Файл: Реализация стартапа в индустрии красоты и разработка его финансовой модели.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
Введение
В современном мире стартапы затрагивают различные сферы бизнеса. В их основе лежит высоко рисковый инновационный характер. Развитие рынка стартапов служит основой трансформации российской экономики и повышения ее инновационного потенциала.
Несмотря на то, что рынок стартапов в России развивается более медленными темпами, нежели за рубежом, он все же не стоит на месте. Определяющую роль при этом играет выбор перспективных направлений инноваций, источников и способов их финансирования. Как показывает практика, реализовать стартап проект собственными силами, без привлечения внешнего финансирования или иной помощи, довольно проблематично, что вынуждает стартапы к поиску и привлечению институциональных и частных инвесторов. Не менее важное значение отводится предупреждению возможных ошибок при их планировании и организации. Этим обусловлена актуальность данной темы.
Важным фактором минимизации рисков при открытии собственного бизнеса с нуля является окупаемость, возврат инвестиций, погашение издержек и повышение доходности проекта. Сфера услуг отвечает требованиям быстрого возврата инвестиций. 90% ресурсов, затрачиваемых предприятием – знания и время сотрудников или самостоятельно занятого специалиста, трудящегося в домашнем или арендуемом офисе.
Дело, основанное на услугах населению или для юридических лиц, требует особого подхода в борьбе с конкуренцией, привлечении новых клиентов и экономии бюджета на рекламу.
Объектом исследования является стартап, а предметом – стартап в индустрии красоты.
Целью курсовой работы является анализ реализации стартапа в индустрии красоты. Для достижения поставленной цели исследования требуется последовательно решить взаимосвязанную совокупность задач, удовлетворяющих содержанию работы:
- рассмотреть сущность определения «стартап»;
- изучить перспективные направления стартапов в России;
- оценить потенциал индустрии красоты в развитии предпринимательской инициативы;
- проанализировать реализацию стартапа в индустрии красоты и разработать его финансовую модель.
Практическое значение выбранной темы заключается в использовании материалов курсовой работы в практике работы структур управления коммерческих предприятий.
Методами исследования, используемыми в данной работе, послужили: наблюдение, сравнение, классификация, обобщение.
Информационной базой послужили научные труды Батрашевой Т.О., Береза А.И., Войновой Ю.А., Семенова В.Н.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты реализации стартапа
1.1. Сущность определения «стартап»
В современном мире все чаще можно услышать слово «стартап». Многие известные компании, впоследствии ставшие гигантами рынка, создавались именно в этой форме. Сегодня их имена известны всему миру – Amazon, Google, Facebook и др.
Термин «стартап» пришел в русский язык из англоговорящих стран, где он используется уже давно. Придя в Россию с Запада, данный феномен весьма быстро распространился в практике бизнес-среды. Сегодня стартапы все чаще отождествляют не только со сферой высоких технологий, но и с любым начинающим бизнесом[1].
В настоящее время стартапы поддаются множественной классификации по различным основаниям, будь то характер рынка, поведенческая стратегия или степень наукоемкости. Так или иначе, все они проходят ряд последовательных стадий развития, начиная от зарождения бизнес-идеи и заканчивая рыночной интеграцией и последующим развитием. Каждая из них характеризуется определенными задачами.
В общем смысле под стартапом понимается всякий молодой бизнес, начинающийся «с нуля». В определении, предложенным Э. Рисом под стартапом следует понимать вновь созданную организацию, занимающуюся разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности. Согласно другому подходу стартап – это временная структура, которая создана для поиска воспроизводимой, масштабируемой и рентабельной бизнес-модели.
Некоторые отождествляют стартап с временной организацией, действующей в условиях повышенного риска и нацеленной на масштабирование и последующую трансформацию в крупную корпорацию.
Другие под стартапами понимаются только что созданные компании, которые находится на стадии развития и строят свой бизнес на основе каких-либо новых инновационных идей или только что появившихся технологий.
Третьи и вовсе определяют их в качестве начальной стадии формирования инновационного предприятия.
В современной России создание стартапов в большинстве случаев предполагает реализацию каких-либо ноу-хау, а сами компании-стартапы нередко соотносятся с венчурными проектами.
Наиболее часто стартапы встречаются в высоко технологичных отраслях, а в их основе лежат какие- либо инновационные решения. Все чаще понятие стартапов применяется и по отношению ко всем вновь создаваемым с нуля компаниям. В основе стартапов лежит предпринимательство, поэтому все они отличаются высоко рисковым характером и требуют определенных капиталовложений. В приложении 1 представлены стадии развития стартапа.
Основными характеристиками стартапов выступают:
- инновационность;
- сверхускоренный темп развития;
- высокий риск банкротства[2].
По своей сути стартап может являться полноценным бизнесом. В определенной степени всякий стартапер – это предприниматель, однако по виду занятий стартапер может быть инженером, экономистом и дизайнером. В приложении 2 представлена общая схема запуска стартапа.
Таким образом, в качестве основной причины создания, успешного развития и дальнейшего существования стартапов выступает медлительность и неповоротливость крупных корпораций, успешно использующих уже имеющиеся продукты и практически не занимающихся разработкой и созданием новых. В таких условиях высоко мобильные стартапы составляют конкуренцию крупному бизнесу.
1.2. Перспективные направления стартапов в России
Непосредственно в условиях российской действительности развитию и популяризации стартап- проектов способствует развитие и увеличение числа венчурных фондов, а также наращивание инвестиционных потоков в стране.
Высокую популярность сегодня, не только в России, но и в мире, получили интернет-стартапы. Как показывает практика, в большинстве случаев они ориентированы не на разработку чего бы то ни было сверхнового и не на покорение мира, а на ближайшего потребителя. В последние годы подобные проекты все чаще становятся социально ориентированными, то есть нацеленными на решение каких-либо реально существующих человеческих проблем. Большую популярность стартапы приобретают в социальных сетях.
Российский опыт показывает множественные примеры успешно реализованных интернет-стартапов, достигших невероятного успеха. Наиболее яркими из них, пожалуй, можно считать «Yandex», «Вконтакте» и др. В то же время отмечается нехватка уникальных идей, чаще всего проекты развиваются на основе копирования уже имеющихся успешных моделей[3].
В российской стартап-индустрии на протяжении многих лет лидирующие позиции занимают проекты интернет-сферы. Их рыночная доля, по оценкам экспертов, достигает 90%, при этом большинство проектов базируется в столичном регионе России6. Однако, тенденция эта постепенно меняется, амбициозные проекты появляются и в других отраслях, инновационная инфраструктура активно развивается в регионах.
Стартап-проекты все чаще появляются в сфере образования и здравоохранения. Так, например, в 2018 году был реализован стартап-проект от компании «Моторика», основным продуктом которого стали тяговые протезы для детей, выполненные на 3D-принтере. Летом 2018 года предпринимателем Д. Фалаеевым был запущен образовательные стартап-проект под названием «U Skillz», его основной целью выступало саморазвитие, повышение личной эффективности и прокачка навыков, необходимых в бизнесе и карьере.
Согласно рыночному исследованию «Startup barometer», проведенному в 2018 году, основная специализация российских стартапов концентрируется в В2В сфере (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура российского рынка сатрапов[4]
На сегодняшний день базовой специализацией стартапов выступает В2В модель, в рамках которой в общей сложности реализуется свыше 70% стартап-проектов, из них:
- 44% - непосредственно в В2В сфере;
- 27% в В2В2С сфере.
Все чаще российские предприниматели предпочитают В2В модель, не фокусируясь при этом на каком-либо одном сегменте рынка, поскольку В2В клиенты способны более четко обозначить проблематику и, соответственно, поставить практическую задачу перед стартапом. В то же время средний чек в В2В сфере намного выше, нежели в В2С сегменте, соответственно, и прибыльность его выше.
В таких условиях стартапы, ориентированные на конечного пользователя (то есть на В2С рынок), оказываются в меньшинстве. Как показывает практика, в В2В сфере стартап-проекты развиваются наиболее активно, в то время как В2С стартап-проекты вынужден сталкиваться с сильной рыночной конкуренцией.
Что касается отельных направлений стартапов и ниш, которые являются наиболее перспективными с точки зрения венчурного финансирования, то единства мнений среди самих основателей стартап-проектов и экспертов рынка не выработано (рисунок 2).
Рисунок 2. Топ-10 ниш для стартап-бизнеса[5]
Таким образом, с определенным отрывом наиболее перспективными направлениям реализации стартап-проектов в Российской Федерации, согласно исследованию Startup barometer 2018», считаются:
- Marketplaces (электронная коммерция);
- FinTech (финансовые технологии);
- SaaS (программное обеспечение).
Финансовые технологии и программное обеспечение на протяжении многих лет традиционно входят в перечень наиболее привлекательных с точки зрения инвестиций в стартап-проекты направлений. Кроме того, именно в этих сегментах специализация российских стартапов и интересы инвесторов более или менее совпадают.
Сегодня российская стратап-культура развивается гораздо медленнее, чем за рубежом. Отечественный рынок инвестиций в стратпа-проекты не превышает 25–26 млрд. руб. в год.
На сегодняшний день наиболее крупными и успешными стратапами в России считаются инновационные проекты в сфере научных разработок и искусственного интеллекта[6].
Таким образом, в настоящее время стартапы в России набирают невероятную популярность. При этом затрагивают они различные сферы, начиная от интернет-стартапов и заканчивая инновационными разработками в сфере производства и энергоэффективности.
1.3. Потенциал индустрии красоты в развитии предпринимательской инициативы
В России рынок красоты традиционно подразделяется на независимые салоны и парикмахерские. К сетевым салонам в России, как правило, относят дорогие фабрики красоты, позиционирующие себя как элитные сети салонов. Что касается Европы, Америки, а также с недавнего времени в Азии, ситуация складывается другая – основную долю их рынков красоты составляют сетевые салоны. Так в Америке они составляют 80% от всех салонов, а в Европе около 75%. На территории России работают свыше 30000 официально зарегистрированных салонов красоты и парикмахерских, из них примерно 10-15% приходятся на регион Москвы. Если на Западе большую часть рынка составляют сети салонного бизнеса, то в России основная доля рынка представлена единичными салонами красоты (70%).
Основную долю этой бизнес-сферы представляют собой независимые салоны красоты, которые предлагают традиционный пакет услуг: маникюр, педикюр, массаж, процедуры по уходу за кожей, преимущественно лица, макияж, тонировка бровей и ресниц, депиляция. Эти организации также регулярно оказывают парикмахерские услуги – стрижка, укладка, осветление и укладывание. Кроме того, салоны данного типа могут предоставлять услуги солярия, немедицинские методы восстановления волос и уход за ногтями.
Доминирующим сегментом рынка салонов красоты является уход за кожей. В 2012 году он увеличился на 5%, составив 50 миллиардов долларов в год, а уже в 2018 году этот показатель вырос до 61 миллиарда долларов в год – 22%, в ближайшие несколько лет ожидается рост до 24%. Азиатско-Тихоокеанский регион доминирует на рынке, составляя практически 50% его мирового объема. Существенный рост прослеживается и в сфере инъекционной косметологии, востребованность которой за период 2013 - 2018 годов продемонстрировала рост в 9%. Однако побочные эффекты от применения кожных наполнителей препятствуют более активному развитию этого сегмента[7].