Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и принципы публичной власти
1.3 Публичная власть в обновленной Конституции
Глава 2. Органы публичной власти: понятие, виды, структура и ответственность
2.1 Действующая власть. Признаки
2.2 Правовая основа и выполняемые задачи публичной власти
2.3 Конституционное собрание и другие органы
2.4 Понятие, функции, признаки представителей власти
Глава 3. Институты государственной власти: определения, виды, полномочия, взаимодействие
По способу создания можно классифицировать по трем параметрам. Это выборность, назначение и назначение избранием. Например, понятие органа публичной власти подразумевает выборность в представительные (или законодательные) управления в субъектах страны, в Государственную думу, а также выборы президента РФ. Назначаются же федеральные судьи и министры. Избираются, чтобы быть назначенными, в представительных органах. Это касается мировых судей, различных уполномоченных и так далее.
Так, особенно хорошо видно взаимодействие органов публичной власти, если способы сознания подразделить на производные и первичные. Выборные - это первичные, а производные получаются в процессе образования их силами первичных. Именно отсюда производные органы получают полномочия. Так образованы Счетная палата, правительство, Центральная избирательная комиссия и многие другие.
2.2 Правовая основа и выполняемые задачи публичной власти
Правовая основа является основополагающим фактором при создании и функционировании любых государственных образований. К этому пункту классификации относятся абсолютно все виды органов публичной власти. Они создаются на основе либо Конституции, как, например, Совет Федерации или Государственная дума, должность президента и тому подобное, либо на основе федеральных законов, как избирательные комиссии или суды, либо на основе указов президента, как уполномоченные - по правам человека, по правам ребенка и так далее, либо на основе постановлений правительства, как совет по присуждению премий или любые контролирующие комиссии.
Существуют и уставы субъектов РФ, на основе которых создаются и функционируют законодательные собрания в субъектах, губернаторы. Также в субъектах действуют свои законы и подзаконные акты, на основе которых создаются различные советы при правительстве в регионах. Например - Морской совет в правительстве СПб. Правовая основа имеет совершенно другие корни при создании организации при правительстве субъекта, чем при создании законодательных органов публичной власти.
Характер выполняемых задач у разных властных образований может существенно отличаться. Здесь классификация проводится следующим образом. В первую группу входят органы законодательные. У них есть исключительное право на регулирование законодательства путем принятия соответствующих актов. У этих органов публичной власти ответственность также самая высокая. Во второй группе находится ветвь исполнительная, в ее функциях решение распорядительных и исполнительных задач. Третья группа осуществляет правосудие. Это органы судебной власти.
Основанием классификации является способ управления: Государственная дума и правительство относятся к коллегиальным органам, а президент и уполномоченные - к единоличным. Также много значит и разделение по срокам полномочий, где выделены постоянные органы публичной власти, которые действуют неограниченное количество времени, и временные созданные для работы на определенный срок. Сюда относятся и специальные управления для особых территорий и особых режимов - для проведения операций по захвату террористов или при чрезвычайном положении.
Объем компетенции разграничивает органы, решающие самый широкий спектр вопросов, такие как Федеральное собрание, правительство и другие, а также органы отраслевой или специальной компетенции, специализирующиеся на отдельных функциях. Например - счетная палата, МВД, прокуратура и тому подобные. Наука поддерживает классификацию более общую. Согласно ее трактовке, есть основные органы и так называемые иные государственные органы.
В статье 11 (часть первая) Конституции РФ перечисляются федеральные органы власти государства. Иных органов там не предусмотрено. Однако упоминаются и администрация президента, и совет безопасности, и Центральный банк (Банк России), Прокуратура РФ, и многие другие (так называемые "иные") органы государственной власти. Законодательством этот термин принят за основу.
С марта 2004 года является государственным органом Администрация президента РФ согласно его Указа № 400. Администрация обеспечивает деятельность главы государства и контролирует исполнение его решений. В 2010 году создан Совет безопасности РФ (статья 13 №390-ФЗ), который стал совещательным органом по подготовке решений президента в вопросах обеспечения безопасности, оборонного производства, военного строительства, сотрудничества в этой области с иностранными государствами и многих других, в том числе и защита конституционного строя, независимости и суверенитета, территориальной целостности страны.
Счетная палата приобрела свой статус в 2013 году (согласно Федеральному закону № 41-ФЗ) и с той поры действует постоянно как орган внешнего аудита. Этот орган государственной власти подотчетен Федеральному собранию и осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную деятельность, следит за целевым использованием средств, за эффективностью вложений федерального бюджета и внебюджетных, но государственных фондов.
Центральная избирательная комиссия функционирует согласно статье 21 Федерального Закона о гарантиях избирательных прав, организует подготовку выборов и их проведение, а также референдумов. Ее компетенции установлены федеральными законами, как для любой другой ветви власти. Банк России уполномочен с июля 2002 года Федеральным законом № 86-ФЗ осуществлять защиту и обеспечивать устойчивость рубля вне зависимости от любых других властных органов страны, субъектов РФ и местных органов самоуправления.
В 1992 году была создана единая федеральная централизованная система по надзору за исполнением законов и соблюдения Конституции, которые действуют на всей территории страны. Федеральный закон № 2202-1 назвал Прокуратуру РФ органом, выполняющим функции государственного обвинителя в судебном рассмотрении дел, а также она должна осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов. В системе находятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, а также научные учреждения и образовательные, печатные издания, прокуратуры отдельных районов и городов, военные и специализированные прокуратуры[7].
Назначить или освободить от должности генерального прокурора имеет право только Совет Федерации (по представлению президента), срок работы - пять лет. В субъектах прокуроры назначаются Генеральным прокурором согласованно с государственной властью субъектов. Например, в Московской области для назначения прокурора нужно согласие областной Думы и губернатора, в Ненецкой автономии - только собрания депутатов округа, а в Брянской области - администрации области и областной Думы.
Следственный комитет
Уголовное судопроизводство Федеральным законом № 403-ФЗ в декабре 2010 года был уполномочен вести Следственный комитет РФ. В его задачи также входит прием и регистрация сообщений о преступлениях, их проверка и возбуждение уголовных дел. Следственный комитет и расследует преступления, выявляя обстоятельства, которые способствовали их совершению, принимая меры для устранения таковых. В сфере судопроизводство постоянно ведется международное сотрудничество.
В системе Следственного комитета Российской Федерации состоят центральный аппарат, следственные управления центральные и в субъектах РФ, а также приравненные у ним отделы по районам и городам, включая специализированные, созданы образовательные и научные учреждения и организации, обеспечивающие полноценную деятельность этого государственного органа. Главой Следственного комитета является председатель, которого назначает президент. Генеральный прокурор и его подчиненные надзирают за исполнением законов в деятельности этого органа.
2.3 Конституционное собрание и другие органы
Конституционное собрание созывают в случае необходимости решения вопросов пересмотра Конституции РФ, что предусмотрено в статье 135 Федерального конституционного закона. Пока еще этот закон находится в фазе принятия. Однако, государственный орган власти - Конституционное собрание наделен учредительной властью и правом принять новый вариант Конституции, а потому должен быть сформирован с самым широким представительством общественных и государственных структур по принципу разделения властей и федеративного устройства страны.
Есть и многие другие органы, работающие во властных структурах, которые в Конституции не указаны. Например, это Государственный совет, представленный высшими должностными лицами субъектов страны. Орган это совещательный и действует по Указу президента № 1602 с сентября 2000 года, содействуя реализации полномочий первого лица государства в обеспечении согласованности в функциях и взаимодействии всех органов власти.
Все органы публичной власти в совокупности должны образовывать единую систему, в основе которой лежат именно конституционные принципы. Это статья 2 о приоритете свобод и прав человека и гражданина, статья 3 о принадлежности власти народу, статьи 10 и 11 о разделении властей, статья 5 о федерализме, статья 12 о самостоятельности местных органов самоуправления, статья 15 об отделении от религии, статья 13 о независимости от установок идеологического плана, присущих отдельным должностным лицам, и так далее.
Ведение работ и полномочия всех органов власти разграничены федеральными законами и Конституцией, однако они все друг с другом теснейшим образом взаимодействуют. Особенно это касается совместного ведения работы органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. Для того, чтобы руководство исполнительной власти в масштабах страны было единым, федеральные органы создают территориальные отделения и сами назначают должностных лиц, соответствующих полномочиям. Основная задача - реализация положений Конституции РФ, указов президента, федеральных законов, правовых актов, предписанных вышестоящими органами. Для реализации этой задачи принимаются постановления, даются распоряжения, которые к исполнению обязательны.
2.4 Понятие, функции, признаки представителей власти
Представители власти - это лица, которые работают во властных государственных структурах. В статье 318 из УК РФ дается определение сотрудникам из правоохранительных, контролирующих органов или других организаций, у которых имеются распорядительные полномочия. Представители власти - это граждане, занимающие должности в данных ведомствах. Они могут распоряжаться на законодательном уровне правоотношениями субъектов для реализации законодательной, судебной, исполнительной власти[8].
Представители власти - это выбранные в Государственную Думу депутаты, сотрудники Правительства, персонал государственных и муниципальных ведомств. Успешной властью отражается способность субъектов подчиняться ее воли, поведением коллективов, организаций, где происходит реализация государственных интересов. Дать более точную характеристику позволит описание совокупности признаков - явления социального и общественного. Общество в любом государстве принадлежит к сложноорганизованной системе, это социальный организм, которому необходимо:
•управление;
•порядок;
•направление;
•поддержка нормального состояния.
Без надлежащего управления населением невозможен генезис государственности, а без представителей власти, это невыполнимо. Они являются непосредственными исполнителями распоряжений органов.
Законодатель и юристы в обобщенном виде показали представление о должностных лицах, которым принадлежит публичная власть. Россия и страны за рубежом реализуют управление государствами с помощью:
•различных органов;
•чиновников, представляющих государственную власть;
•должностных лиц, принадлежащих субъектам федераций;
•управленцев территориальными автономными образованиями;
•губернаторов муниципальных структур.
Представитель власти, пример тому московский мэр Собянин С. С., имеет особые полномочия с определенными правами и обязанностями.
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
•имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
•их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
•распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти - понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
•экономической;
•социальной;
•культурно-информационной;
•принудительной;
•политической.
В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.
Круг обязанностей и ответственность
Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:
•сотрудники МВД;
•представители УИС, МЧС, таможенных служб;
•персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
•работники фискальных органов;
•депутаты;
•военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.
Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:
•дисциплинарную;
•административную;
•гражданско-правовую;
•уголовную.
За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.