Файл: Эффективность менеджмента организации (Понятие и сущность эффективности менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента организации
1.1. Понятие и сущность эффективности менеджмента
1.2. Факторы, воздействующие на эффективность менеджмента организации
Глава 2. Анализ организации менеджмента ООО «Перспектива» Корпорация «Центр»
2.1. Общая характеристика ООО «Перспектива» Корпорация «Центр»
2.2. Анализ внешней среды предприятия
2.3. Анализ деятельность управляющей системы организации
Глава 3. Повышение эффективности менеджмента организации
3.1. Предложения по рационализации управления организации
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
К основным видам деятельности предприятия относятся:
- Оптовая и розничная торговля периферийными устройствами и компьютерами;
- Оптовая и розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой;
- Оптовая и розничная торговля современными техническими носителями информации, теле- и радиоаппаратурой;
- Оптовая и розничная торговля оптической продукцией и фототоварами;
- Оптовая и розничная торговля электроприборами бытового назначения;
- Оптовая и розничная торговля мебелью бытового назначения;
- Оптовая и розничная торговля неэлектрическими приборами бытового назначения;
- Оптовая и розничная торговля иной непродовольственной потребительской продукцией;
- Оптовая и розничная торговля товарами бытового назначения, не включенными в прочие группировки;
- Оптовая и розничная торговля офисной мебелью и оборудованием для офисов;
- Консультирование население по проблемам управления и коммерческой деятельности;
- Предоставление иных услуг;
- Реализация прочих видов коммерческой деятельности, разрешенных законодательством России.
Согласно современному пониманию, торгово-технологический процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных технологических и торговых процессов, которые имеют конечную цель доведения широкого спектра продукции до покупателей с минимальными затратами времени и труда.
Данный процесс в ООО «Перспектива» Корпорация «Центр», представлен на рис. 1.
Важное воздействие на качество обслуживания имеют в настоящее время операции с товарами, которые компания осуществляет до того, как предложить продукцию непосредственному потребителю.
К такого рода операциям принято причислять следующие процедуры:
- выгрузка транспортных средств, доставляющих продукцию к месту разгрузки;
- доставка продукции непосредственно в зону приемки;
- прием продукции по качеству и количеству;
- доставка продукции в зону хранения (складские помещения) либо в помещение торгового зала;
- хранение продукции;
- подготовка продукции к реализации населению;
- транспортировка продукции в торговый зал (в случае необходимости); [7]
- выкладка продукции на торговом оборудовании согласно современным требованиям.
Транспортировка товара в зону отпуска купленного товара
Приемка товаров
По количеству
По качеству
Перемещение товаров
На склад
В торговый зал
Размещение на хранение
Хранение товара
Разгрузка транспорта
Проверка товара на комплектность и качество покупателем
Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Процесс продажи товаров и обслуживание покупателей
Оплата
Транспортировка товара
Отпуск товара
Рисунок 1 – Торгово-технологический процесс в магазинах ООО «Перспектива» Корпорация «Центр»
В магазине постоянно изучается покупательский спрос. Товароведом, администратором, менеджерами обеспечивается профессиональный, отвечающий современным требованиям прием продукции. сформированы условия для отвечающего современным требованиям и рационального хранения и подготовки продукции к реализации через торговый зал. Расчетные операции с покупателями осуществляются путем приема денег кассиром, одновременного учета поступившей суммы с помощью кассового терминала. Одновременно с расчетом за покупку с помощью компьютерной программы меняются фактические остатки товара.
2.2. Анализ внешней среды предприятия
Отличительной чертой магазинов под брендом «Корпорация «Центр» является близкая расположенность к покупательским и транспортным потокам. Магазины привлекают покупателей невысокими ценами, широким ассортиментом товаров..
На рынке продажи электроники и бытовой техники Ижевска можно выделить пять крупных сети:
-
- «Корпорация Центр»,
- «М.видео»,
- «Эльдорадо»,
- «Техносила»,
- «ДНС».
Так как магазины «ДНС» нацелены на другой сегмент рынка, как конкурента его не рассматриваем.
Для определения конкурентов ООО «Перспектива» Корпорация «Центр», нами было осуществлено изучение зоны обслуживания (торгового розничного пространства).
Торговое розничное пространство представляет собой территорию притяжения, в рамках которой конкретная организация притягивает к себе потенциального потребителя. Зона обслуживания (торгового розничного пространства) определяется такими критериями как радиус обслуживания и форма торгового пространства.
Форма торгового пространства представляет собой геометрическую форму, которая определяется инфраструктурой общественных и материальных преград, транспортной системой, наличием конкурентов.
На данном этапе нашего исследования представляется целесообразным осуществить изучение и анализ конкурентов ООО «Перспектива» Корпорация «Центр».
1. Определяем среднюю торговую площадь рассматриваемой нами организации и конкурентов, расположенных максимально близко к нашему предприятию. С этой целью составим табл. 2.
Таблица 2 – Зонирование территории
№ |
Название торговой точки |
Форма обслуживания покупателей |
Средняя торговая площадь, кв.м. |
Расстояние, L |
Граница зоны обслуживания (D),м |
Корпорация Центр |
Самообслуживание |
1623 |
|||
1 |
М.видео |
Самообслуживание |
1250 |
870 |
378,524 |
2 |
Эльдорадо |
Самообслуживание |
850 |
3670 |
1261,17 |
3 |
Техносила |
Самообслуживание |
1223 |
3550 |
1523,61 |
Установление торгового пространства торговой точки осуществляется по следующей формуле 1:
, (1)
в которой D – пределы зоны обслуживания клиентов более мелкой торговой точки по направлению к более крупной, м;
L – расстояние между торговыми точками, м;
Sб / Sм – торговая площадь, м2.
D1 = 870 / (1 + 1623 / 1250) = 378,524 (м);
D2 = 3670 / (1 + 1623 / 850) = 1261,17 (м);
D3 = 3550 / (1 + 1623 / 1223) = 1523,61 (м);
Все магазины имеют практически одинаковый режим работы. Они начинают работать с 8:00-9:00, работают без обеда и выходных. Заканчивают работу в интервале с 20:00 до 22:00.
Рассмотрим доли рынка по основным конкурентам на 2017 год на рис. 3.
*В расчет «Другие» берутся предприятия, набравшие менее 5 % доли рынка
Рисунок 2 – Доли рынка по основным конкурентам
Из рис. 2 видно, что лидирующие позиции занимает ООО «М.видео», это 21 % от всего объема рынка города Ижевск, корпорация «Центр» занимает 20 %, что является так же высоким показателем.
Далее представляется необходимым установить оценку слабых и сильных аспектов ООО «Перспектива», применяя для этих целей элемент ранжирования. Анализ был проведен с помощью экспертного метода.
Согласно современному научному пониманию, методы экспертных оценок представляют собой методы деятельности с экспертами и методики обработки предложенных специалистами мнений. Точки зрения экспертов чаще всего отражаются как в количественной, так и в качественной форме. Экспертные исследования осуществляются на современных предприятиях для подготовки сведений для принятия наиболее значимых управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК). В качестве экспертов были привлечены: администратор одного из магазинов и гл. бухгалтер. Они совместно проставляли бальную оценку.
С целью осуществления оценивания были подготовлены пять основных критериев, которые позволяют провести оценку комфорта и удобства покупателя в процессе покупок в определенной торговой точке.
Критерий 1: «Месторасположение». В рамках данного критерия подлежит оценке наличие удобной и доступной парковки, а также близость торговой точки к транспортным потокам.[8]
Критерий 2: «Ассортимент». В рамках данного критерия подлежит оценке удовлетворенность потребителей ассортиментом продукции, представленной в рамках конкретной торговой точки или розничной сети.
Критерий 3: «Персонал». В рамках данного критерия подлежит оценке профессиональная подготовленность и квалификация торгового персонала магазина, внешний вид, коммуникативные умения и навыки сотрудников, работающих в торговом зале.
Критерий 4: «Наличие дополнительных сервисов, услуг». В рамках данного критерия подлежит оценке наличие доставки товара, использования платежных терминалов для безналичного расчета, дисконтные и кредитные программы, развитость послепродажного сервиса.
Критерий 5: «Интерьер». В рамках данного критерия оценивался внутреннее устройство, оборудование и внешний вид торговых точек. При этом учитывалось удобство осуществления покупок - удобство выкладки товара, информативность витрин, чистота, соблюдение норм гигиены, возможность для покупателей комфортного и рационального перемещения по торговой площади.
С результатами оценки конкурентоспособности можно ознакомиться в табл. 3.
Таблица 3 - Оценка конкурентоспособности ООО «Перспектива» Корпорация «Центр»
Критерии |
Вес пок-я |
Корпорация «Центр» |
«Техносила» |
«Эльдорадо» |
«М.Видео» |
||||||||
Э 1 |
Э 2 |
Результат |
Э 1 |
Э 2 |
Результат |
Э 1 |
Э 2 |
Результат |
Э 1 |
Э 2 |
Результат |
||
Ассортимент |
0,25 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
2,25 |
4 |
4 |
2 |
5 |
5 |
2,5 |
Месторасположение |
0,23 |
5 |
5 |
2,3 |
4 |
4 |
1,84 |
4 |
4 |
1,84 |
4 |
5 |
2,07 |
Уровень обслуживания |
0,21 |
4 |
5 |
1,89 |
3 |
4 |
1,47 |
4 |
5 |
1,89 |
5 |
5 |
2,1 |
Наличие дополнительных сервисов, услуг |
0,17 |
5 |
5 |
1,7 |
4 |
4 |
1,36 |
4 |
4 |
1,36 |
5 |
4 |
1,53 |
Интерьер |
0,14 |
5 |
4 |
1,26 |
4 |
4 |
1,12 |
3 |
4 |
0,98 |
5 |
5 |
1,4 |
Итого |
1 |
9,15 |
8,04 |
8,07 |
9,6 |
Из табл. 3 видим, что ООО «Перспектива» стоит на втором месте, набравший 9,15 балла. Основной конкурент как и ранее выявлялось «М.Видео».
Очевидно, что ни один современный отраслевой рынок не может функционировать без потребителя. Современный потребитель в рамках развития экономики рыночного типа не является пассивным покупателем товаров. Напротив, он может рассматриваться как регулятор и полноценный участник рыночной деятельности.
Для выявления основных характеристик покупателя ООО «Перспектива» было произведено анкетирование, происходившее непосредственно в одном из магазинов.
Таблица 4 – Факторы сегментации
Переменная величина |
Тип покупателя |
Географический принцип 1. Город Демографический принцип 1. Пол 2. Возраст 3. Уровень доходов 4. Размер семьи 5. Образование 6. Род деятельности Поведенческий принцип 1. Повод для совершения покупки 2. Искомые выгоды |
Ижевск Женский, мужской 18-60 лет Средний, высокий, низкий 2-5 человек средне специальное, высшее рабочие, служащие, студенты, пенсионеры обычный, особый случай качество, уровень цен, расположение магазина, широкий ассортимент |
Сегмент рынка - это группа потребителей, отобранная по заданным критериям (географическим, демографическим и пр.).[9]
В ходе опроса было установлено (опрошенных – 50 человек, опрос проходил непосредственно в одном из магазинов ООО «Перспектива». Анкетирование происходило в добровольном порядке, проводилось администратором магазина), основные потребители - трудоспособное население в возрасте 18-60 лет (рис. 4), имеющее средний и высокий уровень доходов (рис. 5), большая часть которых - служащие государственных и частных организаций (рис. 6). Несомненно, наиболее ценной категорией покупателей для ООО «Перспектива» являются обеспеченные люди; однако, среди опрошенных, таковых оказалось меньшинство. Для поддержания и увеличения их числа, организации необходимо направить усилия на изучение неудовлетворенного спроса данной категории. Определенную долю среди потребителей организации составляют студенты.
Рисунок 3 – Сегментация потребителей по возрасту
Рисунок 4 – Сегментация потребителей по уровню дохода