Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях (Понятие конфликта, стратегии поведения в конфликтных ситуациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2.2. Проведение исследования

В исследовании приняли участие 13 человек (учащиеся 9-х классов). Из них 8 человек – девушки, 5 человек – юноши. Возраст участников 14 – 15 лет. В исследовании участвовали случайно взятые из списков учащиеся.

В результате проведения методики Q – сортировка на определение тенденций поведения в группе были получены следующие данные.

Испытуемые

Зависимость

Независимость

Общительность

Необщительность

Борьба

Избегание

1

Эльвира Ч.

17

3

11

9

7

13

2

Юля А.

9

11

11

9

10

10

3

Катя К.

11

9

15

5

6

14

4

Катя Д.

19

4

12

8

6

14

5

Марина Е.

8

12

12

8

9

11

6

Ирина Ч.

6

14

15

5

8

12

7

Марина П.

5

15

14

6

11

9

8

Валя К.

17

3

14

6

9

11

9

Руслан Х.

10

10

16

4

14

9

10

Саша Т.

1

19

16

4

15

5

11

Денис С.

14

6

11

9

9

11

12

Сергей Р.

11

9

13

7

10

10

13

Женя К.

7

13

11

9

9

11

Затем проводилась методика измерения уровня самооценки описанная Будасси. В итоге были получены следующие результаты.

Испытуемые

Уровень самооценки

1

Эльвира Ч.

Низкая (18,8)

2

Юля А.

Средняя (51,7)

3

Катя К.

Высокая (67,8)

4

Катя Д.

Завышенная (97,3)

5

Марина Е.

Низкая (33,8)

6

Ирина Ч.

Ниже среднего (45,7)

7

Марина П.

Ниже среднего (42,8)

8

Валя К.

Ниже среднего (39)

9

Руслан Х.

Ниже среднего (38,4)

10

Саша Т.

Высокий (65,3)

11

Денис С.

Низкая (32,5)

12

Сергей Р.

Высокий (66,6)

13

Женя К.

Выше среднего (58,7)


Таким образом, из 13 человек 5 человек с высокой самооценкой, 7 человек с низкой самооценкой и 1 человек с нормальной самооценкой.

В ходе проведения теста описания поведения К. Томаса получены следующие данные.

Испытуемые

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

Эльвира Ч.

0

9

6

4

11

2

Юля А.

0

7

6

5

11

3

Катя К.

8

6

3

3

10

4

Катя Д.

7

6

8

3

6

5

Марина Е.

0

8

6

5

11

6

Ирина Ч.

3

5

9

7

6

7

Марина П.

9

4

6

9

2

8

Валя К.

4

10

9

3

4

9

Руслан Х.

2

7

6

8

7

10

Саша Т.

10

5

5

1

9

11

Денис С.

1

6

6

4

12

12

Сергей Р.

8

1

10

8

3

13

Женя К.

7

4

8

7

4

Из представленных выше данных можно сделать вывод, что для подростков с низкой самооценкой характерен отказ от такой стратегии поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, а первое место по выборам занимает приспособление, второе – сотрудничество.

У лиц с высокой самооценкой доминирует соперничество как форма поведения в конфликтных ситуациях, далее по количеству выборов следует компромисс. Менее же всего для таких подростков характерно избегание и сотрудничество.

Также можно отметить, что у подростков с низкой самооценкой достаточно высокий уровень зависимости, как тенденции к принятию групповых стандартов и ценностей, и, наоборот, у испытуемых с высокой самооценкой выше уровень независимости.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что уровень самооценки влияет на поведение личности в конфликтных ситуациях и в группе.

Но для подтверждения поставленной гипотезы и большей достоверности используем метод ранговой корреляции Спирмена.


Сначала определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выборами стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Возьмем 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой. Сформулируем гипотезы.

Корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки не отличается от 0.

Корреляция между поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

Стратегии поведения в конфликтах

С низкой самооценкой

С высокой самооценкой

Разница рангов,

количество

Ранг

количество

ранг

1. соперничество

40

5

8

1

4

16

2.сотрудничество

22

1,5

40

4

-2,5

6,25

3. компромисс

34

4

33

3

1

1

4. избегание

22

1,5

24

2

-0,5

0,25

5.приспособление

32

3

45

5

-2

4

Суммы

15

15

0

27,5

Так как есть два одинаковых ранга, то нужно делать поправку. Рассчитываем коэффициент ранговой корреляции по формуле:

В результате расчетов получилось: . По таблице определяем критические значения для =5.

Строим ось значимости.

Таким образом, попадает в зону неопределенности. Следовательно, гипотеза отклоняется, а гипотеза принимается на 1% уровне значимости, то есть корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки отличается от 0.

Теперь определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выбором поведения в группе с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Здесь также мы берем для сравнения 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой.

Гипотезы:

Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки не отличается от 0.

Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

Поведение в группе

С высокой самооценкой

С низкой самооценкой

Разность рангов,

Количество

Ранг

Количество

Ранг

1.зависимость

49

3

66

6

-3

9

2.независимость

54

4,5

34

1

3,5

12,25

3.общительность

67

6

64

5

1

1

4.необщительность

33

1

36

2

-1

1

5.борьба

46

2

48

3

-1

1

6.избегание

54

4,5

55

4

0,5

0,25

Суммы

21

21

0

24,75


В таблице присутствуют два одинаковых ранга, поэтому будем делать поправку. Коэффициент ранговой корреляции подсчитываем по следующей формуле:

В результате расчетов получили = 0,2904. По таблице находим критические значения для =6.

Строим ось значимости.

В итоге попадает в зону неопределенности, следовательно, отклоняется, а принимается на 1% уровне значимости. Таким образом, корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

Исходя из выше изложенного, можно говорить о том, что поставленная в начале работы гипотеза достоверно подтвердилась на 1% уровне значимости. То есть, выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки.

§ 2.3. Анализ полученных результатов

Исследование показало, что зависимость поведенческих стратегий в конфликте и групповом поведении на уровне самооценки действительно присутствует.
Таким образом, мне было показано, что подростки часто с высокой самооценкой выбирают такое поведение в конфликтных ситуациях, таких как конкуренция и компромисс, а избегание и сотрудничество редко выбираются.
Подростки с низкой самооценкой предпочитают больше таких стратегий: адаптация, сотрудничество. В то же время, они дали небольшое количество выборов для конкуренции, как форма поведения в конфликтах.
Показатели у подростков с низкой и высокой самооценкой отличаются от таких поведенческих тенденций в группе, что они избегают «борьбы», принимают «борьбу» и общество. Но различия между ценностями поведенческих тенденций в группе, таких как зависимость и независимость, уже достаточны для того, чтобы говорить об избавлении людей с высокой самооценкой от независимости, так как они хотят не принимать групповые стандарты, а с людьми с низкой самооценкой - навстречу зависимость.
Следовательно, подростки часто имеют высокую самооценку, борясь за свои интересы, постоянно отстаивая свои взгляды, демонстрируя решимость и независимость. Это люди с боевыми качествами, которые противостоят лидеру и обществу в целом. Они независимы в своих действиях и уверены, что будут вести себя правильно. В результате молодые люди часто выступают против оппозиции других, которые отказываются от своих претензий, которые приходят к смерти, которые демонстрируют подозрение, подозрение, нападение, создавая широкую зону конфликта.
Напротив, молодые люди с низкой самооценкой жертвуют своими интересами в пользу оппонента, при этом недооценивая свое поведение, при таком поведении приоритет отдается межличностным отношениям. Это противоречивые подростки, которые легко придерживаются социальных правил и норм. Для них характерно послушание окружающих, отставка действующих приказов, небезопасность. Люди с более низкой самооценкой в ​​своей работе избегают конкуренции из-за своей цели, но безуспешны.
Кроме того, они часто используют стратегию разрешения конфликтов, основанную на балансе интересов и выявлении межличностных отношений. То есть подростки с низкой самооценкой могут решать спорные вопросы.
Но уже научно доказано, что разрешение вспомогательных конфликтов оставляет дальнейшее развитие личности, а предотвращение конфликтов приводит к застою в развитии. Следовательно, при значительных тенденциях самооценки достаточного человека нарушается психическое равновесие и меняется общий стиль поведения.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о важности коррекции самооценки на ранних этапах развития и формирования личности.
Очень важно, чтобы человек имел уверенность в себе, чтобы адекватно оценивать себя, свои способности и способности, сильные и слабые стороны, адекватно планировать свою деятельность и строить отношения с людьми.




Выводы по третьей главе

В ходе нашего исследования была полностью подтверждена гипотеза о том, что выбор поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях для подростков зависит от уровня самооценки в теоретическом и практическом аспектах.
На основании исследования, проведенного с использованием следующих методик: Q - сортировка, описывающая поведенческое испытание К. Томаса, метод измерения уровня самооценки, описанный С.А. Budassi, обнаружил, что были различия между подростками и высокой и высокой самооценкой.
Поэтому молодые люди с низкой самооценкой используют поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях - адаптация и сотрудничество, а поведение в группе зависит от зависимости.
Очень уважаемые подростки применяют эти стратегии к поведению в конфликтных ситуациях: соревнование, компромисс. Характеристика поведения группы - это тенденция независимости.



 


Заключение



В ходе этой работы, теоретически и экспериментально, задачи, поставленные с самого начала, выполняются и анализируются.
Кроме того, была достигнута цель: изучить зависимость поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях.
Можно добавить, что содержание этой работы имеет отношение не только к учителям, школьным психологам, родителям, но и к сегодняшнему меняющемуся обществу, целью которого всегда является развитие личности, способной к саморазвитию. и развивать самопознание.
Тем не менее, процесс самопознания - это процесс самооценки и оценки.

Литература

  1. Богомолова Н.Н., Бодалев А.А. Основа социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В.Гомезо. – М., «Просвещение», 1984.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета. 1988.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2000.
  5. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Кле Мишель Психология подростка. Педагогика, 1991.
  7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Туманит, 2001.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
  9. Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание, 1975.
  10. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003.
  12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.
  13. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986.
  14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.
  15. Психология современного подростка. / Под ред. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987.
  16. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство Феникс, 1997.
  18. Бутенко И.А. « Анкетный опрос как общение социолога с респондентом», Москва, 1989
  19. Горшков М.К, Шереги Ф.Э. «Как провести социологическое исследование» Москва, Политиздат, 1990.
  20. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. Москва,
    ИНФРА , 2000.
  21. Лекции по методике конкретных социологических исследований. Москва,1972
  22. Ноэль Э. « Массовые опросы» Москва, 1978
  23. Маслова О.М. «К вопросу о проектирование социологических
    анкет» // Социс, 1981№1
  24. .С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семёнова «Практикум по общей психологии»