Файл: Законотворческая функция государства (Особенности функционирования государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что государственные функции в социальной сфере состоят в обеспечении социальной защищенности личности, стабильных жизненных условиях для всех участников общества вне зависимости от их участия в непосредственном производстве благ. В государстве на правовой основе распределение благ в материальной сфере осуществляется и кроме свободного обмена между потребителями и производителями.

Реализуя экономическую политику, государство регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.

Перераспределение доходов представляет собой изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, реализацию программ социальной защиты государство берет на себя заботу о незащищенных гражданах.

Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.[9]

Функция налогообложения. Данное направление государственной деятельности охватывалось ранее функцией под наименованием организация хозяйственной деятельности.

В новых условиях развития Российской Федерации в силу повышении роли существенного расширения объема и усложнения сущности эта функция, будучи тесным образом связана с экономической, вместе с тем была выделена в одну из независимых базовых функций. Ее сущность образуют образование и пополнение казны, в первую очередь, бюджет государства, как федерации, так и субъектов РФ, а также бюджета муниципалитета за счет всех видов налогов, в т. ч. налога на прибыль предприятий, которые основаны на всех формах собственности, акцизов, налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц и т.д., а также установленных законодательством финансовых сборов, платежей и пошлин.

На этапе формирования в Российской Федерации новых отношений социально-экономического характера и перехода к другим формам управления государством, неизбежным образом формируются и обостряются противоречия развития общества, которые обуславливаются проводимыми преобразованиями экономики, слабостью и неразвитостью экономических институтов и общественным расслоением, а также высоким ростом уровня преступности и коррупции, переделом собственности, проникновением структур криминала в самые прибыльные производственные сферы.[10]


Кризисные явления в настоящее время в экономике с особенной остротой поставили перед исследуемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну государства.

Правоохранительная функция. Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому правовому государству возвел в ряд основных функцию защиты прав и свободы граждан, обеспечения правопорядка и законности.

Это функция деятельности государства проявляется в обеспечении государством правового и общественного порядка, охране и защите прав и свобод физических и юридических лиц, охране конституционной целостности государства от посягательств противоправного характера.

Обеспечение общественного согласия и внутреннего мира, урегулирования отношений в обществе, снятие противоречий в социальной сфере, которые неизбежны в любом обществе, где существуют разные классы, группы, слои – это важная необходимость, одна их основных причин, вызванных происхождением государства.

Экологическая или функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Функция развития культуры, науки и образования сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией РФ в статье 13[11] идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов музеев, библиотек и т.д.[12]

Таким образом, функции государства изменяются со временем, их возникновение и утрата обуславливается текущими задачами государства. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.


Глава 2. Законотворчество в Российской Федерации

2.1. Правовая регламентация федерального законотворческого процесса

Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей законодательной системы является высокое качество принятых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений. Качество и эффективность законодательных актов в первую очередь достигаются в ходе нормотворческой деятельности государства.

Законотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, заключающуюся в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законодательная деятельность отличается от других видов деятельности органов государственной власти тем, что устанавливает обязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права закреплены в официальных документах - нормативных правовых актах.

Важнейшей задачей государства в области законотворческой деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие с конституционными и международно-правовыми нормами, обеспечивающими основные права и свободы человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект правотворческой деятельности государства заключается в установлении и повышении в звании законодательных актов принципов и норм права.

Закон является формальным признаком правового государства[13], следовательно, законотворческая функция должна быть эффективной. Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ).

Широчайший круг юридических лиц для осуществления законодательной власти участвует в стадии развития законодательной инициативы. Полномочия по реализации законодательной инициативы возложены на государственные органы в соответствии с ст. 104 Конституция Российской Федерации, которые дополняются «Российской общественной инициативой». Перечень субъектов законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации закрыт, что подтверждается определением Конституционного Суда[14].


В то же время право общественной инициативы населению предоставляется Указом Президента Российской Федерации, а реализация такой инициативы является решением властей Российской Федерации как одного из субъектов права законодательной инициативы.

Согласно Конституции Российской Федерации, ключевым субъектом осуществления законодательной власти является федеральный парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации. В то же время в Конституции России можно найти некоторые несоответствия. Указание в ст. 94 законодательного органа Федерального Собрания в целом, ч. 1 ст. 105 Основной закон устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Законодательный процесс определяется как неотъемлемый элемент деятельности одной и той же ветви власти. Однако законодательный орган не отождествляется с законодательной властью. Таким образом, исполнительный орган - Правительство Российской Федерации является активным субъектом реализации законодательной власти, наделен широким спектром конституционных полномочий в законодательной деятельности. Активная реализация субъектом законодательной инициативы обусловлена наличием качественной нормативной базы, участием квалифицированных специалистов в разработке качественного законопроекта.

Многие предпосылки способствуют усилению законодательной инициативы данной ветви власти: обилие методических рекомендаций в области законотворчества; наличие качественного набора специалистов; конкретные виды деятельности каждого министерства, ведомства, администрации, основы конституционного строя Российской Федерации согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации способных обосновать не только идею законопроекта, но и юридическое обоснование необходимости принятия закона или даже прогноз последствий принятия закона. Все эти предпосылки способствуют быстрой разработке законодательной инициативы этого государственного органа на практике. Поэтому на современном этапе развития законодательных инициатив выражается положительно высказанное мнение о доминировании органов исполнительной власти в законотворческой инициативе [15].

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению законодательной власти. Правительство Российской Федерации представляет заключения по законопроектам. Правительству поручено разработать законопроект в рамках реализации решений Конституционного суда о постановке целей законодательной инициативы[16]. Правительство Российской Федерации обеспечивает механизм реализации народного участия на начальном этапе законодательной инициативы.  


Эти и другие функции по реализации элементов законодательной власти в законодательном процессе Правительством Российской Федерации обеспечиваются через специальный механизм участия в законодательном процессе через специально созданные органы исполнительной власти: статссекретариат[17], институт законодательства и сравнительного правоведения[18].

Одним из важных органов по реализации законодательной власти является глава государства. Подход к необходимости соблюдения порядка принятия закона, когда закон должен быть принят законодательным органом и утвержден главой государства, обоснован В. М. Гессеном и Н. И. Лазаревским[19].

Конституционные полномочия по осуществлению законодательной власти Президентом Российской Федерации устанавливаются в двух формах - законодательная инициатива и промульгация. Действующая процедура принятия закона предусматривает не только утверждение Президентом Российской Федерации законопроекта, но и возможность применения «вето». Основной правовой источник законодательного процесса - Регламент Государственной Думы - значительно расширяет полномочия Президента Российской Федерации через уполномоченного представителя Президента. Таким образом, президентские полномочия в области законодательной власти видят следующие права в порядке рассмотрения законопроекта:

- выступить в Государственной Думе в рамках первого чтения (ст.118);

- в работе парламентской группы по преодолению разногласий по внесению изменений в федеральный бюджет (ст.121.2);

- предоставление слова для выступления продолжительностью до трех минут во втором чтении законопроекта (ст. 123),

Влияние президента на законотворческий процесс справедливо рассматривается как продвижение политических проектов и программ в области законодательства и противодействие законодательным проектам политических оппонентов[20].

Законодательная власть Президента Российской Федерации оправдывается местом Президента в системе организации власти в России согласно Конституции Российской Федерации. Россия. Поэтому нецелесообразно наделять законодательный орган Президента Российской Федерации своим уполномоченным представителем подзаконным актом.

Законодательная власть в рамках законотворческого процесса принадлежит Верховному суду. Законодательная деятельность органов юстиции осуществляется в рамках порядка подготовки проектов нормативных правовых актов для представления в государственные органы[21].