Файл: Документирование и инвентаризация (на примере ООО "Фемида").pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы документирования
1.1. Понятие и классификация первичных учетных документов
1.2. Нормативные документы, регламентирующие применение первичных документов
1.3. Система документооборота первичных учетных документов в бухгалтерском учете
Глава 2. Теоретические основы инвентаризации
2.1. Понятие, цели проведения и виды инвентаризации
Глава 3. Документирование и инвентаризация в ООО «Фемида»
Прочие документы поменяли свою форму и требования к реквизитам. С применением основного кассового документа (чека или бланка строгой отчетности) стало возможным не только оформление поступлений за покупку, но и таких операций, как (п. 1 ст. 4.7 закона 54-ФЗ):
- возврат денег покупателю;
- выдача средств клиенту;
- получение средств от клиента.
Однако изменения в документах, оформляемых по ККТ, никак не отразились на правилах ведения документации по операционной кассе, утвержденных указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Поэтому по-прежнему требуется оформлять кассовые ордера на приход и расход и вести кассовую книгу.
Алгоритм взаимодействия участников процесса выглядит так: покупатель совершает покупку; фискальный накопитель в ККТ формирует фискальный признак (достоверную информацию, сформированную особым способом), который распечатывается на чеке. Чек выдается (направляется) покупателю, и при необходимости тот может проверить легитимность выданного чека с помощью специального приложения на мобильном устройстве; одновременно с выдачей чека все данные, которые он содержит, передаются через оператора фискальных данных в налоговую службу (ФНС).
В конце дня выбивается чек на общую сумму полученных денежных средств от покупателей, и формируется отчет о розничных продажах, в котором указывается перечень проданных товаров. Эти отчеты предоставляются в бухгалтерию ООО «Фемида», и данные заносятся в программу. Документальное оформление сдачи выручки производится на основании приходных кассовых ордеров.
3.3. Инвентаризация денежных средств в ООО «Фемида»
Рассмотрим порядок проведения инвентаризации денежных средств в ООО «Фемида». Этапы проведения инвентаризации:
1-й этап: создание инвентаризационной комиссии
В ООО «Фемида» создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включены представитель администрации – директор Зуев В.И., работники бухгалтерской службы: главный бухгалтер Карпенко Н.П., старший бухгалтер Жукова И.П. и экономист – Линевский Е.Р.
Перед началом инвентаризации денежных средств был издан Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-22) (Приложение 3). Приказ был подписан директором ООО «Фемида», вручен председателю инвентаризационной комиссии, а затем зарегистрирован в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).
Проверка фактического наличия денежных средств проводилась при обязательном участии материально ответственного лица – кассира Реутовой И.В. Обязанность сотрудника участвовать в проведении инвентаризации сохранности и состояния вверенного ему имущества установлена в ООО «Фемида» договором о полной материальной ответственности.
Далее были проведены обязательные процедуры, которые необходимо осуществить до начала проверки наличия имущества.
Во-первых, инвентаризационной комиссией ООО «Фемида» получены последние (на момент инвентаризации) приходные и расходные документы о движении денежных средств. Председатель комиссии завизировал приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на 10 января 2019 года». Это послужило бухгалтерии ООО «Фемида» основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.
Во-вторых, Реутова И.В. (материально ответственное лицо) дает расписку. С такой расписки начинается акт инвентаризации наличных денежных средств (форма ИНВ-15). В нем, в частности, указано следующее: «к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию, и все денежные средства, разные ценности и документы, поступившие на мою ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход».
На данном этапе инвентаризации денежных средств были проведены следующие процедуры:
- проверка фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе.
- проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
4-й этап: заключительный
Для акта инвентаризации предусмотрен типовой бланк по форме N ИНВ-15 (Приложение 4). В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов находилось в кассе в момент проведения инвентаризации.
В ходе инвентаризации денежных средств в ООО «Фемида» были выявлены излишки в размере 5146 руб. Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию и принимаются к учету в составе прочих доходов.
В бухгалтерском учете ООО «Фемида» излишки денежных средств и документов приходуются следующей проводкой:
Дебет 50 «Касса» субсчета «Касса организации» или «Денежные документы» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы».
Заключение
Документирование является одним из основных способов фиксации данных в учете для последующего их анализа и составления бухгалтерской отчетности, а также одним из элементов метода бухгалтерского учета. Сам процесс документирования представляет собой фиксацию различных фактов финансово-хозяйственной жизни в документах. Все факты финансово-хозяйственной жизни должны фиксироваться в первичных учетных документах в момент совершения данного факта, либо сразу же после его окончания в случае невозможности своевременного отражения. Составление первичных документов является первым этапом учетного процесса
Ежедневно в деятельности ООО «Фемида» происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка до покупателя, уценка, списание. Учетные записи о поступлении и выбытии товаров в ООО «Фемида» производятся на основании приходных и расходных документов, утвержденных Госкомстатом России.
Инвентаризация - это способ проверки фактического наличия активов и обязательств предприятия. Инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.
Согласно действующему законодательству, ее обязательно проводить раз в год при составлении годовой отчетности, но предприятия могут устанавливать и другие сроки. Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса - по состоянию на 1-е число месяца.
Этапы проведения инвентаризации в ООО «Фемида»
1-й этап: создание инвентаризационной комиссии
2-й этап: подготовительный. Перед началом инвентаризации денежных средств был издан Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-22). Далее были проведены обязательные процедуры, которые необходимо осуществить до начала проверки наличия имущества. Во-первых, инвентаризационной комиссией ООО «Фемида» получены последние (на момент инвентаризации) приходные и расходные документы о движении денежных средств. Во-вторых, Реутова И.В. (материально ответственное лицо) дает расписку.
3-й этап: технический. На данном этапе инвентаризации денежных средств были проведены следующие процедуры:
- проверка фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе.
- проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
4-й этап: заключительный. В ходе инвентаризации денежных средств в ООО «Фемида» были выявлены излишки в размере 5146 руб. Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию и принимаются к учету в составе прочих доходов.
Список использованных источников
- Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7344
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // "Российская газета", N 165, 29.07.2006
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 26.05.2003, N 21, ст. 1957
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Российская газета (Ведомственное приложение), №208, 31.10.1998
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Российская газета. №48. 2000
- Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" // "Финансовая газета", N 28, 1995
- Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. - М.: МФПУ Университет, 2017. - 720 с.
- Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Дашков и К, 2016. – 799 с.
- Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: практикум / В.М. Богаченко, Н.А. Кирилова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 398 с.
- Бухгалтерский учет / Под ред. проф. Ю.А.Бабаева – М.:ЮНИТИ–ДАТА, 2017. – 459с.
- Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких; 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2017. – 584с.
- Бухгалтерский учет, учеб. / Под.ред. Г.В. Максимовой – Иркутск: Изд–во ЦГЭА, 2016. – 567с.
- Ежов Ю.А., Андреева Т.В. Онлайн-кассы: особенности внедрения и административные правонарушения // Актуальные проблемы естественных и естественных наук. - 2017. - №5-5. - С. 147-149.
- Моисеева А.Д., Черемисина Т.Н. ФЗ-54 или революция в кассовой отрасли // Социально-экономические явления и процессы - 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
- Гетьман В.Г., Терехова В.А, Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для бакалавров - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Дашков и К», 2016. – 647с.
- Иванова Н.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие./Иванова Н.В. - М.: Академия, 2016. – 521с.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский финансовый учет: учебник, 2-е изд. перер. и доп.– М.: Проспект, 2018. – 754с.
- Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учёт. – М.: Омега-Л, 2016. – 640с.
- Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет; учебник – М.: Форум: Инфра-М, 2017. – 565с.
- Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учёт: Учебное пособие. – 2-е. изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2016. – 496с.
- Рогуленко, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Рогуленко, В.П. Харьков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2016. – 464с.