Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
- Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. проф. А. Н. Петрова. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
- Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено / [Пер. с англ. А. Боковикова, под науч. Ред. Р.А. Золотовицкого]. – Москва: Академический Проект, 2016.
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016.
- Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2016.
Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2016.
Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2016.
Приложение 1
Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М.Шнайдера
Инструкция к тесту
Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Тестовый материал
-
Мне кажется трудным подражать другим людям.
-
Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
-
Из меня мог бы выйти неплохой актер.
-
Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
-
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
-
В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
-
Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
-
Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
-
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
-
Я не всегда такой, каким кажусь.
Ключ к тесту
По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.
Интерпретация результатов теста
-
0-3 балла – низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей;
-
4-6 баллов – средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей;
-
7-10 баллов – высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
Приложение 2
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто)
Инструкция. Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе. Внимательно прочитайте варианты ответа. Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.
Опросный лист
№ |
Вопросы |
1 |
Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны: |
2 |
Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга? |
3 |
Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику: |
4 |
Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? |
5 |
Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: |
6 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива? |
Продолжение приложения 2
7 |
Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? |
8 |
Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива? |
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
1) на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 — на ответы-утверждения; 4, 5, 6 — на ответы по шкале «1–9»); ответы на два вопроса — неопределенные, а третий может иметь другой знак;
2) один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:
Сотрудники |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
1. |
.. |
.. |
.. |
Продолжение приложения 2
В каждой клетке таблицы должен стоять один из знаков: +1; 0; –1.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
Э = Е(+) – Е(–) / n , где
Е(+) — количество всех положительных ответов;
Е(–) — количество всех отрицательных ответов;
n — число сотрудников, принявших участие в опросе.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части:
От –1 до –0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.
От –0,33 до +0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.
От +0,33 до +1 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.
Приложение 3
Методика диагностики межличностных отношений Лири
Инструкция
«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.
Поставьте на бланке ответов знак «+» против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак «–» против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте.
После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».
Обработка результатов
На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
-
Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
-
Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
-
Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
-
Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
-
Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
-
Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
-
Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
-
Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.
На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.
Психограмма
На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:
Доминирование = (I – V) + 0,7 * (VIII + II – IV – VI)
Продолжение приложения 3
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 * (VIII – II – IV + VI)
Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.
В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.
Интерпретация результатов
Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая |
адаптивное поведение |
5-8 баллов – умеренная |
|
9-12 баллов – высокая |
экстремальное поведение |
13-16 баллов - экстремальная |
до патологии поведение |
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 64. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 102. ↑
-
Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. проф. А. Н. Петрова. - М.: Издательство Юрайт. 2016. - С. 125. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2016. – С. 32. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2016. – С. 112. ↑
-
Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2016. – С. 81. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 64. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 102. ↑
-
Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2016. – С. 11. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2016. – С. 112. ↑
-
Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2016. – С. 61. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 64. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 102. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2016. – С. 112. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2016. – С. 112. ↑
-
Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. проф. А. Н. Петрова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 125. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 102. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 64. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 102. ↑
-
Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. проф. А. Н. Петрова. - М.: Издательство Юрайт. 2016. - С. 125. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 64. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2016. – С. 112. ↑
-
Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. проф. А. Н. Петрова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 125. ↑
-
Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 64. ↑
-
Акимова Ю. Н. Социально-психологические факторы формирования качества трудовой жизни в организации // Инновационная экономика. Достижения и перспективы нового столетия: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2015 г.). – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2015. – С. 142. ↑
-
Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 102. ↑
-
Акимова Ю. Н. Социально-психологические факторы формирования качества трудовой жизни в организации // Инновационная экономика. Достижения и перспективы нового столетия: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2015 г.). – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2015. – С. 134. ↑
-
Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено / [Пер. с англ. А. Боковикова, под науч. Ред. Р.А. Золотовицкого]. – Москва: Академический Проект, 2016. – С. 45. ↑
-
Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2016. – С. 112. ↑
-
Баранова И. П. Организационное поведение. – М., 2016. – С. 32. ↑