Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические основы корпоративной культуры в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура выступает как система материальных и духовных ценностей и их проявлений, которые взаимодействуют между собой в присущих для определенной организации формах. Они отражают её специфику и индивидуальность, а также, восприятие себя и окружающих в социальной и вещественной среде и проявляются в поведении и взаимоотношениях.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что роль корпоративной культуры в бизнесе чрезвычайно важна, так как её влияние отражается на социальной и кадровой политике, инновациях, маркетинге, результатах продаж. Корпоративная культура является объединяющим фактором для сотрудников организации вокруг единой цели, установок, направленных на успешное функционирование и развитие организации. Она способствует формированию имиджа организации. Корпоративная культура играет, чуть ли не ведущую роль в духовном развитии сотрудников, а также, способствует раскрытию их потенциала, как в плане работы, так и личностного потенциала.

Следовательно, реализация мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры будет способствовать повышению общего потенциала организации и достижению ею как краткосрочных, так и долгосрочных целей в её развитии. Ведущими мероприятиями при этом являются: обучение, корпоративные праздники, совместный досуг, система социальной ответственности организации. Несомненно, проводимая организацией успешная кадровая политика способствует формированию качественной корпоративной культуры.

Целью курсовой работы является совершенствование корпоративной культуры СахСтройГаз».

Достижение поставленной цели подразумевает ряд задач, планомерное решение которых поможет в детальном изучении и раскрытии темы курсовой работы:

  • изучить теоретические основы корпоративной культуры в организации;
  • рассмотреть технико–экономическую характеристику ООО «СахСтройГаз»;
  • провести анализ корпоративной культуры ООО «СахСтройГаз»;
  • выявить проблемы и основные направления развития корпоративной культуры ООО «СахСтройГаз».

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «СахСтройГаз».

Предметом исследования является корпоративная культура.

Теоретическим фундаментом исследования послужили труды таких авторов как: С.Г. Абрамова, В.Г. Антонова, А.А. Фирсова, Э.А. Шейн и других.

Методологической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов, в зависимости от их характера: метод сравнения; экономико–статистический метод и другие.


Источниками информации для выполнения курсовой работы являются данные годовой финансовой отчётности ООО «СахСтройГаз» за 2016 – 2018 гг.

1. Теоретические основы корпоративной культуры в организации

1.1. Сущность корпоративной культуры

Решающим фактором эффективной деятельности российских организаций в условиях рынка становятся формирующаяся в России корпоративная культура.

Впервые понятие, сходное по смыслу с понятием «корпоративная культура» называлось «корпоративный дух». Данное понятие ввел в обиход немецкий исследователь К. Клаузевиц в начале XIX века. Он считал, что люди, которые беззаветно отдаются профессиональному делу, со временем начинают идентифицировать себя с той организацией, где работают.

В современных экономических условиях понятие «корпоративная культура» воспринимается как важнейшая составная часть успешного развития предприятия.

Формирование корпоративной культуры связано с инновациями, направленных на достижение целей организации, тем самым сохранения конкурентоспособности на рынке.

Понятие «корпоративная культура» было введено в научный оборот в конце 80–х годов ХХ века.

По мнению западных исследователей (Р. Акоффа, Т. Дилла, Дж. Коттер) понятие «корпоративная культура» должно было показать инновационные процессы, которых происходят внутри организации.

В современной литературе существует довольно много определений понятия «корпоративная культура». Данное понятие не имеет единого толкования. Рассмотрим наиболее распространенные.

С.г. Абрамова корпоративную культуру определяет как систему материальных и духовных ценностей организации, взаимодействующих между собой, присущих данному предприятию, характеризующих его индивидуальность и восприятие себя и других в социальной среде [1, с. 241].

Корпоративную культуру можно определить как систему духовных и материальных элементов, взаимодействующих между собой и присущих только данной фирме, в формировании которых существенную роль играет культура внутренних субъектов и факторы внешней среды, на основе которой формируется системный подход к управлению всеми факторами производства [7, с. 59].


Под корпоративной культурой организации понимается совокупность убеждений, взглядов, моделей поведения, правил, подходов к работе, способов общения, осознанно или неосознанно принятых и соблюдаемых большинством сотрудников организации [8, с. 16].

И.А. Симонова [23, с. 109] корпоративную культуру характеризует как «одушевленное» ядро организации. Оно выражается через ценности организации, задающие людям ориентиры их поведения.

Роль корпоративной культуры определяется её задачами:

1. развитие системы внутренних коммуникаций;

2. формирование единого представления о стратегии и будущем компании;

3. внедрение профессионально значимых ценностей;

4. корректировка некоторых стандартов и норм, препятствующих эффективной работе сотрудников или снижающих эффективность рабочего взаимодействия [20, с. 108–109].

Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от должностного положения и функциональных обязанностей [17, с. 79].

Корпоративная культура как социальный феномен должна обладать свойствами стабильности, обеспечивать преемственность социального опыта, постепенно обновляться. Поэтому важным и необходимым в процессе формирования корпоративных ценностей создавать такие условия, чтобы каждый сотрудник предприятия имел возможность выступать в качестве субъекта трансляции культурного опыта. При этом необходимо заботиться о сохранении единства культурного поля организации. Корпоративная культура является не только важнейшим конкурентным преимуществом, но и визитной карточкой компании. Речь идет о нормах и ценностях, которые поднимают авторитет организации, увеличивая ее привлекательность не только для сотрудников, но и для партнеров.

Ценности, выработанные руководством и принимаемые сотрудниками, – обобщенные представления о приоритетах в различных сферах деятельности организации.

Корпоративная культура значительно влияет на мотивацию персонала. Если сотруднику комфортно в процессе трудовой деятельности на предприятии, то отдача и продуктивность такого сотрудника будет высокая. Корпоративная культура является составной частью каждого предприятия или организации вне зависимости от того, формализована она или нет. Необходимо понимать, что не существует культуры плохой или хорошей. Но имеет место эффективная для данной компании в данный момент ее развития. И такую культуру можно и нужно формировать.


Абрамова С.Г., Костенчук И.А. [1, с. 122–123] предлагают следующую классификацию корпоративной культуры:

1. По степени взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные и нестабильные культуры:

– стабильная культура – это корпоративная культура, которая имеет отчетливые нормы поведения и традиции в организации;

– нестабильная – это корпоративная культура, которая характеризуется отсутствием конкретных представлений о допустимом и недопустимом организационном поведении, а также изменениями социально–психологического климата в коллективе.

2. По степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются: стабильная, интегративная и дезинтегративная корпоративные культуры:

– стабильная культура с конкретно заданными правилами поведения, нормативами и традициями предприятия;

– интегративная культура с единством общественного мнения, сплоченностью коллектива;

– дезинтегративная с отсутствием одного общественного мнения, конфликтностью.

3. По содержанию преобладающих на предприятии ценностей выделяются личностно–ориентированная и функционально–ориентированная корпоративные культуры:

– личностно–ориентированная корпоративная культура фиксирует ценности саморазвития личности работника, его реализации в трудовой деятельности;

– функционально–ориентированная корпоративная культура поддерживает ценность реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально–трудовой деятельности и моделей поведения работника, которые определяют, какой у него статус.

В современных экономических условиях корпоративная культура выполняет ряд важнейших функций, направленных на приобретение конкурентных преимуществ на рынке.

Корпоративная культура современной организации ведет к построению мощной идентификационной системы, позволяющей сформировать лояльность к ней.

Она является с одной стороны важным атрибутом бренда компании, а с другой и инструментом по его усилению через поведение сотрудников, стиль управления, систему мотивации, систему отбора и приема персонала, стандарты работы, структуру деловых коммуникаций.

Корпоративная культура играет роль в формировании деловой репутации компании.

Сегодня корпоративная культура становится основным компонентом в реализации миссии, достижении основных целей и повышении эффективности предприятия, то есть она становится одним из важнейших условий роста деловой репутации организации.


Для современного предприятия корпоративная культура – это культура позиционирования на рынке. Оказывая влияние на позиционирование предприятия в отрасли, корпоративная культура может стать мощным двигателем развития его связей с корпоративной аудиторией [5, с. 40].

Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративную культуру можно определить как совокупность образцов поведения индивидуумов, приобретенные в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов коллектива. Выделяют следующие структурные элементы корпоративной культуры: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика (лозунги, ритуалы, гимны и т. п.). Далее рассмотрим более подробно структуру корпоративной культуры организации.

1.2. Структура корпоративной культуры

Корпоративная культура – это комплекс моделей поведения и система ценностей полученных организацией в ходе адаптации к внешней среде, показавших собственную продуктивность и разделяемых основной массой сотрудников компании. Цель корпоративной культуры создать сплоченный коллектив способный решить любую по сложности задачу [25, с. 77].

Формирование корпоративной культуры проходит несколько этапов:

1) зарождение корпоративной культуры;

2) стабилизация корпоративной культуры;

3) формирование традиционных устоев [26, с. 122–123].

Все больше руководителей и менеджеров по персоналу сегодня задумываются о необходимости формирования в организации эффективной структуры корпоративной культуры.

Структура корпоративной культуры организации стандартно включает в себя два организационных уровня.

На первом уровне представлены элементы культуры, имеющие внешнее представление. К ним относятся: фирменная одежда, фирменная символика предприятия, организационные церемонии, рабочая обстановка в целом.

На втором уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение персонала.

Ценности организации – это ядро организационной корпоративной культуры. На их основе вырабатываются правила, нормы, формы поведения сотрудников на предприятии.

По мнению Э.А. Шейна [28, с. 66–67], структура корпоративной культуры состоит из: