Файл: Документирование и инвентаризация (на примере ООО "Фемида").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, инвентаризация помогает выявить реальные объемы затрат товарно-материальных ценностей для реализации тех или иных работ проводимых организацией т.к. дает возможность определить объем материальных ценностей после проведения работ, а значит реальные их объемы можно оценить путем сравнения объема первоначально завезенных товарно-материальных ценностей и их остатков после проведения работ.

Порядок проведения инвентаризации регламентирован Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016 N 149-ФЗ) статья 11, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010), Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010, с изм. от 08.07.2016) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".

Организационные вопросы проведения инвентаризации оформляются в виде приложения к приказу об учетной политике. Это приложение включает в себя: график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году; даты проведения плановых инвентаризаций; перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проводимые инвентаризации имущества и финансовых обязательств можно классифицировать следующим образом:

Годовая инвентаризация - инвентаризация проводится на определенную дату и установлена законодательно, то есть обязательна. Проводится полная проверка всех активов и обязательств предприятия перед составлением годовой отчетности.

Периодическая инвентаризация - проводится по товарам, которые имеют наибольший оборот. Каждая организация самостоятельно устанавливает период, через который проводится инвентаризация.

Полная инвентаризация - охватывает абсолютно всё имущество и средства, принадлежащие предприятию или переданные ему на ответственное хранение. Такой вид инвентаризации применяют при реорганизации или ликвидации предприятия.

Частичная инвентаризация - может проводиться по определённому виду имущества (обязательств) или по всему имуществу, закреплённому за одним материально ответственным лицом.

Непрерывная инвентаризация - самый трудоемкий способ инвентаризации, при котором, документально фиксируются любые изменения в составе или наличии актива, поэтому такой метод часто применяется в оптовых и розничных организациях.


Плановая инвентаризация - назначается руководителем предприятия при определённых условиях и проходит в заведомо известные сроки.

Внеплановая инвентаризация - назначается руководителем предприятия или главным бухгалтером и проводится спонтанно. Этот вид инвентаризации назначается при выявлении фактов кражи или злоупотребления, при смене материально ответственного лица или по требованию проверяющих органов.

Повторная инвентаризация - назначается после проведения любой другой инвентаризации по причине сомнений в качестве проведённой инвентаризации[9] [6, с. 99].

2.2. Этапы проведения инвентаризации

Процесс инвентаризации можно поделить на несколько этапов:

1. Подготовка. На этом этапе издается приказ о проведении инвентаризации в котором устанавливаются сроки, объекты инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. В комиссии должно быть не менее трех человек. Если имеется большой объем работ, то для этого создаются рабочие инвентаризационные комиссии для одновременного проведения инвентаризации.

Состав инвентаризационной комиссии состоит из представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов. Также следует учесть, что отсутствие хотя бы одного из членов комиссии при проведении инвентаризации служит причиной для признания результатов инвентаризации недействительными.

Комиссия получает учетные данные в бухгалтерии и опечатывает места проведения инвентаризации.

2. Непосредственно проверка. Комиссия вместе с материально ответственным лицом пересчитывает объект инвентаризации. Материалы, упитывающиеся по массе, взвешиваются, по объёму и длине - измеряются, при необходимости делается поправка на температуру окружающего воздуха.

Проверка фактического наличия имущества должна проводиться при обязательном присутствии материально-ответственного лица, который должен перед началом инвентаризации передать председателю отчеты о движении материальных или денежных средств, все приходные и расходные документы, еще не сданные в бухгалтерию. Материально-ответственное лицо в состав комиссии не входит.

Инвентаризация проводится путем подсчета, обмера и взвешивания, а результаты оформляются с помощью специальных инвентаризационных описей, которые оформляются минимум в двух экземплярах: один остается у материально-ответственного лица, а другой отдается в бухгалтерию.


Утверждены следующие формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации [7, с. 304]:

Таблица 1 – Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации

№ п/п

Наименование первичного учетного документа

Номер документа

Выходные данные документа

1

Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией

№ ИНВ-26

Постановление Госкомстата России от 27.03.2006 № 2

2

Инвентаризационная опись основных средств

№ ИНВ-1

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

3

Инвентаризационный ярлык

№ ИНВ-2

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

4

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

№ ИНВ-3

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

5

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

№ ИНВ-4

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

6

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение

№ ИНВ-5

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

7

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути

№ ИНВ-6

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

8

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств

№ ИНВ-10

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

9

Акт инвентаризации расходов будущих периодов

№ ИНВ-11

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

10

Акт инвентаризации наличных денежных средств

№ ИНВ-15

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

11

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

№ ИНВ-16

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

12

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

№ ИНВ-17

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

13

Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Приложение к форме № ИНВ-17

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

14

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

№ ИНВ-18

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88

15

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных товарно-материальных ценностей

№ ИНВ-19

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88


Существует несколько правил заполнения инвентаризационных описей: заполнение описей возможно как автоматизировано, так и ручным способом; количество ценностей и их наименование указывают по номенклатуре в единицах измерения, которые приняты в учете; на каждой из страниц описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей, а так же их общий итог количества в натуральных показателях, которые записаны на данной страницы, вне зависимости от того, в каких единицах измерения данные ценности показаны; для исправления ошибок необходимо во всех экземплярах зачеркнуть неправильные записи и проставить над ними правильные записи; незаполненные строки должны быть прочеркнуты; на последней странице должна быть сделана отметка о проверке ценностей и о таксировке; описи должны подписать все члены комиссии, а также материально-ответственные лица.

3. Оформление результатов и сопоставление фактических и учетных данных.

После того, как была завершена инвентаризация, описи со всеми документами сдаются в бухгалтерию, а там сопоставляют записи учетных регистров (которые отражают данные бухгалтерского учета), с данными инвентаризационных описей (которые отражают фактическое наличие). В результате такого сравнения выявляются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Результаты инвентаризации (излишки или недостачи) отражаются в сличительных ведомостях. Кроме того, могут применяться единые регистры, которые объединяют показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Если организация по завершению инвентаризации выявила излишки, то порядок их оформления прост: в соответствии с подпунктом «а» п. 28 «Положения по ведению бухгалтерского учета» излишек имущества необходимо оприходовать (поставить в приход) на дату проведения инвентаризации, а соответствующая сумма излишка должна быть зачислена на финансовый результат в качестве прочих доходов.

Организация, которая осуществляет хозяйственную деятельность, может столкнуться с недостачами ценностей, таких как основные средства, материалы, товары, готовая продукция или денежные средства. Любая недостача (независимо от причины), выявленная в процессе инвентаризации, должна быть отражена в учете организации.

Если по результатам инвентаризации выявлены недостачи, то они относятся на виновных лиц. По действующему Трудовому кодексу РФ предусмотрено три вида материальной ответственности: полная материальная, ограниченная и коллективная. Полная материальная ответственность представляет собой компенсирование причиненного ущерба в полном размере. Ограниченная материальная ответственность не должна превышать среднемесячной заработной платы виновного работника на день его выявления в соответствии со статьей 241 ТК РФ. Что касается коллективной материальной ответственности в соответствии со статьей 245 ТК РФ, то она устанавливается работодателем лишь тогда, когда невозможно разделить ущерб, который нанесли работники бригады при совместном завершении, указанных работодателем работ.


В случае, если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании с него суммы убытка, то недостача списывается за счет прочих расходов. В некоторых случаях недостачу можно покрыть излишками аналогичных материальных ценностей, так называемая пересортица. Для того, чтобы ее провести, необходимо соблюдать следующие условия: излишки и недостачи были выявлены за один и тот же период у одного и того же материально-ответственного лица, излишки и недостачи в отношении товаро-материальных ценностей одного и того же наименования в тождественных количествах.

Результаты инвентаризации необходимо отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Глава 3. Документирование и инвентаризация в ООО «Фемида»

3.1. Характеристика ООО «Фемида»

Общество с ограниченной ответственностью «Фемида» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным действующим законодательством Российской Федерации.

Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Фемида». Сокращённое наименование – ООО «Фемида». Юридический адрес общества – 663400, Красноярский край, поселок городского типа Мотыгино, район Мотыгинский, улица Советская, 114. Организация зарегистрирована 24 июля 2009 года и состоит на учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю. Организации ООО «Фемида» присвоены ОГРН 1092454000649, ИНН 2426004671, КПП 242601001, ОКПО 62390307.

Основным видом деятельности ООО «Фемида» является деятельность в области права (ОКВЭД 69.10), а также зарегистрированы следующие дополнительные виды деятельности:

- 47.11 торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах

- 47.25 торговля розничная напитками в специализированных магазинах

- 69.20 деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию