который позволяет судить об общем уровне сформированности ценностного отношения к своей малой родине:

- 0-14 б. – низкий уровень сформированности ценностного отношения к своей малой родине;

- 15-29 б. – средний уровень;

- 30-40 б. – высокий уровень.

По результатам констатирующего этапа исследования выявлен общий уровень сформированности ценностного представления о любви к своей малой родине у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах.

Сводные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Уровни

Общее число

%

Общее число

%

Высокий

1

8

1

9

Средний

6

50

6

55

Низкий

5

42

4

36


Из общих сведений, представленных в таблице, видим, что 1 ребёнок в экспериментальной и контрольной группе обладает высоким уровнем сформированности ценностного отношения к своей малой родине. Большинство обучающихся обладают средним уровнем - 6 человек в контрольной и экспериментальной группе. Низкий уровень выявлен у 5 человек экспериментальной группы (42%) и у 4 человек контрольной группы (36 %). Сводные результаты методик по двум группам (экспериментальной и контрольной) представлены в Приложении 8.

В каждом из 3 критериев сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников имеются значительные пробелы в знаниях о своей малой родине, ее истории и культуре. Диагностическое исследование показало, что у некоторых ребят еще не сформировано устойчивее эмоциональное отношение к малой родине. Многие из испытуемых не проявляют интереса к истории и традициям своего села и желания участвовать в жизни своей малой родины.

В связи с вышеизложенным, учителю необходимо построить комплексную внеклассную работу таким образом, чтобы ребята могли систематически получать больше информации об истории своей малой родины, о своей семье, родственниках, о земляках, о достопримечательностях и культурном наследии своей земли.

По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальная группа нуждается в проведении дополнительной целенаправленной работы по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.

2.2. Характеристика формирующего эксперимента

Цель формирующего эксперимента – формирование ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.

Занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработаны для проведения в экспериментальной группе и предполагают создание педагогических условий для формирования у младших школьников ценностного отношения к своей малой родине. Занятия проводились два раза в неделю.

Работа по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности осуществлялась в три этапа (подготовительный, основной, заключительный) и строилась с учетом возрастных особенностей детей. На занятиях использовался поисковый метод получения знаний, широко реализовался принцип деятельности, который предполагает получение детьми знаний не в готовом виде, а самостоятельное их добывание.