Файл: Мотивация и её теории (ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Знаменитый американский психолог А. Маслоу сформировал актуальную до сих пор иерархию потребностей. Согласно его подходу потребности ранжируются от низших уровней (первичные) к высшим (вторичные) на приоритетной основе. Они частично перекрываются и взаимосвязаны, но их можно сгруппировать в пять блоков, как это изображено на рисунке 3 [4, с. 103-104].

Рисунок 3 - Иерархия потребностей по А. Маслоу

Классификация потребностей, по А. Маслоу, выглядит следующим образом:

а) Физиологические, или органические, потребности - голод, жажда и т.п.

б) Потребности в безопасности - стремление чувствовать себя защищенным, не испытывать страх.

в) Социальные потребности, а именно:

  • потребности в принадлежности и любви как желание находиться рядом с людьми, быть принятым ими, получить в их лице жизненную опору.
  • познавательные потребности в получении знаний, умений, навыков.
  • эстетические потребности в гармонии, порядке, красоте.

д) Потребности в уважении (почитании) - желание одобрения, признания, собственного авторитета в глазах значимых членов общества, достижения успехов.

е) Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитии собственной личности.

В своей теории, подразумевающей иерархию человеческих потребностей, А. Маслоу говорит о том, что люди, главным образом, удовлетворяют их не хаотично, а в определенной последовательности, с учетом важности для обеспечения своей жизнедеятельности

В модели А. Маслоу утверждается, что приоритетными являются потребности низших уровней, и только при условии их удовлетворения направлять поведение индивида могут высшие потребности. Что же касается их самого высокого класса - самоактуализации, то, по А. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

Своеобразным критиком теории мотивации А. Маслоу выступил С. Алдерфер, объединивший все потребности в рамках трех больших категорий [4, с. 211]:

а) Стремление к физическому благополучию, здоровью - потребность существования.

б) Стремление к удовлетворению в межличностных отношениях - потребность общения.

в) Стремление к перспективному росту и развитию - потребность в развитии карьеры.

Несмотря на наличие в этих двух теориях общих черт, в них заметны и определенные отличия:

  • согласно С. Алдерферу работники, которые не смогли успешно реализовать низших потребностей, вполне способны удачно решать задачи и достигать поставленных целей в сфере высших потребностей;
  • С. Алдерфер, в отличие от А. Маслоу, не отождествляет продвижение работника по карьерной лестнице с обязательным удовлетворением запросов личности;
  • по мысли С. Алдерфера, неудачи в карьере очень часто становятся причиной неудач при удовлетворении потребностей низших уровней.

На наш взгляд, теория мотивации С. Алдерфера в обозначенных выше направлениях вполне конструктивно дополняет пятиуровневую теорию потребностей А. Маслоу.

Еще одной авторитетной иерархией потребностей считается концепция Д. МакКлеланда, в основании которой находятся три потребности высшего уровня - власть, успех и причастность [4, с. 212].

Автор видит в стремлении к власти потребность оказывать влияние на других людей, прямо воздействовать на их поведение. Люди с такой потребностью, как правило, откровенно и энергично стремятся лидировать, возглавив группу, коллектив.

Потребность успеха в теории Д. МакКлеланда расположена между потребностью в уважении и самореализации в классификации А. Маслоу. Люди, стремящиеся к успеху, безбоязненно принимают на себя ответственность в решении множества вопросов и преодолении препятствий, мешающих достижению результата. Они инициативны и последовательны при доведении дел до конца.

Потребностью в причастности Д. МакКлеланд описывает стремление индивида к налаживанию дружеских отношений, оказанию помощи другим, сотрудничеству, установлению конструктивных взаимоотношений. Менеджер может и должен обеспечить удовлетворение потребности в причастности, привлекая подчиненных к работе, которая раскрывает максимум возможностей для общения.

Перечисленные выше иерархические модели потребностей оцениваются как весьма полезные, хотя человеческая личность настолько сложна и многогранна, что использовать положения этих теорий и интерпретировать с их помощью поведение людей нужно с большой осторожностью.

1.3 Формы мотивации

Проекцией потребностей или, иначе говоря, формой их проявления являются мотивы, которые и побуждают человека к деятельности.

Наиболее результативным считается подход, в рамках которого общекорпоративное, групповое или индивидуальное стимулирование осуществляется с использованием разнообразных форм мотивации, представленных на рисунке 3 [35, с. 17-19].

Приведенная на рисунке 3 классификация наглядно демонстрирует, что недостаточно мотивировать персонал исключительно с помощью заработной платы. Очень важно дополнять систему материального стимулирования разнообразными нематериальными элементами, предназначенными для удовлетворения психологических потребностей сотрудников.

Рисунок 4 - Формы мотивации

При этом на сегодняшний день в практике управления наиболее распространены три основные системы мотивации персонала, в основе которых лежит множество форм стимулирования.


Все приемы можно объединить в рамках трех общих методов мотивации.

а) Экономические методы, базирующиеся на применении экономических стимулов. Они лежат в основе материальной мотивации, ориентируя объект воздействия на достижение определенных показателей с последующим экономическим вознаграждением за результаты работы. В данной группе существуют:

- методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налогообложение, кредитно-финансовый механизм на уровне субъектов РФ и страны в целом);

- методы, используемые организацией (финансово-экономическое планирование с установлением ряда нормативов функционирования предприятия, система материального поощрения и наказания работников как мера ответственности за качество и эффективность работы.

б) Административные методы, базирующиеся на подчинении нижестоящих сотрудников вышестоящим, на дисциплинарной ответственности и принципе единоначалия. Административные методы по своему характеру побуждают персонал к осмыслению трудовой дисциплины, ответственности за выполняемую работу и структурированному виду деятельности. Поэтому данные методы имеют прямой характер воздействия, так как любой регламентирующий и административный акт должен обязательно исполняться. При «негативном» административном воздействии организация может столкнуться с проблемами безразличного отношения работников к своему делу и текучести персонала.

в) Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей, осуществляя социальное стимулирование трудовой деятельности.

Таким образом, мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, когда любые действия подчиненного имеют для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей.

Изучение коллектива должно помочь руководителю в создании высоко результативной системы мотивации, которая обеспечит воспитание этого коллектива в нужном предприятию направлении.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ


2.1 Зарубежный опыт мотивации трудовой активности персонала.

Для формирования эффективной отечественной системы мотивации труда необходимо изучение и использование мирового опыта. Наиболее прогрессивными системами мотивации труда признана американская, немецкая, французская, шведская и японская модели.

Таблица 1

Опыт мотивации в мире

модель

мотивации труда

Основные факторы мотивации труда

Отличительные особенности

Японская

1. Профессиональное мастерство

2. Возраст

3. Стаж

4. Результативность

Пожизненный найм; единовременное пособие; трудовая мораль; коллективизм в работе; корпоративная философия

американская

1. Качество работы

2. Высокая квалификация

3.Поощрения предпринимательской деятельности

Сочетание сдельной и повременной систем оплаты труда;

технологические надбавки;

премии;

система двойных ставок

Французская

1. Качество работы

2. Квалификация

3.Количество рационализаторских предложений

Балльная оценка труда работника;

индивидуализация

оплаты труда;

инициативность;

начисления ежегодной премии

Немецкая

1. Качество

Социальные гарантии; стимулирование труда;

развитие индивидуальных навыков работников

Шведская

1. Солидарная заработная плата

Совместная социальная политика; дифференциация системы налогов и льгот.

Источник: разработано автором

Каждая из них имеет свои отличительные особенности. Так, японская модель предусматривает пожизненный наем и одноразовую помощь при выходе на пенсию. Американская модель сочетает сдельную и повременную системы оплаты труда, предусматривает технологические надбавки, премии, системы двойных ставок и участие работников в прибыли предприятия.

Французская модель осуществляет бальное оценивание труда работников индивидуализирует оплату труда, учитывающий инициативность и осуществляет дополнительные вознаграждения.

Немецкая модель ограничивается существенными социальными гарантиями и стимулированием труда, а в основе шведской лежит общая социальная политика и дифференциация системы налогов и льгот.


При этом, основным фактором мотивации труда шведской модели является солидарная заработная плата, немецкой — качество, а английской — доход. Кроме качества работы и высокой квалификации как основных факторов, французская модель базируется на учете количества рационализаторских предложений, а американская ориентируется на поощрение предпринимательской деятельности. Основными факторами японской модели, кроме профессионального мастерства, служат возраст, стаж и результативность.

Учитывая мировой опыт, можно утверждать, что эффективная система мотивации труда персонала предприятия обязательно должна быть связана с совершенствованием системы оплаты труда, особенно компенсационных и поощрительных выплат в зависимости от вклада работников в деятельность предприятия и предоставлением значимых социальных гарантий (табл. 1). Однако, как показывает практика, слепое копирование чужого опыта без учета качества подготовки персонала, конкретных условий и сложившихся традиций, может привести к негативному результату. Последнее также доказано теоретически еще в конце прошлого столетия.

Существует три закона по оценке мотивации, а именно: первый — закон роста сложностей в условиях слабой мотивационной функции на предприятии второй — закон неопределенности растет, если проблема мотивации не решена на предприятии, третий — закон обратного эффекта.

Этот закон заключается в том, что в условиях нерешенной проблемы мотивации стремление повысить эффективность управления всегда вызывает обратное, что подтверждает практический опыт.

С учетом выше указанного, эффективная система мотивации труда на отечественных промышленных предприятиях должна включать в себя следующие составляющие: наличие зависимости системы оплаты труда от вклада работников и от общего результата деятельности предприятия; объективное и справедливое предоставление льгот работникам; участие работников в управлении предприятием, в частности, в его капитале и распределении прибыли; улучшение условий труда и морального климата в коллективе, формирование и развитие личных качеств каждого работника, медицинские услуги, предоставление жилья в первую очередь молодым специалистам и дотаций на его приобретение и оплату, питание в течение рабочего дня, культурно-развлекательные мероприятия, выплаты на оздоровление, даже поздравление работников с семейными праздниками. При этом необходимо изучать прогрессивный мировой опыт мотивации и максимально возможно адаптировать его к российским реалиям.