Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность и виды корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации
1.1. Сущность и виды корпоративной культуры
1.2. Методы и этапы формирования корпоративной культуры
2. Современное состояние корпоративной культуры ООО «Алькор и Ко»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ кадрового состава организации
2.3. Оценка корпоративной культуры организации
3. Разработка рекомендаций по повышению уровня корпоративной культуры в ООО «Алькор и Ко»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается повышенная заинтересованность к понятию «корпоративная культура». Это объясняется её прямым воздействием на все производственные показатели компании, оказывая содействие и неоспоримую помощь в определении и решении круга проблем, которые регулярно возникают в организациях. Умелое управление корпоративной культурой способно стать серьезным конкурентоспособным преимуществом предприятия, повлиять на эффективность функционирования организации в целом. Корпоративная культура была описана в трудах западных ученых, которые первыми определили взаимное влияние составляющих культуры предприятия на его благополучное развитие.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования корпоративной культуры организации. Эффективная корпоративная культура выступает не просто как способ, имеющий своей целью привлечение персонала к интенсивной деятельности, но и становится гарантом благополучия и конкурентоспособности, как сотрудников, так и компании.
Целью курсовой работы является изучение корпоративной культуры организации как одного из источников управления персоналом.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучить сущность и виды корпоративной культуры организации;
- рассмотреть методы и этапы формирования корпоративной культуры;
- провести анализ современного состояния корпоративной культуры организации ООО «Алькор и Ко»;
- разработать рекомендации по повышению уровня корпоративной культуры организации ООО «Алькор и Ко».
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в процессе управление персоналом в ООО «Алькор и Ко».
Предмет исследования – формирование корпоративной культуры как одного из источников управления персоналом в ООО «Алькор и Ко».
Методы исследования состоят из общетеоретических методов научного познания: комплексного и ситуационного подходов, индукции и дедукции, сравнительного и системного анализа, наблюдения, анализа документов.
Теоретической основой курсовой работы послужили нормативные документы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодической печати, материалы научных семинаров и конференций, а также документация ООО «Алькор и Ко».
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в курсовой работе рекомендации могут служить основой для повышения уровня корпоративной культуры организации в ООО «Алькор и Ко».
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы. Структура работы способствует планомерному и полному решению поставленных задач.
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации
1.1. Сущность и виды корпоративной культуры
Корпоративная культура компании — новая область знаний, где определение и следование выбранному типу определяет будущее всей организации. Легко повысить заинтересованность сотрудников в достижении высоких результатов, если понятны основы создания позитивного имиджа компании, формирования комфортного психологического климата, а также подбора методов, способствующих повышению эффективности труда каждого [4, c. 32].
Корпоративная культура - это совокупность правил, норм, процедур, предписаний самой деятельности, правил поведения, которая основана на существующей системе ценностей, традиций, принятая в компании, включая персонал и его руководство.
Главное предназначение корпоративной культуры в том, чтобы согласовать интересы всех категорий персонала фирмы, достижение общего взаимопонимания и компромисса в определении экономической стратегии организации, а также решения текущих производственных и организационных вопросов. Корпоративная культура должна, в том числе помогать и вырабатывать определённую линию поведения во внешней среде [1, с. 25].
Формирование корпоративной культуры происходит под влиянием совокупности моделей поведения, выработанных сотрудниками с целью внутренней интеграции в рабочий процесс и адаптации к внешним условиям.
Тяготение к тому или иному типу корпоративной культуры диктуется несколькими важными компонентами:
- наличие корпоративного стиля (определенной цветовой гаммы, узнаваемой символики компании, униформы, устоявшихся традиций);
- система коммуникации, действующая в учреждении; принятая система лидерства;
- методы разрешения конфликтных ситуаций;
- иерархическая структура и положение в ней каждого сотрудника.
Считается, что оценивать уровень коллективного духа необходимо только по эффективности совместной работы сотрудников в рамках отдельно взятого отдела и всего предприятия. Важную роль в формировании эффективной корпоративной культуры играет знание типов и их особенностей [10, с. 191].
Немаловажно понимание механизма возникновения тех или иных ситуаций, характерных для определенного этапа развития компании.
Многие социологи стремились выделить в стратегиях развития крупных компаний и типах корпоративных культур определенные закономерности (рисунок 1) [6].
Европейские специалисты по кросс-культурному менеджменту Фонс Тромпенаарс и Чарльз Хэмпден-Тернер
Разработали набор из 7 критериев для определения типа
Нидерландский социолог Герт Хофштед
Выделил 5 параметров, определяющих типы корпоративной культуры организаций из разных стран мира. Были учтены национальные культурные традиции и специфики сферы деятельности.
Тереке Дил и Аллан Кеннеди
Остановились на 4 типах, которые детально описывают деятельность организации и сформированные в коллективе связи.
Чарльз Хэнди
Разработал классификацию, разделяющую типы корпоративной культуры коммерческих предприятий на 4 группы.
Психологи Дон Бек и Крис Кован
Предложили теорию деления на 6 видов.
Рисунок 1 - Типы построения корпоративных культур
В организации возникают процессы, по которым четко можно определить типы корпоративной культуры, зарождение которых происходит в коллективе. Это случается независимо от того, проводится усиленная работа по созданию эффективного корпоративного духа или нет [7].
Каждая из разработанных теорий может быть применена для создания стратегии развития корпоративной культуры в частности и компании в целом на внутреннем или внешнем рынке.
Согласно теории Дона Бека и Криса Кована существуют следующие виды организационной культуры (рисунок 2).
Виды корпоративных культур по теории Дона Бека и Криса Кована
Принадлежности. Коллектив — единая семья, где на первое место ставят комфорт психологического климата.
Доминирования. В приоритете сила и власть, данная лидерам.
Регламента. Базисы — нормы и правила. Для принятия решения требуется целая цепочка согласований, что создает бюрократические проблемы.
Успеха. Неважно кто ты и откуда пришел. Основная ценность — результат! В почете те, кому удается добиться успеха, демонстрируя высокие показатели и эффективную работу.
Согласия. Основа — идея синергии, а главная ценность — способность сотрудников достигать консенсус при решении важных вопросов.
Синтеза. Сотрудника оценивают с позиции профессионализма и креативности подхода к решению поставленной задачи. Командный дух поддерживается на высоком уровне.
Рисунок 2 - Виды корпоративных культур согласно теории Дона Бека и Криса Кована [4]
От предпосылок, оказывавших влияние на этапе становления компании, классифицируют элементы корпоративной культуры организации. Они указывают на сформировавшиеся тенденции в сфере управления персоналом и способы ведения бизнеса [11]. В зависимости от того, какие виды и типы корпоративной культуры формируются на этапе становления, развития и функционирования компании, можно говорить о том, какова ценность организации для каждого сотрудника.
Сформированная корпоративная этика и корпоративная культура являются ярким отображением процессов, протекающих внутри коллектива, и стратегий развития, утвержденных руководством. Поэтому можно спрогнозировать успешность компании или возможные трудности.
Тереке Дил и Аллан Кеннеди разработали теорию, согласно которой основными типами корпоративных культур организации выступают 4 пункта (рисунок 3).
Чаще всего таким типом обладают фирмы, работающие на стремительно меняющихся рынках, что связано с высокими рисками и необходимостью быстрого принятия решений.
Культура жестких парней.
Тип культуры формируется под воздействием наличия рисков и условий, при которых деятельность организации дает ощутимые результаты через длительный период времени.
Ставь на свою компанию.
Развитие компании основывается на личной заинтересованности каждого сотрудника. Чаще всего такая разновидность формируется в крупных торговых компаниях, где работа сотрудников не связана с какими-либо рисками.
Работа в удовольствие.
Больше тяготеют к данному типу корпоративной культуры крупные государственные организации.
Процессная культура.
Рисунок 3 - Типы корпоративных культур согласно теории Тереке Дил и Аллана Кеннеди [4]
Такая классификация типов корпоративных культур не применяется для исследования общественных организаций.
Концепцию CorporateCulture разработали в 1980-х с целью повышения эффективности труда сотрудников. Джеффри Зонненфельд предложил классифицировать возникающие в больших компаниях процессы, разделив их на 4 типа корпоративных культур (рисунок 4).
Встречается в организациях, которые работают на быстрорастущих рынках. Успеха добиваются люди инициативные, обладающие креативным мышлением и готовые брать на себя ответственность.
Baseballteam (бейсбольная команда).
Формируется в стабильных компаниях, в которых преобладает командная работа сотрудников и ценится умение объединять усилия для достижения поставленных целей.
Club (клубная культура).
Один из типов консервативной культуры, преобладающий в организациях, давно занимающих ведущие позиции в своей нише. Например, Coca-Cola, Ford и GeneralMotors.
Academy (академическая культура).
Формируется внутри коллектива, где постоянно идет борьба за выживание. От сотрудников требуется доказывать их соответствие должности. Карьерный рост возможен только для тех, кто демонстрирует выдающиеся показатели.
Fortress (крепость или оборонительная культура).
Рисунок 4 - Типы корпоративных культур согласно теории Джеффри Зонненфельда [9, с. 302]
Процесс определения структуры корпоративной культуры позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать перспективы личностного и карьерного роста для сотрудников, а также грамотно строить стратегию дальнейшего развития компании.
1.2. Методы и этапы формирования корпоративной культуры
Мощная культура опосредует последовательность деятельности работников. Сотрудники четко осознают, какому поведению они обязаны следовать. Упорядоченность и последовательность работы на предприятии формируются посредством высокой формализации.
Методы, которые используются при формировании и развитии корпоративной культуры: эмпирический (наблюдение, сбор информации и т. д.); системный анализ, предполагающий использование синергетического подхода, теорий систем и общей теории организации; математическое и экономическое моделирование.
Компания, которая стремится к эффективности, обязана иметь определенную систему ценностей. При этом убеждения сотрудников должны быть максимально близкими к системе ценностей компании, что не провоцировать конфликтов. В противном случае, сотрудник будет разочарован и в результате не способен к эффективному труду. Важно отменить те ценности, на которых основывается идеальная корпоративная культура организации (ценности всего коллектива компании) [11]:
- осознание преимущества работа в этой организации
- сплоченный коллектив,
- осознание общего дела, сопричастность ему.
Ценности ближайшего окружения сотрудника [15, с. 68]: