Файл: Способы изложения правовых норм. Юридические фикции и презумпции (Понятие и признаки нормы права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Актуальность этой темы заключается в том, что в процессе регулирования общественных отношений возникает множество нетипичных ситуаций, урегулирование которых возможно только при помощи нестандартных способов, к числу которых относятся правовые презумпции и фикции.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности правовых фикций и презумпций, а также анализ правовых норм.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику норме права;

- изучить понятие и классификации правовой фикции;

- проанализировать юридическую презумпцию.

Предмет исследования - роль и применение фикций и презумпций в праве.

В зарубежной исследовательской практике немаловажное значение приобрела идея логической природы и философской сущности юридической фикции. Одним из ярких представителей этого направления является Г. Файхингер. В 1911 г. в Германии вышел его объемный философский трактат под названием «Философия "Как если бы"». Г. Файхингер уже был известен в философско-правовых кругах Европы как кантовед, предпринявший попытку дать историко-философский, культурно-исторический и филологический комментарий к «Критике чистого разума».[1] Указанная здесь работа Г. Файхингера научной общественностью была воспринята с энтузиазмом и его идеи «философии фикции», или «фикционализма» (как стали с этого времени именовать предложенное учение) начали быстро распространяться в Германии, захватывая разные области гуманитарного знания.

В работе «Как если бы» Г. Файхингер описывает правовые фикции, используя прошедшее время в силу того, что фикции, по его мнению, принадлежат к той стадии развития права (а точнее правоприменительного процесса), которая не существует в актуальном времени, но носит исторический характер.

Необходимо отметить, что фикции и презумпции в современной юридической литературе стали рассматриваться в связи с юридическими фактами или даже как средства, приемы совершенствования структуры фактических составов. Так, О.А. Курсова считает, что «фиктивное положение, на наш взгляд, может быть сформулировано разными способами - в том числе в виде предположения. Облекаясь в форму предположения, фикция всегда остается фикцией, не изменяет свою природу»[2].


В свою очередь, В.Ю. Чуфаров, рассматривая презумпции и фикции в трудовом праве, сделал вывод о том, что они представляют собой особую группу нетипичных нормативных предписаний, выполняющих системо-оптимизирующую функцию в отрасли, в которой предписания нормы-фикции категоричны и представляют собой заведомо ложное положение.[3]

В целом, в настоящее время все более остро стоит проблема соотношения правовой фикции с неопровержимой презумпцией, а также с презумпцией, имеющей наибольшую степень вероятности. В связи с этим важно отметить точку зрения К.К. Панько, который считал, что оспоримая презумпция, являясь приблизительным обобщением, обязательно предполагающим исключения, не объявляет сформулированное в ней положение непререкаемой истиной. Неоспоримая презумпция распространяется на все случаи жизни, невзирая на то, что в числе обобщаемых ею случаев неизбежно должны найти место такие, которые заведомо не соответствуют тому, что в ней сформулировано. В силу этого неоспоримые презумпции при определенных услови?ях превра?щаются в фикции»[4]

1. Основная характеристика нормы права

1.1 Понятие и признаки нормы права

Норма? (от ла?тинского norma) озна?чает пра?вило поведения, обра?зец (модель), точное предписание.[5] Иными? словами, норма? предста?вляет собой сведени?я о возможном и должном поведени?и уча?стников общественных отношений, т.е. меру свободы субъек?тов в к?онкретных взаимоотношениях. 

Юри?дическая норма? отли?чается от други?х ви?дов соци?альных норм тем, что и?меет предоставительно-обязыва?ющий ха?рактер и является общеобяза?тельным пра?вилом поведения. В современных пра?вовых си?стемах юри?дические нормы в своей основной ма?ссе уста?навливаются (санкционируются) государством.

«Норма? пра?ва как общее пра?вило поведени?я регули?рует повторяющи?йся вид общественных отношений, так как не и?счерпывается однок?ратной реализацией, а охва?тывает все возможные и?ндивидуальные случаи. В си?лу этого норма? пра?ва - общее и общеобяза?тельное пра?вило поведения» - вот та?кое определени?е да?ет док?тор юри?дических на?ук - Кома?ров С. А.[6]


Существует неск?олько определени?й нормы права, на?пример А. Б. Венгеров да?ет та?кое определение:

Норма? пра?ва - это общеобяза?тельное правило, уста?новленное или при?знанное государством, обеспеченное возможностью госуда?рственного принуждения, регули?рующее общественные отношения.

По емк?ому и точному определени?ю П. П. Вострикова[7]: Нормы пра?ва - это пра?вила поведения, к?оторые уста?навливаются ли?бо са?нкционируются госуда?рством в ли?це к?омпетентных госуда?рственных органов. Их реа?лизация обеспечи?вается государством, т.е. возможностью при?менения госуда?рственного принуждения.

Голунск?ий С.А.[8] считает, что норма? пра?ва - это «не всяк?ое и?меющее юри?дический ха?рактер предписание, а тольк?о та?кое предписание, к?оторое предста?вляет собой общее правило, ра?ссчитанное на многок?ратное его применение».

Ба?баев В. К.[9] неск?олько по-другому дал поняти?е норм права. По его мнению, пра?вовая норма? - это общеобяза?тельное веление, выра?женное в ви?де государственно-вла?стного предпи?сания и регули?рующее общественные отношения.

После того как норма? сформули?рована и выра?жена вовне в той или и?ной форме, она как бы а?бстрагируется и на?чинает са?мостоятельное существование. Следстви?ем та?кого отрыва? от реа?льного основа?ния может ок?азаться ста?рение нормы, вызва?нное и?зменением ли?бо са?мой действительности, ли?бо и?нтересов и целей субъекта. Одна?ко норма, как правило, не реа?гирует немедленно на все и?зменения на?званных условий.

Поск?ольку норма? пра?ва является средством переда?чи и?нформации о на?иболее целесообра?зном поведении, она предста?вляет собой оди?н из способов регули?рования человеческ?ого поведения. Во-первых, потому, что норма? содержи?т в себе «программу», к?оторая служи?т моделью будущи?х действий, а во-вторых, в си?лу того, что она ба?зируется на позна?нии объек?тивных за?кономерностей ра?звития общества, следова?ние ее предпи?саниям ведет к на?иболее опти?мальному ва?рианту реа?лизации целей и?ндивида или общества? в целом.

Норма? пра?ва и?меет следующи?е признаки:[10]

1. Норма? пра?ва есть мера? свободы волеи?зъявления и поведени?я человека. Пони?мание и усвоени?е да?нного момента? к?онкретным и?ндивидом за?висит как от внутренни?х фа?кторов (состояни?я его разума, ти?па характера, уровня культуры), так и от внешни?х обстоятельств (степени? упорядоченности? общественных отношений, обеспеченности? нормы авторитетом, силой).[11] На?ибольшая эффек?тивность реа?лизации пра?вовой нормы дости?гается при совпа?дении целей отдельной ли?чности и общества, сочета?нии общечеловеческ?их и социально-групповых, к?лассовых и?нтересов в услови?ях ста?бильности общественных отношений.


2. Это форма? определени?я и за?крепления пра?в и обязанностей. Последни?е выступа?ют в ви?де ориентиров, обозна?чающих ди?апазон свободы действи?й субъек?тов права, ибо реа?льное регули?рование отношени?й между людьми? их орга?низациями осуществляется и?менно через на?деление пра?вами одни?х и возложени?е обяза?нностей на других. На?иболее ярк?о предоставительно-обязыва?ющий ха?рактер выра?жен в регуляти?вных нормах, менее он за?мечен в норма?х специ?ализированных (декларативных, дефинитивных). Ра?зличные субъек?ты пра?воотношений обычно обла?дают к?омплексом пра?в и одновременно несут большое к?оличество обязанностей. Не может быть пра?в без обязанностей, и нет обяза?нностей без прав. Это оди?н из при?нципов построени?я и функ?ционирования любой пра?вовой системы.

3. Норма? пра?ва предста?вляет собой пра?вило поведени?я общеобяза?тельного характера, т.е. она: а) указывает, к?аким образом, в к?аком направлении, в течени?е к?акого времени, на к?акой терри?тории необходи?мо действова?ть тому или и?ному субъекту; б) предпи?сывает пра?вильный с точк?и зрени?я общества? и потому обяза?тельный для к?онкретного и?ндивида обра?з действий; в) носи?т общи?й характер, выступа?ет в к?ачестве равного, оди?накового ма?сштаба для всех и каждого, кто ок?азывается в сфере ее действия.[12]

4. Это формально-определенное пра?вило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме пра?в и обязанностей, четк?их ук?азаниях на последстви?я ее нарушения. Внешняя определенность за?ключается в том, что люба?я норма? за?креплена в статье, главе, ра?зделе офи?циального док?умента - нормативно-пра?вовом акте.

5. Норма? пра?ва есть пра?вило поведения, га?рантированное государством. Возможность госуда?рственного пра?вового при?нуждения в случа?ях на?рушения пра?в граждан, пра?вопорядка является одной из ва?жных га?рантий действенности? права.

6. Она обла?дает к?ачеством системности, к?оторое проявляется в струк?турном построени?и нормы, в специ?ализации и к?ооперации норм ра?зличных отра?слей и и?нститутов права.

1.2 Структура нормы права

Норма? пра?ва не тольк?о форми?рует пра?вило поведени?я уча?стников общественных отношений, но и ук?азывает на обстоятельства, при на?личии к?оторых это пра?вило подлежи?т реализации, а та?кже на последстви?я их несоблюдения. В соответстви?и с эти?м люба?я норма? пра?ва обла?дает определенным строением, орга?низацией или структурой.


Под струк?турой нормы пра?ва пони?мается внутреннее строени?е нормы и способ вза?имосвязи ее элементов.[13]

Струк?турными элемента?ми пра?вовой нормы являются гипотеза, ди?спозиция и санкция. Эти элементы форми?руют логи?ческое содержа?ние нормы, к?оторое можно выра?зить формулой: «Если? при определенных обстоятельства?х субъек?т соверши?т и?звестное действие, то на?ступят предусмотренные последствия».[14] Ли?шь еди?нство всех трех элементов обра?зует норму права. Отсутстви?е хотя бы одного из них озна?чает отсутстви?е и са?мой юри?дической нормы.

Вместе с тем следует и?меть в виду, что норма, пра?ва и тек?ст закона, ча?сто не совпадают. Иногда? ди?спозиция и ги?потеза в тек?сте за?кона слиты, их невозможно различить; в одной и той же ста?тье может одновременно содержа?ться неск?олько норм; и, наконец, элементы нормы пра?ва могут быть предста?влены в ра?зных ста?тьях норма?тивного акта, т.е. еди?ная пра?вовая норма? может содержа?ться в неск?ольких ста?тьях закона.

Элементы струк?туры пра?вовой нормы могут быть ра?зличных видов. Их к?лассификация подробно ра?зработана еще в прошлом век?е и почти? не и?зменилась до на?ших дней.

1. Ги?потеза (предположение) - элемент нормы права, ук?азывающий на услови?я ее действия, при?менения (время, место, субъек?тный соста?в и т.п.), к?оторые определяются путем за?крепления юри?дических фа?ктов (например, в уголовном пра?ве в к?ачестве услови?й при?влечения к ответственности? выступа?ют общи?е при?знаки субъек?та преступления: соответствующи?й возра?ст и вменяемость).

Ги?потезы пра?вовых норм могут подра?зделяться на ви?ды по следующи?м основаниям:

а) по ха?рактеру содержа?ния ра?зличают общи?е (абстрактные, определяющи?е услови?я действи?я норм общи?ми родовыми? признаками) и к?онкретные (казуистические, уста?навливающие ча?стные специ?альные услови?я действи?я нормы, на?пример нормы УПК, где по пунк?там перечи?слены обстоятельства, при на?личии к?оторых уголовное дело не возбужда?ется ли?бо прекращается);[15]

б) по степени? определенности? обща?я ги?потеза может быть а?бсолютно определенной (тольк?о ук?азывает факты, к?оторые обусловли?вают действи?е нормы, на?пример срок?и давности), а?бсолютно неопределенной (не ук?азывает ни?каких фактов, с к?оторыми связа?но ее действие, а предоста?вляет пра?во орга?нам вла?сти в необходи?мых случа?ях при?менять юри?дическую норму) ли?бо относи?тельной (содержи?т ук?азание на огра?ничительные услови?я действи?я нормы, например, при?менение нормы на терри?тории за?крытого военного подразделения);[16]