Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и принципы публичной власти
1.3 Публичная власть в обновленной Конституции
Глава 2. Органы публичной власти: понятие, виды, структура и ответственность
2.1 Действующая власть. Признаки
2.2 Правовая основа и выполняемые задачи публичной власти
2.3 Конституционное собрание и другие органы
2.4 Понятие, функции, признаки представителей власти
Глава 3. Институты государственной власти: определения, виды, полномочия, взаимодействие
Введение
Для определения понятия «публичная власть» необходимо разобраться с таким феноменом человеческого социума, как «власть», так как данные понятия соотносятся как частное и общее.
Под публичной властью следует понимать волевые отношения, в рамках которых реализуются общезначимые, системообразующие, публичные интересы. Наличие данной власти служит условием и гарантией сохранения целостности и нормального функционирования определенной общности. Частная власть представляет собой власть, реализующую индивидуальные, частные интересы определенного человека либо совпадающие частные интересы группы людей. Примером частной власти будет власть отца над детьми, власть руководителя предприятия в отношении работников и др. Во всех перечисленных случаях посредством власти реализуются либо частные интересы отдельного человека, либо совокупность совпадающих интересов группы людей.
Актуальность работы.
Целью курсовой работы является изучение понятия и принципов публичной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
- изучить понятие и принципы публичной власти, рассмотреть публичную власть с изменениями новой Конституции;
- исследовать понятие, виды, структуру и ответственность органов публичной власти и представителей власти.
- охарактеризовать институты государственной власти: определения, виды, полномочия, взаимодействие.
Объектом исследования является публичная власть как общественное явление.
Предметом исследования выступает политологический аспект реализации публичной власти как целостного явления общественной жизни.
Научная новизна. Суть авторской концепции в следующем: власть как политологическая категория многообразна. Однако основную нагрузку по развитию социума несет публичная власть, которая обладает реальной возможностью управлять действиями и взаимоотношениями людей, согласовывая противоречивые частные (личные, корпоративные) и публичные интересы, подчиняя их преобладающей воле с помощью методов убеждения и принуждения. Публичная власть - функциональное и развивающееся явление, которое реализуется в исторически конкретном обществе в пределах определенной территории.
Глава 1. Понятие и принципы публичной власти
С самого зарождения человечества существует понятие власти. С появлением человека разумного уже в первых племенах и поселениях выделялись фигуры, обладавшие большим авторитетом, властью, чем остальные. Это были люди, вершившие свою волю. Им подчинялись, их мнения всегда учитывались. Постепенно, с течением веков, понятие власти усложнялось, обрастало новыми терминами и категориями.
В Новом времени окончательно закрепляется принцип разделения властей, появляются системы сдержек и противовесов. Однако, так же, как и тысячи лет назад, важная роль отводилась деятелям, стоявшим во главе государств. До начала Новейшего времени прослеживается связь царей, монархов и императоров с понятием традиционной власти[1].
Прежде чем начинать разбираться в том, что представляет собой публичная ее разновидность, следует ознакомиться с понятием власти как таковым. Энциклопедии и толковые словари объясняют власть в качестве возможности управления человеком или целыми группами людей через навязывание своей воли даже в случае наличия противоборствующих настроений. Это также неотделимый элемент исторического развития, это гарант правопорядка и устойчивого, стабильного развития общества и государства.
Стоит отметить, что власть – это не только навязывание правителем и авторитетом своей воли через физическое принуждение. Наоборот, более важную роль играет психологическое воздействие на человека и общество. Подчинение осуществляется через социально-психологическую сферу. В рамках традиционной власти методом достижения данной цели является использование некого авторитета, зачастую обращенного в прошлое. Это традиции и обычаи, которым следовали люди раньше. А если им следовали, то в них есть толк, они эффективны.
Говоря в данной главе курсовой работы о власти, мы, безусловно, подразумеваем политическую власть. Это более специфичная категория, которая определяется в более широких масштабах и означает осуществление воли и продвижение идей целого социального класса, что в итоге влияет на деятельность других классов. Политическая власть имеет место в масштабах государства.
1.1 Принципы публичной власти
В свою очередь Конституция РФ не использует понятие «публичная власть», а указывает на то, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому с определенной долей условности именно его можно назвать высшим органом публичной власти. Воля народа, а не какого-либо органа государственной власти или высшего должностного лица является основой для построения и деятельности системы органов государственной власти в Российской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что именно народ является субъектом публичной власти в Российской Федерации, обладающим правом осуществлять свою власть путем непосредственной и представительной демократии. Именно народ прямо или косвенно осуществляет формирование остальных субъектов публичной власти – государственных органов и органов местного самоуправления. Объектом публичной власти всегда является человек, выступающий в различных общественно правовых статусах.
В юридическую практику РФ термин «публичная власть» был впервые введен официальными документами Конституционного суда РФ, в которых она определяется как широкое понятие, включающее государственную власть на федеральном и региональном уровне и местное самоуправление.
Для полного раскрытия категории «публичная власть» необходимо рассмотреть принципы организации и функционирования публичной власти. Принципы (от лат. «principium» – первоначало, основа) – это основополагающие идеи (требования), характеризующие содержание, сущность и назначение в обществе публичной власти; определяющие в своей совокупности идеальную модель (способ) организации и деятельности объектов публичной власти.
Обозначим основные принципы публичной власти и дадим им краткую характеристику.
1. Принцип законности. В классическом виде содержание данного принципа закреплено в ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Можно сказать, что реализация публичной власти должна осуществляться только в рамках, установленных правом.
2. Принцип единства системы публичной власти. Идея единства власти в различные исторические эпохи наполнялась различным содержанием. На сегодняшний день единство власти можно понимать трояко: как социальное единство, как единство целей и направлений деятельности, и, наконец, как организационное единство[2].
Под организационным единством понимается принадлежность всей полноты власти либо одному органу (например, монарху), либо определенному виду органов (советы). Исходя из этого, теория разделения власти отвергается как неприемлемая. Учитывая, что «плюсы» и «минусы», а также результаты организационного единства органов власти общеизвестны, отметим, что на сегодняшний день сфера применения данного аспекта принципа значительно сужена и ограничивается, в основном, сферой исполнительной власти (в частности, правоохранительных органов).
Известный немецкий философ и социолог Макс Вебер в конце XIX века разрабатывает типологию власти, деля ее на три разновидности: харизматическую, традиционную и легальную. Каждая из них соответственно опирается на личные качества правителя, традиции и обычаи, формальный закон. Для всех трех типов власти характерно явление легитимности, то есть одобрения обществом деятельности правителя.
Не только наличие традиций и обычаев играет здесь важную роль. Важно то, через что и как они проявляются. В рамках традиций происходит не только передача власти следующим поколениям, но и осуществление воли лидера, подчинение ему общества. Культурной нормой считается подчинение монарху, царю или королю, где традиция служит инструментом и гарантом власти верховного правителя. Само подчинение осуществимо только в случае, если все члены общества осведомлены о наличии многовековых традиций и обычаев и придерживаются их.
Для традиционной власти характерна непоколебимость веры общества в устоявшиеся обычаи и нормы, поскольку ним же жили предки, а до них их предки. Это создает эффект монументальности и обеспечивает авторитет лидера, власть которому перешла по наследству. Повиновение ему в сознании народа превращается в течение веков в привычку. У данного типа власти существуют как положительные, так и отрицательные черты.
К положительным можно отнести:
•Прочность в силу многовекового правления одного и того же рода или династии.
•Сплочение народа через общие представления о власти.
•Внешние потрясения сказываются менее болезненно.
•Меньшая затратность управления подданными.
Из отрицательных можно выделить:
•Излишний консерватизм замедляет темпы экономического развития.
•Предвзятое отношение к инновационным идеям.
•Государственный аппарат громоздок и не отличается поворотливостью.
•Возможность нарастания внутренних противоречий. Требование перемен и смены власти.
1.2 Понятие легитимности
Само явление власти неразрывно связано с понятием легитимности. Оно зародилось еще во времена Древней Греции и переводится с латинского (legitimus) как «законный». Если говорить простыми словами, легитимность – это добровольное согласие, выражаемое народом страны, с действиями и решениями правителя, правящей династии или рода, режима. То есть большинство людей по своей воле передает рычаги власти, право принимать важные для государства решения, в руки правящего меньшинства, узкой прослойки людей. Власть не всегда бывает легитимной. Чем меньше в ней этой «законности», тем чаще правитель с целью удержания своего статуса прибегает к силовому принуждению, насилию по отношению к своим подданным.
Легитимность крайне важна в рамках традиционной политической власти. Традиция – это сильнейший инструмент, но также и палка о двух концах: используемый для управления широкими массами, он также может быть использован против правящей элиты. В случае если монарх, король, царь или любое другое правящее лицо нарушит традицию, то это создаст серьезные предпосылки для его свержения. Уже во времена Средневековья теоретически закрепляется идея того, что монарх-тиран, пренебрегающий традициями и обычаями, своим предназначением может быть свергнут народом, поскольку его власть перестает быть законной[3].
Упомянутый ранее социолог и философ Макс Вебер в своих работах выделил не только типы власти, но и сопроводил их понятием легитимности. Например, о традиционной легитимности с точки зрения Вебера можно говорить тогда, когда патриархальное общество сохраняет традицию преемственности власти и монархию как таковую. Если рассматривать в меньших масштабах отношения большинства и управляющего меньшинства в рамках государства, то можно привести в пример семью, в которой авторитет старшего непоколебим – его почитают и слушаются младшие.
Примеры легитимной власти и вместе с тем традиционной можно найти как в истории, так и в современном мире. К таковой относится монархическая власть, которая с 1901 года и по сей день функционирует на территории Великобритании. Стоит отметить, что Вебер сам позитивно отзывался о существовании наследственной монархии в рамках распространения демократии, поскольку авторитет правящей особы подкрепляется веками правления его династии или рода, а также закрепленной в мышлении традицией почитания правителя. Также в качестве примера традиционной легитимности можно привести период правления Романовых с 1596 по 1917 год. Русские цари и императоры передавали власть по наследству в течение более чем 300 лет.
Само по себе понятие власти довольно обширное. Если говорить о ее типах, то можно сослаться на работы немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), который в своих работах выделял три типа власти. Одним из них является традиционная власть. Ключевым инструментом, которым она пользуется для подчинения большинства, служат традиции. Одной из них является традиция почитания народом правителя, которая корнями уходит глубоко в историю человечества.
У данного типа власти много недостатков, из которых можно выделить отсутствие перемен, инноваций и мощного экономического роста. Есть у нее и сильные стороны – стабильность режима, а также сплочение народа через единое отношение к правителю. Все типы власти объединяет одно понятие – понятие легитимности. Оно обозначает соглашение большинства с правящим режимом, его решениями и действиями.
1.3 Публичная власть в обновленной Конституции
Закон о поправке к Конституции РФ принят и одобрен всеми обязательными участниками законодательного процесса. Конституционный Суд РФ также дал на него положительное заключение.