Файл: Моделирование и построение воспитательной системы сельской малокомплектной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными. Небольшое число учащихся в классе и в школе ведет к возникновению определенной воспитательной и образовательной ситуации, во многом отличающейся от «стандартной» и в плане организации, и содержания, и в отношении выстраивания взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик».

Малокомплектные школы зачастую напоминают большую семью. Между учениками и учителями отношение ближе и теплее, чем в больших коллективах. В таких школах каждого ученика знают с детского сада, ребята давно знакомы и сразу складываются доверительные отношения. Хотя не обходиться и без отрицательного воздействия на процесс воспитания и обучения. Однако при существующих трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

Объект исследования данной работы является воспитательная деятельность в младших классах малокомплектных школ.

Предмет исследования: особенности воспитательной деятельности в малокомплектной школе.

Цель работы: исследовать особенности воспитания учащихся младших классов в условиях малокомплектной школы.

Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:

1. Раскрыть сущность малокомплектных школ.

2. Рассмотреть особенности воспитательной деятельности в младших классах в малокомплектной школе.

3. Представить результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию младших школьников в малокомплектной школе.

В соответствии с поставленной целью и задачами, в работе был использован комплекс методов, включающий: литературный; сравнительный, аналитический.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ


1.1. Малокомплектная школа, ее характерные черты

Одно из ведущих мест в государственной политике и модернизации общества занимает образование. Оно играет огромную роль в жизни любого общества. Без хорошо организованной системы образования невозможно создать полноценное, цивилизованное общество. Государство не может существовать без системы образования, которое обеспечивает его полноценное развитие. Степень проводимой политики в сфере образования на каждом конкретном отрезке времени соответствует реальным потребностям общества и определяет ее эффективность и политическую, экономическую, социальную значимость. Развитие общеобразовательной школы всегда определялось как меняющимися потребностями общества, так и политикой государства, проводившееся в сфере образования. На данном этапе рыночные преобразования внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства.

Состояние малокомплектных школ сегодня – болевая точка российского образования. Здесь труднее воплотить в жизнь конституционное право на получение полноценного образования, раскрыть и сформировать интересы обучающихся.

Для таких школ типична неравномерная наполняемость учебной группы 12 и менее учащихся, при нормативной наполняемости в 25 человек в классе. Они размещаются в тех местах, где нет достаточного количества детей организации школы с полным комплектом классов.

Малокомплектная школа — это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников, где есть вероятность отсутствия отдельных классов. Этот тип школ появился с неравномерностью расселения людей, открывались в маленьких населенных пунктах, временных поселениях. На современном этапе с миграцией населения и понижением рождаемости многие крупные населенные пункты имеют в статусе малокомплектную школу[1]. В ней совместно обучаются и здоровые, нормально развитые ребята, и те, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и дети-инвалиды.

Такого объединения на протяжении десятилетий не удавалось достичь отечественной городской школе. Имеется достаточное количество научных исследований, подтверждающих, что потребности постиндустриального общества ориентируют современную сельскую малокомплектную школу на воспитание конкурентоспособной личности, на формирование ее социально значимых качеств, дающих возможность адаптации и самореализации сельского выпускника.


Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта становится целью педагогического процесса.

В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Необходимы новые подходы к сохранению, развитию, эффективному использованию материальной базы сельских школ, которые являются центрами интеллектуальной и культурной жизни села.

В сельской местности школа единственное образовательное учреждение по месту жительства учащихся, которое может дать полное или основное среднее образование. В отличие от города здесь ученик привязан к конкретной школе, он вынужден оставаться в безальтернативном образовательном пространстве, что обусловливает зависимость уровня развития ребенка от привходящих обстоятельств, лишает его возможностей дополнительного образования[2].

Чем ближе школа к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь. Тем эффективнее решается проблема ее кадрового обеспечения, теснее профессиональные контакты работников школы со специалистами аналогичного профиля, повышаются возможности в доступе к новейшей информации, культурным объектам города. Школа положительно воздействует на культурную жизнь села, помогает сельской семье в воспитании, обучении детей, развитии их способностей, интересов. Она является центром культуры, вокруг которого сконцентрирована вся духовная жизнь деревни, очагом просвещения, единственным местом общения, получения и хранения информации. Затраты на ученика в малокомплектной школе выше чем в городской, а уровень знаний не соответствует современным образовательным программам. Сельские школы в том виде, в котором они сформировались, не соответствуют главной социальной проблеме - сохранения сельского контингента, учащихся на местах проживания на весь период учебы, без отрыва от семьи.

В настоящее время, после окончания начальной школы, ученик вынужден для продолжения учебы в неполной средней школе, находящейся, за пределами радиуса доступности, поселиться в интернате. При устройстве интернатов в таких школах концентрируется до 50% школьного контингента, что приводит к возникновению нежелательных социальных последствий и не может считаться оптимальным решением. Причин, которые усложнили положение сельских школ, поставив многие из них на грань выживания, немало. Это и сложные социально-экономические условия, в которых функционирует сельская школа, и изменившаяся система финансирования, и резкое падение численности школьного населения, и утрата школой основного партнера - сельхозпредприятия.


Малочисленность учащихся сельских школ объективно содержит большой потенциал для решения современных задач обновления среднего образования на основе принципов адаптивного, развивающего обучения, возможности для индивидуальной работы, позволяющей реализовать потенциал личности каждого ученика[3].

Малочисленные сельские школы России - постоянная категория в российском образовании, порожденная географическими особенностями страны, территориальной разобщенностью и отдаленностью многих поселений. Это уникальный социально-педагогический феномен, несущий в себе огромные воспитательные возможности, поэтому приоритетным направлением в образовательной политики должно стать сохранение и развитие малочисленных школ, поиск путей повышения эффективности их работы.

Для уроков в малокомплектной сельской школе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. В таких условиях учебные успехи детей должны быть более значительными, но исследования показывают, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий.

В своем роде такие школы можно считать уникальными. Учитель знает каждого ученика, его родных, чем занимается ребенок вне школы. Может оказать посильную помощь. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы.

Развитие способностей учащихся в самостоятельной познавательной деятельности приобретает особое значение, так как, с одной стороны, в условиях замкнутого пространства у учеников необходимо развивать направленность в самостоятельной деятельности; с другой, в силу того, что дома родители не всегда смогут помочь, а в школе учителя в силу их полифункциональной деятельности не всегда в полном объеме осветить учебный материал, - поэтому ученики должны быть ориентированы на данную учебную деятельность[4].

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает возможность соревнования между учениками, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение[5].


1.2. Организация воспитательного процесса в малокомплектной школе

Малокомплектные школы зачастую напоминают большую семью. Между учениками и учителями отношение ближе и теплее, чем в больших коллективах. В таких школах каждого ученика знают с детского сада, ребята давно знакомы и сразу складываются доверительные отношения. Хотя не обходиться и без отрицательного воздействия на процесс воспитания и обучения. К нему можно отнести низкую информационную насыщенность школ, низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи[6]. Однако при существующих трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.

Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности. В условиях малой школы учителю легче осуществлять: индивидуальный подход к учащимся учитывая тип нервной системы, особенности развития, уровня знаний и умений, склонностей и интересов; личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика; практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе).

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями: замкнутый социум, сложившиеся отношения между людьми, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения.

Дети, растущие в сёлах, более воспитаны жизнью. Они отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти качества не приходиться формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, которые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, леность, неаккуратность, необязательность становятся предметом воспитательной заботы. Учитель каждый день заботится о первичных, насущных чертах личности, из которых как бы сами собой составляются высокие качества[7].

Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе.