Файл: Моделирование и построение воспитательной системы сельской малокомплектной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо давать возможность учащимся приобретать навыки, умения жизнедеятельности как в конкретной социальной среде, так и способности адаптироваться при необходимости к условиям «большого» коллектива. При объединении нескольких классов в класс – комплект воспитательная работа может получить положительный результат, так как, если в классе насчитывается 3-4 человека, то при таком количестве детей практически невозможно провести интересно внеклассное мероприятие[8].

При объединении детей малочисленных классов в общий коллектив, воспитательная работа идёт успешнее, поскольку повышается заинтересованность каждого ребёнка, рождается свойственное младшим школьникам стремление соревноваться и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Успех учебно-воспитательной работы в школе любого типа определяют моральные и профессионально-педагогические качества учителя. Опыт лучших учителей и опыт массовой школы показывает, что малокомплектная школа требует иной, чем у всех, организации учебного процесса, иной методики, других, особенных пособий, приспособлений[9].

Обучение и воспитание детей в малокомплектной школе - дело чрезвычайной сложности.

Во-первых, ежедневно учителю, работающему в ней, в зависимости от наличия одного или двух комплектов, нужно подготовиться и провести 8 или 12 уроков.

Во-вторых, каждый урок представляет собой по существу два (три) урока, сведенных в один общим помещением, общими временными границами в 45 минут. Соответственно, учителю на уроке необходимо несколько раз перестраиваться на занятия то с первым, то со вторым, то с третьим классом, правильно распределять время между учащимися всех классов, чтобы объяснить новое, закрепить изученное, опросить учеников, оценить их знания, разъяснить домашнее задание[10].

Для учащихся обучение в таких условиях также связано с определенными трудностями, вызванными работой других классов: необходимостью сосредоточиться на своем задании при запредельных звуковых раздражителях; не слышать ответы учеников и слов учителя, не относящихся к себе, и в то же самое время уловить оттенок обращения к своему классу; не видеть предлагаемых другим классам картин и таблиц.

Выводы

Малокомплектная школа — это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников, где есть вероятность отсутствия отдельных классов. Этот тип школ появился с неравномерностью расселения людей, открывались в маленьких населенных пунктах, временных поселениях.


Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе.

Необходимо давать возможность учащимся приобретать навыки, умения жизнедеятельности как в конкретной социальной среде, так и способности адаптироваться при необходимости к условиям «большого» коллектива. При объединении нескольких классов в класс – комплект воспитательная работа может получить положительный результат, так как, если в классе насчитывается 3-4 человека, то при таком количестве детей практически невозможно провести интересно внеклассное мероприятие.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Описание констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию младших школьников рассмотрена на примере системы мероприятий по формированию ценностного отношения к своей малой родине.

Экспериментальная работа проходила в три этапа констатирующий, формирующий, контрольный.

На первом этапе была проведена диагностика уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась основной общеобразовательной школе с. Коптевка. В школе обучается 109 человек.

В исследовании участвовали 2 группы учащихся 3 классов (экспериментальная группа – 12 человек, контрольная группа – 11 человек).

На первом этапе работы были выявлены уровни сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.

Для выявления уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников, были выбраны методики, диагностирующие уровень сформированности каждого показателя в отдельности.


Методика № 1: Тест «Моя малая родина». Данная методика представлена в Приложении 1. Она разработана нами с учетом возрастных особенностей младших школьников и представляет собой 20 открытых вопросов, содержащих факты о с. Коптевка. Испытуемые дополняют предложения, демонстрируя свои знания о селе. Каждый полный правильный ответ оценивается в два балла. Если ответ правильный, но не полный или частично правильный, то выставляется 1 балл. За неверный ответ выставляется 0 баллов. Максимальное количество – 40 б.

В зависимости от набранных баллов определяется уровень сформированности знаний представлений о своей малой родине у обучающихся (когнитивный компонент):

- 30 – 40 б.- высокий уровень: знает основные факты и историю своей малой родины, ориентируется в ней;

- 15 – 29 б. – средний уровень: на среднем уровне знает основные факты и историю своей малой родины, слабо в ней ориентируется;

- 0 – 14 б. – низкий уровень: не знает основные факты и историю своей малой родины, не ориентируется в ней.

Результаты диагностики обучающихся представлены в Приложении 2. Анализ результатов позволил распределить всех участников эксперимента на три группы: высокий уровень владения информацией о своей малой родине, средний и низкий уровень (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты диагностики уровня владения информацией о своей малой родине у младших школьников на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

Контрольная

группа

группа

Общее

Общее

Уровни

число

%

число

%

Высокий

1

8

2

18

Средний

5

42

3

27

Низкий

6

50

6

55

Из таблицы видно, что высокий уровень владения информацией о своей малой родине в экспериментальной группе выявлен у одного человека (8%), а в контрольной группе – у 2 человек (18%). Средний уровень выявлен у 5 человек в экспериментальной группе (42%) и у трех человек в контрольной (27%). У наибольшего количества испытуемых в контрольной и экспериментальной группе выявлен низкий уровень владения информацией о своей малой родине – 6 человек: 55% и 50% соответственно.


При анализе результатов были выявлены следующие особенности: младшие школьники с высоким уровнем сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к своей малой родине имеют элементарные представления об истории села, о его местонахождении и связи с другими географическими объектами, но затрудняются в определении конкретных исторических фактов, связанных с историей возникновения села и его бытностью в различные исторические периоды, также дети данной категории осведомлены о достопримечательностях и особенностях села; школьники, имеющие средний уровень сформированности представлений и знаний о свое малой родине не ориентируются в истории села, хотя и знают основные факты, связанные с его жизнедеятельностью, так же дети неплохо осведомлены о символике села и о его взаимосвязи с другими географическими объектами; ребята с низким уровнем сформированности представлений и знаний о своей малой родине затрудняются даже с написанием правильного названия своего села, не знают о его принадлежности к районному центру и области, имеют слабые представления о достопримечательностях и истории села, однако, большинство испытуемых в обеих группах не знают историю основания села, имеют слабые представления о животном и растительном мире малой родины, не осведомлены о достопримечательностях и географических особенностях села.

Следующим шагом констатирующего этапа исследования стало выявление уровня сформированности положительного отношения к имеющимся знаниям о своей малой родине и потребности расширять кругозор в данной сфере (эмоционально-мотивационный компонент).

Методика № 2 «Незаконченное предложение» является модификацией методики Сакса-Леви и направлена на выявление эмоционального отношения школьников к своей малой родине. Методика представлена в Приложении 3.

Методика состоит из 20 незаконченных предложений, которые младшие школьники в ходе исследования должны завершить. Предложения оцениваются с точки зрения эмоциональной окраски системы отношений к малой родине: положительное, отрицательное или безразличное отношение. Например, продолжая предложение «Если в нашем селе объявят субботник, то…», дети могут написать следующее: «… я буду рад, обязательно пойду» (2б.), «… я пойду, когда заставят» (1б), «… я расстроюсь, не пойду» (0б.). Ответы, выражающие положительное эмоциональное отношение, оцениваются в 2 балла, нейтральное – в 1балл, отрицательное – 0 баллов.

Результаты подсчитываются и суммируются. По сумме баллов определяется уровень проявления положительных эмоций и чувств младших школьников по отношению к малой родине:


- 30 – 40 б. - высокий уровень: ярко проявляет гордость за малую родину и позитивное отношение к ней;

- 15 – 29 б. – средний уровень: проявляет гордость за свою малую родину и позитивное отношение к ней;

- 0 – 14 б. – низкий уровень: не проявляет гордость за свою малую родину и позитивное отношение к ней.

Результаты диагностики представлены в Приложении 4.

Проанализировав ответы испытуемых, составим сводную таблицу результатов по эмоционально – мотивационному компоненту. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня проявления положительных чувств и эмоций у младших школьников по отношению к малой родине на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

Контрольная

группа

группа

Уровни

Общее

Общее

число

%

число

%

Высокий

1

8

1

9

Средний

6

50

4

36

Низкий

5

42

6

54

Диагностика «Незаконченное предложение» дала следующие результаты: в экспериментальной группе большинство – (6 человек) –50 % обладают средним уровнем сформированности положительных чувств и положительных эмоций по отношению к малой родине, 5 человек с низким уровнем, что составило 42%, 1 человек (8%) с высоким уровнем. В контрольной группе высокий уровень сформированности положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине выявлен так же у одного ребёнка (9 %), средний уровень у 4 человек (36%), низкий уровень имеют 6 испытуемых (54 %). При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп, мы видим, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень сформированности патриотических чувств и к своей малой родине, а в контрольной – низкий. Большинство ребят контрольной группы в своих высказываниях нейтрально отзывались о своем селе, некоторые высказывания содержали негативные эмоции, например, предложение «Если бы мне предложили уехать из моего села, то…» двое ребят продолжили так: «…я бы с удовольствием уехал и больше не приезжал», «я бы очень обрадовалась».