Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента и предпринимательства
1.1. Понятие и сущность менеджмента как системы управления
1.2. Менеджер и предприниматель
2.2. Анализ организации менеджмента в МКУ МС «Горстрой»
3. Пути совершенствования менеджмента в МКУ МС «Горстрой»
3.1. Оценка эффективности менеджмента
3.2. Предложения по совершенствованию менеджмента в МКУ МС «Горстрой»
ВВЕДЕНИЕ
Профессия менеджера - это самая востребованная профессия на рынке труда. Ее появление тесно связанно с переходом России к рыночной экономике. В начале 2000-х годов с помощью активных социально-экономических преобразований менеджмент стал ключевым моментом в развитии бизнеса. На сегодняшний день существует потребность в создании новейших методов управления, которые позволят организациям целесообразно использовать производственный рыночный потенциал, иметь преимущества перед конкурентами, обеспечить стратегическую устойчивость. В следствии этого остро встал вопрос о важности изучения направлений в развитии менеджмента, которые будут нацелены на решение проблем организационно-экономического развития предприятия [11, c.115].
Актуальность проблемы совершенствования системы менеджмента обуславливается также развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.
Однако недостаточная степень развития внутреннего потенциала экономики страны, отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала вынуждают вновь и вновь обращаться к проблемам системы менеджмента предприятий.
Объектом исследования в курсовой работе являются менеджмент и предпринимательство.
Предметом исследования в курсовой работе выступают механизмы и способы развития менеджмента и предпринимательства.
Целью курсовой работы является анализ понятие «менеджмент», изучение отличий менеджера и предпринимателя.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность менеджмента как системы управления;
- изучить особенности и отличия менеджера и предпринимателя;
- обобщить характеристику МКУ МС «Горстрой»;
- провести анализ организации менеджмента в МКУ МС «Горстрой»;
- определить предложения по совершенствованию менеджмента в МКУ МС «Горстрой».
Информационной базой исследования составили основные положения федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующие вопросы менеджмента организациях, сведения, публикуемые в периодической печати, данные глобальной информационной сети Интернет.
В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованной литературы.
1. Теоретические основы менеджмента и предпринимательства
1.1. Понятие и сущность менеджмента как системы управления
В современной специализированной литературе по вопросам управления можно встретить около двадцати различных определений понятия «менеджмент», что обусловлено постепенным ростом научных знаний в исследуемой области [12, c.108].
Термин «Менеджмент» ввел в 1900 году американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор, подразумевая под ним множество определений руководства и управления [19, c.76].
Значительный вклад в развитие понятийного аппарата менеджмента внес французский инженер Анри Файоль, который в 1916 году в своей книге «Общее и промышленное управление» сформулировал основные принципы и функции управления. Согласно Файолю, управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.
Дальнейшее развитие менеджмент получил в работах Макса Вебера, Энрике Мэйо, ДэвидаМакгрегора, ПитераДрукера и других авторов.
В России развитием теории менеджмента занимались такие ученые как А.К. Гастев, сформулировавший концепцию трудовых установок, П.М. Керженцев, рассматривающий вопросы научной организации труда. Однако, понятие «менеджмент» вошло в широкое употребление лишь в конце 80-х годов прошлого столетия в связи с переходом от административно-командной системы управления к рыночной.
Менеджмент как наука представляет собой область человеческого знания, позволяющую осуществлять управленческую функцию [7, c.155]. Менеджмент включает в себя также знания множества других наук - экономики, психологии, социологии, инноватики, кибернетики и др. Менеджмент как наука базируется на практическом опыте управления и содержит принципы, способы и методы управления [12, c.109].
Менеджмент как процесс предполагает выполнение различных функций, реализуя которые менеджеры обеспечивают условия для эффективной деятельности сотрудников организации и достижение результатов в соответствии с поставленными целями. К числу таких функций следует отнести планирование, прогнозирование, организация, мотивация и стимулирование, контроль. Для реализации этих функций применяется большое количество методов.
Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Такой подход базируется на понимании, что организации представляют собой сложные системы, функционирующие в условиях воздействия совокупности разнообразных факторов внешней и внутренней среды, а умение управлять столь сложным механизмом требует профессиональной подготовки высокого уровня. Поэтому менеджмент как искусство опирается на талант руководителя, его незаурядные личные качества и уровень профессиональной подготовки. Управление людьми предполагает использование не только научных знаний, но специфических способов воздействия [2, c.14].
В настоящее время существует три основных подхода к менеджменту [23, c.140]:
- Процессный подход, появившийся в 20-е годы ХХ века и рассматривающий менеджмент как серию непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации. Каждое из этих действий - управленческая функция, состоящая из операций и процедур.
- Системный подход появился в 50-е годы ХХ века. Данный подход используется для изучения сложных системных объектов и управления ими. Применение данного метода позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из множества подсистем и элементов, взаимосвязей между ними.
- Ситуационный подход, сложившийся в 60-е годы ХХ века, предполагает, что каждая управленческая ситуация уникальна и не существует одного набора принципов и методов ее разрешения. Такой подход отвергает наличие универсальных методов управления, опираясь в больше степени на значение переменных факторов.
Главной целью менеджмента является эффективное управление организацией, ориентированное на достижение поставленных целей, а также получение прибыли [6, c.71].
Исходя из поставленных целей, определяют задачи. К числу задач менеджмента организации относят [2, c.17]:
- Разработка стратегии, миссии, целей и задач организации.
- Построение организационной структуры.
- Эффективное распределение ресурсов предприятия.
- Организация производства товаров и услуг.
- Стимулирование труда работников.
- Осуществление контроля за деятельностью.
Система менеджмента - совокупность всех элементов организации, их взаимосвязей и процессов, обеспечивающих планомерное развитие и полноценное функционирование организации [8, c.75].
К свойствам системы менеджмента относят [16, c.328]:
- Целостность, т.е. единство всех элементов системы, достигающееся за счет построения связей. Каждый элемент системы вносит свой вклад в ее деятельность и способствует достижению общей цели.
- Организованность - свойство, заключающееся в наличии четкого плана действия и его неотступном соблюдении и позволяющее эффективно распределять имеющиеся ресурсы.
- Функциональность, т.е. набор возможностей, представляемых данной системой.
- Структурность, которая выражается в особом расположении структурных единиц, т.е. построении организационной структуры.
В условиях рыночной экономики принято говорить, что система менеджмента является результатом действия, как самой организации, так и внешних факторов, следовательно, организацию рассматривают как открытую систему. В таком случае успех ее деятельности зависит во многом от того, как предприятие приспособится к влиянию внешней среды [13, c.57].
В целом под методом понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей. Данные способы позволяют упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций менеджмента при принятии управленческих решений.
Классифицируя методы менеджмента, можно их разделить на четыре группы: организационные, административные, экономические и социально-психологические.
Методы можно разделять и по принципу их воздействия, например, прямого и косвенного. Методы прямого воздействия по большей части отражают административную деятельность, а методы косвенные - неформальное управление.
Чтобы ясно представить инструментарий указанных методов можно обратиться к следующей общеизвестной таблице (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Методы менеджмента [10, c.117]
Организационные |
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
Проектирование |
Власть |
Выгода |
Моральный климат |
Ориентация |
Принуждение |
Вознаграждение |
Саморегулирование |
Регламентация |
Ответственность руководителя |
Инициатива |
|
Нормирование |
Многое зависит от ситуации и стиля руководителя, поэтому возможно решить одну и ту же проблему разными способами [4, c.7].
Исходя из выше изложенного, следует отметить, что современный менеджмент основывается на следующих постулатах:
- внешняя среда чрезвычайно изменчива и подвижна;
- каждый сотрудник организации - это, прежде всего, личность со своими разнообразными потребностями, интересами и уровнем знаний, и лишь потом уже - это своеобразный «инструмент» для обеспечения прибыли;
- управление - это чрезвычайно сложная сфера деятельности человека, которой следует учиться практически всю жизнь.
Таким образом, современный менеджмент как система не может быть представлен как свод четко сформулированных правил, рецептов деятельности. Это в большей степени система наиболее общих фундаментальных представлений об организациях, управленческая философия, нежели набор готовых инструкций и рекомендаций. Кроме того, следует учитывать, что менеджмент при всей универсальности своих принципов и функций, всегда выступает как детище и часть национальной культуры, а потому простое копирование опыта той или страны, как правило, не дает нужного результата.
1.2. Менеджер и предприниматель
Субъектом управления являются менеджеры, весь руководящий состав организации, которые осуществляют управление [9, c.34]. Менеджеры могут быть руководителями различного уровня, занимать постоянную должность в организации и наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации [12, c.115]. В основном это специально подготовленные профессионалы, обеспечивающие решения уставных задач организации и выполнение поставленной цели увеличения прибыли. Отличительные черты современного менеджера [22, c.55]:
- быстро реагировать на новые изменения в системе управления организацией: изменения функций, структуры и методов работы органов управления;
- применять в управлении организацией экономические, инновационные, и другие методы, которые способствуют повышению эффективности предприятия, рациональному распределению ресурсов организации: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов, рабочего времени, интеллектуальных возможностей и организаторских способностей персонала;
- уметь прогнозировать экономическую ситуацию, идти на разумный риск, быть новатором новых товаров и услуг.
Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, менеджеров традиционно делят на три категории (рис.1.1). Согласно определению Парсонса, менеджеры на техническом уровне занимаются обеспечением персонала эффективной работой без срывов в производстве продукции или оказания услуг. Менеджеры управленческого уровня координируют и управляют внутренними процессами организации, согласовывают формы деятельности и взаимодействия всех подразделений [17, c.4].
Рис.1.1. Уровни управления [1, c.242]
К предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а так же организаторы бизнеса. Очень близким к понятию «предприниматель» является понятие «менеджер», «управленец» [25, c.117].
Бизнесмен отличается от менеджера, тем, что он владелец капитала, деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди [15, c.91].