Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность и виды корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации
1.1. Сущность и виды корпоративной культуры
1.2. Методы и этапы формирования корпоративной культуры
2. Современное состояние корпоративной культуры ООО «Алькор и Ко»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ кадрового состава организации
2.3. Оценка корпоративной культуры организации
3. Разработка рекомендаций по повышению уровня корпоративной культуры в ООО «Алькор и Ко»
- уверенность в руководстве и уважение к нему,
- командная работа и вера в поддержку и помощь коллектива.
Ценности работника:
- возможность самореализации,
- уверенность в завтрашнем дне,
- защищенность интересов и прав работника, исполнение обязанностей на высшем, ответственность за свои действия, уверенность в своих силах.
Именно ценности организации являются основой ее корпоративной культуры. Ценности задают стиль поведения работников, их отношения к работе и клиентам компании. В понятии корпоративная культура отражаются не только ее внешние детали, такие как традиции компании, обряды, фирменный стиль в одежде, а отражается вся организация со всеми ее принципами и ценностями.
Носителями корпоративной культуры являются руководство организации и топ-менеджеры, которые доносят элементы корпоративной культуры до всех членов организации.
Основные этапы процесса формирования корпоративной культуры [8, c. 41]:
1. Анализ существующей культуры, осуществляемый по следующим базовым направлениям: основные ценности, традиции и символика; стандарты поведения; лидеры организации; восприятие бренда.
2. Разработка корпоративного кодекса, в котором буду определены миссия, стратегические перспективы и основные направления развития компании; определение общих правил и норм корпоративного поведения, традиций и символики.
3. Определение методов работы с работниками организации.
4. Реализация проектов.
5. Анализ изменений [4].
Таким образом, корпоративная культура всегда создается и реализуется согласно законам проявления культуры общества. Корпоративная культура - это процесс, который широко используется в современном менеджменте и является одновременно «ценностным стержнем» жизнедеятельности любой организации [9, c. 51]. Культура организации обладает сложной структурой. Элементы и нормы корпоративной культуры находят свое отражение во всей деятельности организации, оказывают влияние, как на качество предоставляемых услуг, так и на конечный продукт. Корпоративная культура содействует сплочению коллектива и объединению компании в одно целое, что играет немаловажную роль в укреплении своих позиций перед конкурентами, а также способствует стабильному положению в условиях кризиса и сложного положения в стране.
2. Современное состояние корпоративной культуры ООО «Алькор и Ко»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» (далее – ООО «Алькор и Ко») зарегистрировано 7 июля 1992 года регистратором Государственное учреждение Московская регистрационная палата.
В настоящее время ООО «Алькор и Ко» владеет сетью магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль (более 1000 магазинов по России и Украине). Л’Этуаль - открытое пространство, в окружении постоянно растущего количества брендов и представленных в широкой гамме товаров: парфюмерии, декоративной косметики, ухода за кожей, в дополнение к собственной торговой марке Л’Этуаль sélection.
Структура управления в ООО «Алькор и Ко» построена по линейно-функциональной схеме, что предполагает наличие нескольких уровней управления, а также линейное руководство, осуществляемое генеральным директором организации. На рисунке 5 представим организационную структуру одного из магазинов сети ООО «Алькор и Ко».
Генеральный директор
Директор
розницы
Товаровед
(1 чел.)
Бухгалтер
(1 чел.)
Администратор (1 чел.)
Продавец-консультант (3 чел.)
Старший продавец
(1 чел.)
Рисунок 5 - Организационная структура ООО «Алькор и Ко»
Основные экономические показатели деятельности ООО «Алькор и Ко» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные экономические показатели торговой деятельности ООО «Алькор и Ко» за 2017-2019 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2019 г. в % к 2017 г. |
Выручка от реализации, млн. руб. |
37303,6 |
42181,8 |
45842,4 |
122,9 |
Себестоимость реализации, млн. руб. |
30687,9 |
37624,0 |
40867,9 |
133,2 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
6615,7 |
4557,8 |
4974,5 |
75,2 |
Затраты на 1 руб. реализованных товаров, руб. |
0,82 |
0,86 |
0,89 |
108,5 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
2644,6 |
3599,5 |
4017,5 |
151,9 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
7900 |
8400 |
9200 |
116,46 |
Фонд оплаты труда, млн. руб. |
2149,2 |
2564,28 |
2942,64 |
136,92 |
Среднемесячная заработная плата 1-го работника, руб. |
22670,89 |
25439,29 |
26654,35 |
117,57 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. |
2773 |
3936 |
4703 |
169,6 |
Фондоемкость, руб. |
0,07 |
0,09 |
0,10 |
138,01 |
Фондоотдача, руб. |
13,45 |
10,72 |
9,75 |
72,46 |
Фондовооруженность, тыс. руб. |
351,01 |
468,57 |
511,19 |
145,63 |
Фондорентабельность, % |
238,58 |
115,80 |
105,77 |
44,34 |
Таким образом, на основании табл. 1 можно сделать следующие выводы. За рассматриваемый период выручка от реализации товаров в ООО «Алькор и Ко» увеличилась на 22,9 % и составила 45842,4 млн. руб. в 2019 г. При этом себестоимость реализованных товаров увеличилась на 33,2 %. Видно, что увеличение себестоимости больше увеличения объема реализации. Это является негативным фактором, что подтверждается увеличением показателя затрат на рубль реализованных товаров на 8,5 %.
Прибыль от реализации ООО «Алькор и Ко» в 2019 г. составила 4974,5 млн. руб., увеличившись на 9,1 % по сравнению с 2018 г., но снизившись по сравнению с 2017 г. на 24,8 %. Однако чистая прибыль ООО «Алькор и Ко» увеличивается из года в год (за 2017-2019 гг. на 51,9 %).
Фондоотдача характеризует, что в 2019 г. на 1 рубль стоимости основных средств ООО «Алькор и Ко» приходилось 9,75 руб. от продажи товара, в 2018 г. – 10,72 руб., в 2017 г. – 13,45 руб. Таким образом, наблюдается снижение фондоотдачи на 3,7 руб. или 27,54 % в 2019 г. по сравнению с 2017 г.
Фондоемкость - показатель обратный фондоотдаче. В 2019 г. на рубль выручки от продажи приходилось 0,1 руб. стоимости основных средств, в 2018 г. - 0,09 руб., в 2017 г. - 0,07 руб. Увеличение фондоемкости (снижение фондоотдачи) ООО «Алькор и Ко» означает снижение эффективности использования основных средств.
Обеспеченность ООО «Алькор и Ко» основными средствами повышается, о чем свидетельствует повышение показателя фондовооруженности с 351,01 тыс. руб./чел. до 511,19 тыс. руб./чел. Рентабельность основного капитала снизилась с 238,58 % до 105,77 % в 2019 г. по сравнению с 2017 г.
Проведенная оценка финансового состояния ООО «Алькор и Ко» показывает, что, в целом, организация является финансово независимой, и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность главным образом с использованием собственных средств. ООО «Алькор и Ко» является довольно рентабельным, и способно погасить текущую кредиторскую задолженность, мобилизовав все свои оборотные средства.
2.2. Анализ кадрового состава организации
Интенсификация деятельности ООО «Алькор и Ко», повышение его экономической эффективности и рост предполагают максимальное развитие хозяйственной инициативы трудового коллектива предприятия.
Проведем анализ динамики численности работников ООО «Алькор и Ко» в 2017-2019 годах (таблица 2).
Таблица 2 - Численность персонала ООО «Алькор и Ко» в 2017-2019 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение (+, -) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Численность работников всего, в т. ч. |
8200 |
100 |
8600 |
100 |
9700 |
100 |
+ 1500 |
0 |
- постоянно работающих |
7800 |
95,1 |
8100 |
94,2 |
9400 |
96,9 |
+ 1600 |
+ 1,8 |
- временно работающих |
400 |
4,9 |
500 |
5,8 |
300 |
3,1 |
- 100 |
- 1,8 |
По состоянию на 1 января 2019 г. численность работников ООО «Алькор и Ко» составила 9700 человек, в том числе: постоянно работающих 9400 человек (96,9 %) и временно работающих 300 человека (3,1 %). Доля постоянно работающих за 2017-2019 гг. увеличилась на 1,8 %, а временно работающих, соответственно, снизилась на 1,8 %. Кадровая политика ООО «Алькор и Ко» в отношении временно работающих такова: прежде чем принять человека на работу на постоянной основе, его принимают временно, и уже по результатам его деятельности принимается решение о его дальнейшем его пребывании на предприятии.
Сравнительный анализ женщин и мужчин среди работников ООО «Алькор и Ко» представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнительный анализ состава персонала ООО «Алькор и Ко» по гендерному признаку
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение (+, -) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Численность работников всего, в т. ч. |
8200 |
100 |
8600 |
100 |
9700 |
100 |
1500 |
0 |
- мужчин |
400 |
4,88 |
500 |
5,81 |
800 |
8,25 |
400 |
3,37 |
- женщин |
7800 |
95,12 |
8100 |
94,19 |
8900 |
91,75 |
1100 |
-3,37 |
Количество мужчин, работающих в ООО «Алькор и Ко», по состоянию на 1 января 2019 г. составило 8,25 % от общей численности персонала, или 800 человек, численность женщин составила 91,75 % или 8900 человек. За 2017-2019 гг. численность женщин и мужчина в процентном соотношении практически не изменилась (увеличилась на 3,37 % у мужчин и сократилось на столько же у женщин).
Возрастная структура персонала представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Возрастная структура работников ООО «Алькор и Ко»
Возрастные группы работников |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение (+, -) |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Численность работников всего, в т. ч. |
8200 |
100 |
8600 |
100 |
9700 |
100 |
1500 |
0 |
- до 20 лет |
100 |
1,22 |
100 |
1,16 |
200 |
2,06 |
100 |
0,84 |
- от 21 до 30 лет |
3200 |
39,02 |
3500 |
40,70 |
3300 |
34,02 |
100 |
-5,00 |
- от 31 до 40 лет |
2800 |
34,15 |
2800 |
32,56 |
3100 |
31,96 |
300 |
-2,19 |
- от 41 до 50 лет |
1200 |
14,63 |
1400 |
16,28 |
2200 |
22,68 |
1000 |
8,05 |
- от 51 до 60 лет |
700 |
8,54 |
700 |
8,14 |
800 |
8,25 |
100 |
-0,29 |
- старше 60 лет |
200 |
2,44 |
100 |
1,16 |
100 |
1,03 |
-100 |
-1,41 |
Возрастной состав работников ООО «Алькор и Ко» практически не изменился за 2017 – 2019 гг. Наибольшая доля приходится на возрастную группу от 21 до 30 лет – 34,02 % и на группу от 31 до 40 лет – 31,96 %. Наименьшую долю занимают работники в возрасте старше 60 лет – 1,03 %. При этом их удельный вес за 2010-2019 гг. снизился на 1,41 % или на 100 человек, т. е. политика ООО «Алькор и Ко» направлена на «омоложение» кадров.