Файл: Моделирование и построение воспитательной системы сельской малокомплектной школы.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Малокомплектная школа, ее характерные черты
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
Из таблицы видно, что высокий уровень сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи выявлен у 33 % обучающихся в экспериментальной группе и у 9 % обучающихся – в контрольной группе, а низки уровень – у 17 % обучающихся в экспериментальной группе и у 45 % обучающихся в контрольной группе.
Результаты показывают, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности на контрольном этапе значительно выше, чем на констатирующем: на 26% и 17% соответственно. В контрольной группе лишь на 9 % увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и на 9 % уменьшилось количество обучающихся со средним уровнем. Количество обучающихся с низким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности в контрольной группе осталось неизменным, а в экспериментальной группе – уменьшилось на 33%. Это говорит о положительной динамике изменения уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности в экспериментальной группе.
Данные контрольного этапа исследования позволяют составить сводную таблицу по итоговым результатам уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в контрольной и экспериментальной группе (Приложение 13).
Сводные результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников представлены в таблице 10.
Таблица 10
Результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников на контрольном этапе
Группы Уровни |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
Общее число |
% |
Динамика, % |
Общее число |
% |
Динамика, % |
|
Высокий |
3 |
25 |
+17 |
1 |
9 |
0 |
Средний |
7 |
59 |
+8 |
7 |
63 |
+9 |
Низкий |
2 |
16 |
-26 |
3 |
27 |
-9 |
При повторном мониторинге мы видим, что результаты уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной группе претерпели большую положительную динамику, чем в контрольной группе.
При повторном мониторинге количество обучающихся с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к малой родине в экспериментальной группе увеличилось на 17 %, а в контрольной группе - осталось без изменения – 9 %. Количество обучающихся со средним уровнем сформированности ценностного отношения к своей малой родине в обеих группах увеличилось почти на 9 %. Количество обучающихся с низким уровнем в экспериментальной группе уменьшилось на 26 %, а в контрольной группе уменьшилось всего на 9%. Таким образом, в экспериментальной группе более ярко прослеживается положительная динамика уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине.
Приведённые показатели свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе большее количество обучающихся начали проявлять интерес к истории малой родины, стремление к патриотической деятельности. Ребята стали с большей инициативностью и открытостью проявлять желание участвовать в жизни села, проявляют интерес в изучении истории своей малой родины. Отдельные обучающиеся с особой гордостью и воодушевлением рассказывают о работе над проектами, связанными с жизнью села, о своих односельчанах, о достопримечательностях своей малой родины. Результаты эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности, а также позволяют предположить о возможности продолжения работы по данному направлению.
В контрольной группе тоже выявлена положительная динамика. Однако она гораздо менее значительна в сравнении с динамикой экспериментальной группы. Анализ полученных данных подтверждает выдвинутую нами гипотезу на начальном этапе исследования.
Из проведенного контрольного среза видно, что уровень сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной группе повысился. Многие обучающиеся, имеющие на констатирующем этапе средний и низкий уровень сформированности исследуемого явления, повысили его до следующего уровня.
В ходе проведения контрольного исследования, младшие школьники экспериментальной группы демонстрировали глубину знаний, осознанности своих патриотических чувств. Это ярко выражалось в выборе ими таких ответов как:
- «Я горжусь своим родным селом», «Я с уважением отношусь к односельчанам», «Я стараюсь не причинять вреда другим», «Мне очень нравиться моя малая родина, в которой я живу, здесь живёт и моя семья».
Таким образом, по результатам вторичной диагностики, показатели всех трех основных критериев претерпели изменения в положительную сторону, что свидетельствует о результативности проведенной работы.
Выводы
К началу эксперимента уровень сформированности ценностного отношения к малой родине у младших школьников находился на низком и среднем уровнях. Высокий уровень практически отсутствовал.
На низком уровне находился когнитивный и деятельностный компонент. Учащиеся не ориентировались в истории своего села, затруднялись объяснять свои действия, стремления, поступки. Не могли объяснить, что их побуждает сделать определённый поступок или совершить доброе дело. Боялись рассказать о своих эмоциональных переживаниях, скрывали слёзы, при чтении стихотворений на патриотическую тему, боялись показать свои чувства и эмоциональное состояние. В процессе внеурочной работы ребята стали более уверенными в своих знаниях. Ответы на вопросы стали развёрнутыми. Научились сопереживать, быть терпеливыми друг к другу, появилось стремление узнавать об истории и традициях родного села, о традициях своей семьи, о людях своего села, района. Всё это способствует формированию таких общепринятых ценностей, как любовь к малой родине, уважение к истории своего села, своей страны, патриотизм, чувство сопричастности к судьбе своего села, своей страны, чувство гражданской идентичности.
Участие в исследовательской деятельности способствовало самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к изучению истории своего села, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, возникновению чувства сопричастности к истории своего села, народа, страны. Формирующая работа позволила сопоставить имеющийся жизненный опыт детей с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию патриота у некоторых ребят, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.
Наибольшую значимость в формировании ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников имели такие формы работы как экскурсия на природу, в музей, заседание клуба семейного общения, проектная деятельность. Особенно важным оказалось то, что родители совместно с детьми готовили и презентовали информацию из семейного архива, выступали в роли организаторов экскурсий и походов, принимали участие вместе с детьми в социально-значимых акциях, помогали добывать информацию для проектов. Таким образом, появляется общая заинтересованность между родителями и детьми, появляется совместная деятельность, возникают общие интересы, что способствует формированию высоконравственной, активной, духовно-обогащенной личности, которая способна принимать судьбу страны, как свою собственную, воспринимать свою малую и большую Родину как высшую ценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малокомплектная школа — это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников, где есть вероятность отсутствия отдельных классов. Этот тип школ появился с неравномерностью расселения людей, открывались в маленьких населенных пунктах, временных поселениях.
Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе.
Необходимо давать возможность учащимся приобретать навыки, умения жизнедеятельности как в конкретной социальной среде, так и способности адаптироваться при необходимости к условиям «большого» коллектива. При объединении нескольких классов в класс – комплект воспитательная работа может получить положительный результат, так как, если в классе насчитывается 3-4 человека, то при таком количестве детей практически невозможно провести интересно внеклассное мероприятие.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию младших школьников рассмотрена на примере системы мероприятий по формированию ценностного отношения к своей малой родине. Опытно-экспериментальная работа проводилась основной общеобразовательной школе с. Коптевка. В школе обучается 109 человек. В исследовании участвовали 2 группы учащихся 3 классов (экспериментальная группа – 12 человек, контрольная группа – 11 человек).
К началу эксперимента уровень сформированности ценностного отношения к малой родине у младших школьников находился на низком и среднем уровнях. Высокий уровень практически отсутствовал.
На низком уровне находился когнитивный и деятельностный компонент. Учащиеся не ориентировались в истории своего села, затруднялись объяснять свои действия, стремления, поступки. Не могли объяснить, что их побуждает сделать определённый поступок или совершить доброе дело. Боялись рассказать о своих эмоциональных переживаниях, скрывали слёзы, при чтении стихотворений на патриотическую тему, боялись показать свои чувства и эмоциональное состояние. В процессе внеурочной работы ребята стали более уверенными в своих знаниях. Ответы на вопросы стали развёрнутыми. Научились сопереживать, быть терпеливыми друг к другу, появилось стремление узнавать об истории и традициях родного села, о традициях своей семьи, о людях своего села, района. Всё это способствует формированию таких общепринятых ценностей, как любовь к малой родине, уважение к истории своего села, своей страны, патриотизм, чувство сопричастности к судьбе своего села, своей страны, чувство гражданской идентичности.
Участие в исследовательской деятельности способствовало самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к изучению истории своего села, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, возникновению чувства сопричастности к истории своего села, народа, страны. Формирующая работа позволила сопоставить имеющийся жизненный опыт детей с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию патриота у некоторых ребят, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.
Наибольшую значимость в формировании ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников имели такие формы работы как экскурсия на природу, в музей, заседание клуба семейного общения, проектная деятельность. Особенно важным оказалось то, что родители совместно с детьми готовили и презентовали информацию из семейного архива, выступали в роли организаторов экскурсий и походов, принимали участие вместе с детьми в социально-значимых акциях, помогали добывать информацию для проектов. Таким образом, появляется общая заинтересованность между родителями и детьми, появляется совместная деятельность, возникают общие интересы, что способствует формированию высоконравственной, активной, духовно-обогащенной личности, которая способна принимать судьбу страны, как свою собственную, воспринимать свою малую и большую Родину как высшую ценность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арипова Н.М. Формирование познавательных умений младших школьников в условиях начальной малокомплектной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 29-37.
- Арипов М.А., Арипова Н.М. Интегрированное обучение в начальной малокомплектной школе // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании материалы международной заочной научно-практической конференции. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2017. С. 266-269.
- Арипов М.А., Арипова Н.М. Выявление и развитие способностей учащихся начальной малокомплектной школы // В сборнике: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ-2016: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы региональной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Н. Фрондзей. 2016. С. 31-36.
- Валеева Г.Р. Организация индивидуальной самостоятельной работы учащихся начальных классов сельской малокомплектной школы // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 26-28.
- Вохминова Л.В. Проблемы современной сельской начальной школы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 117-122.
- Данилова Г. А. Малокомплектная школа [Электронный ресурс] URL: http://vilvolovo.ru/
- Зеленова У. С., Попова Т. И. К вопросу организации деятельности в сельской малокомплектной школе // Наука и Образование. 2019. № 4. С. 16-20.
- Исмаилова М.И., Арипов М.А. Сущность и специфика интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе // В книге: Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. 2015. С. 90-95.
- Лукьянова Н.Н., Рибзам М.И. Организация самостоятельной работы в малокомплектной школе на уроках русского языка // В сборнике: Подготовка студентов и учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников материалы всероссийской научно-практической конференции. под ред. Л. А. Никитиной. 2015. С. 191-195.
- Намсинк Е. В. Воспитание культуры досуга младших школьников в условиях сельского социума // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 110-120.
- Семейкина Т. А. Воспитательная работа в сельской школе как объект стратегического управления // Материалы межрегиональной научной конференции Ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых. Вологодский государственный университет. 2017. С. 125-130.
- Трегубова Н.Н. Российские и зарубежные подходы к организации обучения в начальной школе с малой наполняемостью классов // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 7. С. 243-248.
- Уляшева И. А., Бакиева Д. Т. Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы // Образование в России и за рубежом: традиции и вызовы нового времени. Материалы Международного педагогического интерактивного форума. 2016. С. 206-210.