Файл: Законотворческая функция государства (Особенности функционирования государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что курс, взятый Россией на построение демократического правового государства, невозможен без надежной правовой основы, основой которой являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

Несмотря на наличие большого количества работ разных уровней, посвященных законодательному процессу, проблемы в этой области существенно не уменьшились, и поэтому мы считаем надобным продолжить исследование.

Правовую основу исследования составили нормативные акты федерального и регионального уровней, регулирующие основные положения законодательного процесса.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации законотворчества в России.

Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие законодательный процесс.

Целью исследования является исследование законотворчества как функции государства.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть особенности функционирования государства;
  • Исследовать законотворчество в Российской Федерации.

Методологическая основа состоит из методов, которые помогают исследовать рассматриваемые объекты в отношении, целостности, всесторонне и объективно: диалектические методы, логические, сравнительной юриспруденции, правовые и др. 

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Особенности функционирования государства

1.1. Соотношение целей, задач и функций государства

Научное познание государства каждого исторического типа в обязательном порядке подразумевает исследований его целей и задач, которые представляют из себя наиболее важные качественные признаки и ориентиры не только государства в качестве особой организации публичной власти, но и всего общества в целом.

Вопрос о целях и задачах государствах обладает не только теоретическим значением, но и применяется на практике. Он дает возможность посмотреть на государство не только со стороны его внутреннего содержания и формы, но и исследовать его с позиции функционирования, разносторонней деятельности.


При помощи целей и задач возможно с большой долей вероятности установить характер деятельность государства, правильность избрания им на той либо другой стадии развития приоритетов, в конечном итоге, уровень его эффективности и организации.

Задачи и функции государства являются соотносимыми явлениями, тесно связанными друг с другом, но не тождественными. Их не стоит противопоставлять друг другу. В государственных задачах устанавливается его социальное предназначение, историческая миссия в тот либо другой период истории. Государственные задачи обладают исходным значением в отношении его функций, признаются их наиболее ближайшей непосредственной предпосылкой.[1]

В задачах концентрируется влияние экономики и политики, на развитие государственных функций. Государственные функции, в свою очередь, претворяются в жизнь при помощи осуществления его функций.

В установлении направлений государственной деятельности в качестве решающих факторов выступают: сущность государства и его социальное предназначение, в постановке его задач и целей на определенном этапе общественного развития.

В разные периоды приоритетное значение получают те либо другие задачи и цели государства, соответственно, и разные его функции. На одних стадиях общественного развития центр тяжести переносится в область экономики, по этой причине в государственной деятельности ключевое место отводится экономической функции; на других – в политическую сфере.

Последовательность формирования функций прямо зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследующих целей. Данные цели и задачи не могут обладать произвольным характером. Они зависят от действительных условий, наиболее важные из которых: возможности общества в сфере экономики, интересы и потребности населения, определенных социальных групп и слоев, культурный и нравственный уровень общества, профессионализм структур государства и т.д.[2]

Государственные функции определяют его динамическую характеристику. Они устанавливают, что должно делать государство для того, чтобы достичь и претворить в жизнь те цели и задачи, которые стоят перед ним в конкретный период истории. Однако государственные функции как базовые направления его деятельности не стоит сводить к самой деятельности по той причине, что в практической деятельности государство порой уклоняется либо искажает данные направления.


Не стоит их приравнивать к целям и задачам, которые стоят перед государством. Если цель прямо показывает, к чему именно стремится государство, а задача – на способы и средства ее достижения в конкретных условиях, то функция определяет скоординированные направления деятельности механизма государства. Одна задача подлежит решению при помощи исполнения нескольких функций.[3]

Функции – это объективно требуемые направления государственной деятельности, без которых общество не может стабильно развиваться и существовать. Они устойчивым образом сформировались в определенных областях жизни общества, и требуют согласованных действий управленческого характера всех структурных элементов механизма государства. По этой причине государственные функции не стоит отождествлять с функциями определенных органов государства.

Список и сущность функций определенного государства устанавливаются целым комплексом внешних и внутренних факторов. Среди данных факторов особо необходимо выделить своеобразие содержания государства (чьи именно интересы оно обеспечивает и выражает), отличительные особенности и актуальность политических, экологических, национальных, экономических и иных проблем, которые стоят перед этим обществом.

Поэтому на одном из этапов истории государственного развития приоритет по большей части отдается экономическим, на следующем – политическим либо социально-культурным функциям, на третьем этапе – функции обороноспособности государства и др. притом если сами функции обладают относительно постоянным характером, то методы и формы их практического осуществления подлежат изменению порой весьма существенно в зависимости от задач, которые стоят перед обществом.[4]

На заре собственного существования государство исполняло очень небольшой перечень функций. Сущность большинства из них обладала ярко выраженным классовым характером. Государство активным образом поддерживало расслоение общества в социальной сфере и обеспечивало удовлетворение интересов господствующих социальных групп и кланов.

По мере формирования и усложнения связей в социальной сфере, изменения статуса человека в окружающем мире повышается государственная роль при управлении, изменяются его функции. Одни из них упраздняются, теряя свое значение, иные изменяются, третьи формируются снова.

Особенную актуальность для функций государства на современном этапе приобретают факторы, которые вызывают необходимость сотрудничества между государствами для решения проблем выживания цивилизации. К ним следует отнести, в первую очередь, проблемы экологии, которые отражают отрицательные последствия прогресса науки и техники, вопросы ядерного вооружения, сырьевые, демографические и другие международные проблемы современности.


Следовательно, государственные функции – это наполненные особенным содержанием базовые направления государственной деятельности, в которых заключается и конкретизируется его сущность и социальное предназначение в жизни общества.[5]

Таким образом, можно прийти к выводу, что классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние.

1.2. Внутренние функции государства

Государственные функции определяют его динамическую характеристику. Они устанавливают, что должно делать государство для того, чтобы достичь и претворить в жизнь те цели и задачи, которые стоят перед ним в конкретный период истории. Однако государственные функции как базовые направления его деятельности не стоит сводить к самой деятельности по той причине, что в практической деятельности государство порой уклоняется либо искажает данные направления.

Не стоит их приравнивать к целям и задачам, которые стоят перед государством. Если цель прямо показывает, к чему именно стремится государство, а задача – на способы и средства ее достижения в конкретных условиях, то функция определяет скоординированные направления деятельности механизма государства. Одна задача подлежит решению при помощи исполнения нескольких функций.

Функции – это объективе требуемые направления государственной деятельности, без которых общество не может стабильно развиваться и существовать. Они устойчивым образом сформировались в определенных областях жизни общества, и требуют согласованных действий управленческого характера всех структурных элементов механизма государства. По этой причине государственные функции не стоит отождествлять с функциями определенных органов государства.

При их практической реализации велико значение факторов субъективного характера, т.к. лишь от самих людей зависит, насколько точно поняты данные закономерности и насколько адекватно избраны способы и методы решения проблем, стоящих перед обществом.[6]

Вместе с тем каждая из функций обладает своим объектом (область жизни общества) и сущностью (те шаги управленческого характера и определенные действия, предпринимаемые государством для того, чтобы достичь целей, полезных для общества).


Список и сущность функций определенного государства устанавливаются целым комплексом внешних и внутренних факторов. Среди данных факторов особо необходимо выделить своеобразие содержания государства (чьи именно интересы оно обеспечивает и выражает), отличительные особенности и актуальность политических, экологических, национальных, экономических и иных проблем, которые стоят перед этим обществом.

Поэтому на одном из этапов истории государственного развития приоритет по большей части отдается экономическим, на следующем – политическим либо социально-культурным функциям, на третьем этапе – функции обороноспособности государства и др. притом если сами функции обладают относительно постоянным характером, то методы и формы их практического осуществления подлежат изменению порой весьма существенно в зависимости от задач, которые стоят перед обществом.

На заре собственного существования государство исполняло очень небольшой перечень функций. Сущность большинства из них обладала ярко выраженным классовым характером. Государство активным образом поддерживало расслоение общества в социальной сфере и обеспечивало удовлетворение интересов господствующих социальных групп и кланов.[7]

По мере формирования и усложнения связей в социальной сфере, изменения статуса человека в окружающем мире повышается государственная роль при управлении, изменяются его функции. Одни из них упраздняются, теряя свое значение, иные изменяются, третьи формируются снова.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость социальных функций.

Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом.

Особенную актуальность для функций государства на современном этапе приобретают факторы, которые вызывают необходимость сотрудничества между государствами для решения проблем выживания цивилизации. К ним следует отнести, в первую очередь, проблемы экологии, которые отражают отрицательные последствия прогресса науки и техники, вопросы ядерного вооружения, сырьевые, демографические и другие международные проблемы современности.[8]

Следовательно, государственные функции – это наполненные особенным содержанием базовые направления государственной деятельности, в которых заключается и конкретизируется его сущность и социальное предназначение в жизни общества.